Основными разделами психоанализа являются: 1) топическая модель (теория) психического аппарата психики (бессознательное, предсознательное, сознательное); 2) структурная модель (теория) психического аппарата (Ид, Эго, Суперэго); 3) базовые инстинкты и виды психической энергии; 4) теория психосексуального развития; 5) базовые комплексы (Эдипов комплекс, комплекс Электры, комплекс кастрации и др.); 6) природа тревоги; 7) теория защитных механизмов; 8) теория неврозов.
1. Топическая модель (теория) психического аппарата. Свое название модель получила в связи со стремлением Фрейда изобразить психику «топографически». Присвоенные различным системам психического аппарата названия указывают на их расстояние от поверхности этого образования, т.е. сознания. Эти три системы называются: система бессознательного (Бсз), система предсознательного (Псз) и система сознательного (Сз). Система бессознательного находится в самом глубоком, укромном и недоступном месте психического аппарата, тогда как система сознательного составляет самую верхнюю и наиболее доступную его часть.
Между этими системами имеются границы, которые, однако, нельзя однозначно определить и которые не всегда являются действенными. Во сне, например, они считаются легко проницаемыми. Также считается, что эти границы стираются в период относительной душевной гармонии и «психического равновесия» и только во время душевных конфликтов эти различные системы следует считать строго разграниченными и отдельными сущностями. Желание смерти сопернику может, например, приниматься всеми тремя системами, пока этот соперник в добром здравии, но, если он вдруг заболел (особенно если он к тому же является любимым членом семьи), может возникнуть конфликт; посредством вытеснения желание может быть отнесено в систему бессознательного[12].
Бессознательное содержит материал психической жизни человека, недоступный для сознания из-за подавления; представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что оказываются подавлены или вытеснены в область бессознательного (забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные и агрессивные желания). Содержания бессознательного постоянно пополняются новыми вытеснениями. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом влияет на наше повседневное функционирование.
Предсознательное – система, которая постепенно развивается вследствие психического взаимодействия между инстинктивными желаниями и инстинктивными побуждениями, с одной стороны, и внешним миром – с другой. Система, в которой приходящие из бессознательного инстинктивные желания проверяются, изменяются, отвергаются или же допускаются к поверхности сознания и обретают подвижность. Состоит из того, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное; является бессознательным в определенный период времени («бессознательное в относительном смысле»); содержит весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, то, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; ваши любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу.
Задачи предсознательного: критическая оценка (цензура) эмоциональных состояний и проникающих представлений, прежде чем они смогут попасть в сознание; цензура инстинктивных желаний и их дериватов; создание структурированной системы памяти; проверка реальности (способность различать воображаемое и действительное); связывание психической энергии (исчезновение диктаторского характера влечений, хотя и на время); контроль над доступом к сознанию и обретением подвижности (защита сознания от насилия со стороны неприятных переживаний и удержание индивида от поступков, которые могли бы создать угрозу его жизни, авторитету, самоуважению или его представлениям о моральных ценностях и т.п.); право распоряжаться развитием аффектов; использование защитных механизмов (в отличие от вытеснения, отсылающего инстинктивное желание или его дериват в бессознательное, некоторые другие защитные механизмы позволяют дериватам инстинктивных желаний продолжить свой путь в сознание в несколько измененном виде); предсознательное – место возникновения продуктов воображения; симптомообразование (если вытеснение инстинктивного желания или его дериватов остается безуспешным, предсознательное может добиться компромисса в виде невротического симптома).
Сознательное содержит материал, о котором человек может дать вербальный отчет; состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Это лишь малый процент информации, включающий проникающие из предсознательного содержания, знания о внешнем мире, а также телесные ощущения, которые получили определенную степень внимания. После отступления сознательного внимания от этих содержаний они становятся предсознательными. Система сознательного имеет много общих черт с предсознательным. К ним относятся процесс испытания реальности, а также то обстоятельство, что в обеих системах господствует в основном принцип реальности, здесь также можно говорить о преобладании вторичного процесса.
2. Структурная модель (теория) психического аппарата. Перейти от топической к структурной концепции З. Фрейда подвигли как теоретические рассуждения, так и клинические факты. В 1923 г. З. Фрейд вводит понятия Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я), в которых отсутствует какая-либо явная или неявная связь с качеством сознания и которые в итоге составили структуру личности.
Ид (Оно) – резервуар (основной источник) всей психической энергии и унаследованных инстинктов, присущих человеку от рождения. Это темная, недоступная часть нашей личности, которая включает комплексы, фантазии, воспоминания, желания, существование и содержание которых можно только предполагать и которые становятся сознательными после преодоления сопротивления в процессе психоанализа. В своем развитии Ид предшествует Эго, т. е. психический аппарат начинает существовать как Ид, часть которого затем развивается в Эго. Это самая архаическая структура психики, действующая бессознательно, в соответствии с принципом удовольствия. Ид включает две группы базовых инстинктов: влечения к жизни, или сексуальных инстинктов, и влечения к смерти, или инстинктов агрессии (разрушения). Энергия сексуального инстинкта называется либидо (в пер. с лат. – желание, влечение, страсть). Когда энергия инстинктов переполняет Ид, человек испытывает дискомфорт, напряжение, которое требует выхода или в форме рефлексивных действий, или путем трансформации энергии (замещения или в виде болезненных симптомов), или проявляясь в образах и мыслях, не подверженных цензуре сознания и морали.
Эго – элемент структуры личности, образуется из Ид, включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром. Подчиняется принципу реальности, накладывая ограничения на стремления Ид к удовольствию и призывая к здравому смыслу. Работает на сознательном, предсознательном и динамически бессознательном уровнях. Когда инстинкты Ид вступают в острый конфликт с социальными нормами, у Эго есть средства, чтобы ослабить возникшее психическое напряжение. Этими средствами являются защитные механизмы, обладающие двумя особенностями. Они отрицают или искажают действительность и делают это бессознательно.
Функции (задачи) Эго: восприятие реальности (включая самовосприятие) и адаптация к ней; самосознание; контроль за поведением; использование тревоги (страха) для самосохранения; видение сновидений и др.
Эго-стабильность (здоровое Эго): отсутствие инфантильной враждебности, обусловленной влиянием Ид; отсутствие идей самообвинения, обусловленных влиянием Суперэго; слабая выраженность механизмов психологической защиты; слабая выраженность магического мышления; отсутствие инфантильной переоценки собственных возможностей; функционирование в соответствии с реальностью; способность отстраниться от фикций (термин Альфреда Адлера, Adler), т.е. принципов, идей, целей, не имеющих отношения к реальности, носящих символическое значение, которых, однако, придерживаются большинство людей; способность вступать в спонтанные связи (термин Эриха Фромма, Fromm), т.е. связи, в которые человек вступает в процессе самореализации, не поступаясь своими индивидуальными качествами.
Суперэго – этическое или моральное образование в структуре личности; формируется в человеке в последнюю очередь, представляя собой голос морали, нормы семейной и общественной жизни и авторитет власти. Является результатом интериоризации социальных норм и ценностей, передаваемых в основном родителями. Оценивает действия Ид, испытывая гордость и удовлетворение в случае его нормального поведения или ощущая стыд и вину, когда индивид нарушает какие-либо нормы. Суперэго (Сверх-Я) развивается в процессе социализации; контролирует социальное поведение. В Суперэго развиваются самонаблюдение, самокритика, другая рефлексивная деятельность, локализуются родительские установки. Предписания Суперэго могут находиться в конфликте с ценностями человека. Супер-Эго ребенка строится, собственно, не по примеру родителей, а по родительскому Супер-Эго; оно наполняется тем же содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продолжают существовать на этом пути через поколения.
Фрейд разделил Суперэго на две системы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят, ведет к установлению для себя высоких стандартов.
Система «совести» – результат социального контроля, одобрения или неодобрения действий ребенка; система «идеал-Я» – результат идентификации ребенка с одним из родителей с компонентом «отец-идеал» (выделен Эрнестом Джонсом).
Согласно Фрейду, в здоровой нормальной личности все три системы должны быть сбалансированы. Те, у кого Ид доминирует над Эго и Суперэго, импульсивны и эгоистичны. Чрезмерная власть Суперэго выражается в жестком, менторско-авторитарном поведении.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.