Личность специалиста помогающих профессий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Работа по оказанию психологической помощи, несомненно, предъявляет особые требования к специалисту. Необходимость постоянно развиваться и самосовершенствоваться является для практикующего психолога условием не только поддержания профессионального статуса и имиджа, но и сохранения его собственного здоровья. Анализируя свою работу с людьми, Джек Даунинг отмечает: «Продолжая работать с людьми, я все больше понимаю, что зарабатываю на хлеб тем, что делюсь своим здоровьем с другими. Если мне не удается удерживаться в равновесии, сохранять контакт со своей энергией, то я не могу дать то, что обязан давать другим». Действительно, если, стараясь проявить понимание к клиенту, психолог будет эмоционально откликаться на его переживания точно такими же ответными переживаниями, то рано или поздно у него разовьется эмоциональное выгорание. «Эмпатия – это не одинаковые с клиентом чувства терапевта, это, скорее, живые и естественные чувства терапевта по поводу чувств клиента»[10]. Прежде чем оказывать психологическую помощь другому, психолог обязан позаботиться о себе. В частности, необходимо воздерживаться от практики, переживая личностный кризис, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Психологу необходимо обладать значительным запасом свободной энергии, который к тому же должен постоянно пополняться, иначе ему просто нечем будет делиться со своим клиентом. В этой связи он в первую очередь должен проработать все свои проблемы (моральные, материальные, сексуальные и пр.). Иначе он не сможет в полной мере проникнуться проблемой другого человеческого существа и присоединиться к его опыту или же будет решать свои проблемы за счет клиента, ничем не помогая ему и даже нанося вред. Между тем не менее 10 % психотерапевтов признаются профессионально непригодными по следующим показателям: физическое и психическое нездоровье (депрессия, «синдром сгорания», супружеский или семейный кризис), алкоголизм, наркомания, связанная с возрастом и процессами инволюции неспособность выполнять профессиональные обязанности, утрата моторных навыков, вступление в сексуальные отношения с пациентами[11].

Для разных направлений и подходов оказания психологической помощи характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств помогающего специалиста. Особенно заметны эти различия при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмотивной, психодинамической психотерапии. Более подробно эти требования будут рассмотрены ниже. Важным является умение противостоять чувствам клиента. Психолог не должен поддаваться чувствам клиента, но он не может оставлять их незамеченными.

Продолжительность сеансов может быть различной. Обычно выбирается длина сеансов от сорока до шестидесяти минут. Главный критерий при выборе продолжительности сеанса – должно успеть произойти что-то реальное. Поэтому нет смысла тянуть оставшуюся пару минут, если есть ощущение, что сеанс фактически закончен. Как и нет смысла заканчивать его точно, прерывая клиента на полуслове. Следует заранее предупредить клиента, если незадолго перед окончанием он начинает важную для себя тему. Не рекомендуется намного продлевать сеансы или делать сдвоенные сеансы даже из желания помочь клиенту эффективно использовать время. На практике такие отступления во времени чаще связаны либо с эмоциональными проблемами психолога, либо играют на руку сопротивлениям клиентов.

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Чем отличается психологическая помощь от психотерапии?

2.  Раскройте содержание понятий: психологическая норма, психологическое здоровье.

3. Перечислите компоненты психологического здоровья по О.В. Хухлаевой.

4. Какие направления психотерапии привели к появлению психологических моделей оказания помощи, а какие направления психологии привели к появлению психотерапевтических концепций.

5. Как исторически появлялись и развивались концепции психологической помощи?

6. Какова популярность различных концепций психологической помощи в настоящее время?

7. Каковы характерные особенности практики оказания психологической помощи в России?

8. Чем обусловливается необходимость заботы психолога о самом себе и необходимость постоянного развития и самосовершенствования?

9. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать специалист помогающих профессий?

Практикум по теме

Написание эссе.

Обзор специальной литературы и нормативных документов позволяет выделить следующие желательные личностные характеристики консультанта:

– проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;

– чувствительность к установкам и поведению других людей;

– эмоциональная стабильность и объективность;

– доверие к людям и способность вызывать доверие других людей;

– уважение ценностей и прав других людей;

– принципиальность;

– отсутствие предубеждений;

– самопонимание и самопознание;

– сознание профессионального долга;

– эмпатия, внимательность и чуткость (но не высокая сензитивность);

– умение выслушать, теплота и сердечность (но не сентиментальность);

– объективность (неотождествление себя с клиентами);

– высокий социальный интеллект;

– внутренний локус контроля;

– гибкость и отсутствие собственных серьезных проблем;

– постановка реалистичных целей;

– способность использовать и осознавать жизненный опыт;

– личностная и социальная зрелость;

– способность быть самокритичным и др.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 319.