В настоящее время в психологической практике наблюдается тенденция к эклектизму или к интеграции различных теоретических подходов и соответствующих им методов. Хотя в целом пока еще сохраняется тенденция различать два направления: с одной стороны, это школы подходы, связанные с психодинамическими и гуманистическими теориями, а с другой стороны – с поведенческими, когнитивными, экспериментально-психологическими теориями и подходами.
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ традиционно считаются двумя основнополагающими направлениями современной психотерапии. Так, в Германии лишь эти два направления признаны в университетах и, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама и др., несмотря на свою популярность, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации.
В России когнитивная психотерапия пока не получила широкого распространения, что отчасти связано с отсутствием потока когнитивно-ориентированных «тренеров-миссионеров» с Запада. Распространенные в России психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование стали известными благодаря серии обучающих программ, привезенных сюда западными специалистами. В то же время рефлексия, являющаяся центральным звеном в процессе когнитивной психотерапии и приводящая к осознанию базовых, исходных представлений о себе и о мире, созвучна экзистенциальной ориентации российской ментальности. Поэтому у этих подходов имеются хорошие перспективы для развития и реализации в России.
Для российской практики оказания психологической помощи характерны следующие особенности.
1. По сравнению с зарубежной психологией, развивающейся в рамках давно существующих школ и традиций, российским психологам присуща большая свобода в интеграции подходов и не столь выраженная амбициозность, что делает отечественную психологию более гибкой в применении тех или иных подходов, но не снижает требований к уровню профессиональной компетенции специалистов, оказывающих помощь.
2. Определенное своеобразие психологической помощи придает и российская социокультурная среда. Как известно, для российской ментальности характерны высокая тревожность, недоверие, подозрительность, стремление скрывать свои проблемы. Все эти характеристики проявляются при взаимодействии с психологом. Для того чтобы преодолеть эти барьеры, психолог должен вызвать к себе доверие, стать другом для клиента, но при этом он должен сохранять дистанцию, что нередко оказывается затруднительным.
3. В России личное здоровье является понимаемой ценностью, но мало реализуемой в поведении. У нас принято терпеть и страдать. За помощью люди обращаются в том случае, когда ситуация становится невыносимой для человека и, в итоге, трудно разрешимой и для психолога. В свою очередь, недостаточная профессиональная подготовленность отечественных психологов к решению сложных проблем проявляется в их снисходительно-презрительном отношении к своим клиентам, деструктивных способах самоутверждения.
К названным особенностям можно добавить неразработанность законодательства в отношении оказания платных психологических услуг, неопределеннность процедуры лицензирования, недостаточность поддержки психологической службы в регионах со стороны государства. И все же, учитывая, что число дипломированных психологов в стране постоянно растет, а значит, растет и психологическая культура людей, со временем психологическая служба займет достойное место в обществе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.