Структурные элементы психологической помощи и их особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психологическую помощь можно рассмотреть как самостоятельный феномен, обладающий определенными элементами. Основными структурными элементами психологической помощи являются:

· субъект помощи (консультант) – человек, оказывающий помощь;

· объект помощи (клиент) – человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться;

· проблема – трудная жизненная ситуация и сформулированный на ее основе запрос клиента;

· концепция (лат. conceptus – «представление, мысль») – специфическая система аргументированных взглядов, обусловливающая понимание механизмов изучаемой реальности и предопределяющая стратегию ее изменения;

· помогающие стратегии, методы и методики – совокупность конкретных приемов и действий субъекта помощи, позволяющих клиенту решить его проблему;

· результат – это те реальные изменения (или их отсутствие), которые произошли в жизни клиента и в нем самом в процессе оказания ему психологической помощи.

Типичными характеристиками клиента являются:

· позитивные ожидания, надежды или вера;

· состояние дистресса или неконгруэнтности;

· активный поиск помощи.

Клиентом со своим специфическим запросом может быть не только отдельный человек, но и группа, а также и организация. Клиент ищет помощи в тех случаях, когда ему трудно самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами. В частности, потребность в психологической помощи возникает, когда имеются нарушения:

поведения (навязчивости; агрессивность; возбудимость, расторможенность; конфликтность);

общения (замкнутость; стеснительность; нерешительность; фамильярность; неумение отказать, отстоять свои интересы);

межличностных, внутрисемейных отношений (одиночество; развод/разрыв отношений, расставание; измены/обман, ложь; непонимание в семье; ревность; невротическая любовь);

эмоциональной сферы (депрессия, в том числе сезонная депрессия; тревожность; панические атаки; эмоциональная холодность; страхи; боязнь транспорта (ездить в метро, летать самолетом));

питания (переедание, в т.ч. булимия; отказ от еды, в т.ч. анорексия);

сна (бессонница; плохой сон; кошмары);

работоспособности (утомляемость; рассеянность; потеря интереса к работе; творческий застой);

телесного и/или психического здоровья (неврозы; астенические состояния – психоастения, неврастения; хронические заболевания; инвалидность; тяжелые травмы);

психосексуальной сферы – нарушения сексуальности (импотенция, фригидность; гиперсексуальность; сексуальные перверсии – эксгибиционизм, вуайеризм, гомосексуализм, педофилия, садомазохизм, фетишизм; утрата психосексуальной идентичности – транссексуализм, трансвестизм; навязчивая (патологическая) мастурбация (онанизм)).

Показаниями к получению профессиональной психологической помощи также являются:

переживания кризиса в той или иной сфере жизни (личной, профессиональной, творческой, социальной);

затяжные конфликты в отношениях, кризисы, угрозы разрыва, расставания;

наличие зависимостей (алкогольной, наркотической и др.);

столкновение с травматическими событиями и переживаниями (в т.ч. посттравматический стресс);

наличие/появление тех или иных симптомов расстройства нервной/психической деятельности (неврозы; тики; заикание; тревога; страхи; астения, психоастения);

установленные врачами диагностически или подозреваемые психосоматические заболевания.

Первоочередная задача психолога-консультанта – помочь клиенту найти и реализовать соответствующие решения этих проблем. Для этого важно смещение акцента на изменения в поведении и личности клиента, так как именно он будет решать свою проблему, а также сталкиваться с последствиями решений, которые принимает.

Оказание профессиональной психологической помощи базируется на определенных концепциях, а также на их эклектическом объединении. Концепция, лежащая в основе психологической помощи, решает следующие задачи: 1) обобщает накопленную информацию; 2) объясняет проблемное поведение, делает его более понятным; 3) прогнозирует дальнейшее развитие событий; 4) указывает направления для предпринимаемых действий[5].

В ряде случаев оказание помощи предполагает усвоение клиентом в адаптированном виде соответствующей концепции. При этом клиент должен понять, какое поведение от него ожидается и почему именно это поведение принесет ему облегчение. Идеи и положения, составляющие концепцию, должны быть аргументированы, т.е. логически обоснованы или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории, религиозные догматы, авторитетные личности, традиции, здравый смысл и т.д.).

В качестве помогающих стратегий могут выступать:

· предоставление советов: предложение своей точки зрения на то, как лучше действовать в сложившейся ситуации;

· предоставление информации: предоставление требующейся в конкретной ситуации информации;

· непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации); помощь с отгулами, жильем, деньгами, защитой прав;

· обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;

· совершенствование системы, вызывающей у людей трудности, например работа по организационному развитию;

· консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождение альтернативных путей выхода и принятия решения, иначе говоря, это поддержка людей в плане помощи самим себе.

К желаемым результатам психологической помощи относятся: психоэмоциональная стабилизация клиента; лучшее понимание (себя, своей ситуации, других людей); принятие решения об определенных действиях и реализация решения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.