Консультирование как вид психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессиональная психологическая помощь осуществляется прежде всего в виде консультирования.

Психологическое консультирование – это доверительная беседа с глазу на глаз, в ходе которой происходит установление психологической проблемы, ее анализ, а также определяются и прорабатываются возможные пути ее разрешения.

Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешение на частную практику, дает следующее определение: «Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

К. Роджерс определяет консультирование как процесс, адресованный в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности.

Основными формами психологического консультирования, в частности, выступают:

· возрастно-психологические консультации;

· консультации по вопросам семьи и брака;

· консультации психолога по детско-родительским отношениям.

Общение с психологом в рамках психологической консультации предполагает обсуждение запроса – повода, причины, основания потребности в психологической помощи, а также выяснение различных (существенных с точки зрения сути вопроса) деталей. Итогом такого рода консультации (иногда требуется серия консультаций) являются профессиональные комментарии и рекомендации.

Как было отмечено выше, оказание психологической помощи осуществляется в ходе взаимодействия субъекта помощи (консультанта) и объекта помощи (клиента). На самом деле, консультирование – это все-таки взаимодействие двух субъектов; влияние клиента на консультанта не менее активно по сравнению с влиянием консультанта на клиента. Проблема будет решаться эффективно только тогда, когда проблема клиента станет проблемой консультанта. И именно возможность разделить проблему с другим человеком, увидеть отклик на нее, получить реальную эмоциональную поддержку оказывает значительное помогающее влияние на клиента.

Целями консультирования могут являться следующие.

1. Изменение поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с различными жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Помощь в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих самостоятельность поступков, распределение времени и энергии, оценку последствий риска и др.

4. Развитие умения завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Актуализация ресурсного потенциала личности.

В основе всех целей лежит идея изменений. Изменения могут носить следующий характер: 1) изменение самой ситуации; 2) изменение себя для адаптации к ситуации; 3) выход из ситуации; 4) нахождение способов жить с этой ситуацией.

При всех этих изменениях необходимо повышение личной ответственности клиентов за разрешение проблемной ситуации и в целом дальнейшее самостоятельное развитие своего жизненного сценария.

Позиция психолога-консультанта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, не в предоставлении советов, а в помощи его личностному росту, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения.

Психологическое консультирование – это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним, в частности, относятся этапы психологического консультирования. В литературе обычно приводится «пятигашаговая» модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психотерапевты:

1) установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2) сбор информации о клиенте, решение вопроса «В чем состоит проблема?»;

3) осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего вы хотите добиться?»;

4) выработка альтернативных решений: «Что мы еще можем сделать по этому поводу?»;

5) обобщение результатов взаимодействия с клиентом.

Реализация этих этапов зависит от того, где именно работает психолог, как часто он имеет возможность встречаться с клиентом, а также какой концепции придерживается в работе с клиентом.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Дайте определение понятия «психологическая помощь».

2. Является ли обращение клиента за психологической помощью проявлением его слабости?

3. Назовите виды психологической помощи. Чем они отличаются?

4. В чем заключается смысл бытовой психологической помощи?

5. В чем заключается смысл профессиональной психологической помощи?

6. Что ожидается от человека, к которому обращаются за психологической помощью?

7.  Перечислите и охарактеризуйте структурные элементы психологической помощи.

8. В случае каких нарушений и показаний оказывается психологическая помощь?

9. Какие проблемы на данный момент вы переживаете и нуждаетесь ли в психологической помощи в их решении?

10. Какие функции выполняет концепция, лежащая в основе психологической помощи?

11. Какие помогающие стратегии используются при оказании психологической помощи?

12. Перечислите виды психологического консультирования.

13. Дайте определение психологического консультирования.

14. Назовите возможные цели психологического консультирования.

15. Назовите этапы психологического консультирования.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.