История появления и развития направлений и методов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологической помощи

Появление и развитие различных концепций и методов

Психологической помощи

Неправильно лечить глаза без головы,

голову без тела, так же как тело без души.

Сократ

 

Первые научные концепции и соответствующие им методы психологической помощи складываются в конце XIX начале XX в. в рамках психотерапии, но уже с учетом психологических механизмов возникновения и течения различных болезней и переживаемых человеком проблем. Благодаря этим концепциям психотерапия стала пониматься гораздо шире, чем просто одна из отраслей медицины. Даже если она и трактовалась как лечение, то при этом признавалось, что лечение это по задачам и методам является психологическим. Не случайно, например, Юнг назвал созданную им теорию и практику психотерапии аналитической психологией, а Адлер – индивидуальной психологией. Очевидной становится связь классических направлений академической психологии и возникших в последующем направлений психотерапии: например, гештальт-терапии с гештальт-психологией, поведенческой психотерапии с бихевиоризмом, когнитивной психотерапии с когнитивной психологией и др.

Выбор конкретной концепции и соответствующей ей модели оказания психологической помощи клиенту, с одной стороны, определяется особенностями состояния и проблемами клиента, а с другой – соответствием используемой концепции личностным особенностям и взглядам терапевта. В этой связи возможны ситуации, когда имеет смысл переадресовать клиента коллеге, использующему более адекватный его проблемам подход. Например, обратиться в семейную консультацию или же включиться в групповые формы работы.

Одной из первых форм психологической помощи является психоанализ. Это, пожалуй, наиболее сложная и емкая из всех психологических практик, особенностью которой является внимание к бессознательному аспекту душевной жизни (отсюда и интерес психоанализа – со времен его основателя Зигмунда Фрейда – к толкованию снов как арены, на которой проявляет себя бессознательное) и сексуальности (что не следует понимать в бытовом, общеупотребительном смысле: понятие сексуальности в психоанализе имеет строгие научные основания и границы). Высокая периодичность встреч, использование психоаналитической кушетки и ряд специальных правил («основное правило» свободных ассоциаций, анализ сновидений, и др.) делают психоанализ исключительным методом, сложность использования которого компенсируется его непревзойденной ценностью в исцелении и самопознании.

Психоанализ З. Фрейда повлиял на появление значительного числа других концепций и прежде всего таких, как индивидуальная психология Альфреда Адлера, аналитическая психология Карла Юнга, телесно-ориентированная психология Вильгельма Райха и мн. др. Также психоанализ и вышедшие непосредственно из него концепции оказали определенное влияние на логотерапиию и экзистенциальный анализ, на появление трансперсональной психотерапии в виде психосинтеза, холотропной терапии и ребефинга.

Особую ветвь в развитии теоретических основ психологической помощи составляет гуманистическая психология, которая представлена такими концепциями, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, гештальт-терапия Фредерика Перлза, психодрама Якоба Морено и близкими к ним в понимании сущности человека и причин его проблем – транзактным анализом Эрика Берна, арттерапией, также учитывающими влияние неосознаваемых человеком процессов и переживаний.

Следующую ветвь в понимании психологических проблем человека и методов психологической помощи составила поведенческая психотерапия в виде классической поведенческой терапии (Джон Уотсон, Боррес Скиннер, Джозеф Вольпе и др.), рационально-эмотивного поведенческого консультирования Альберта Эллиса, когнитивного консультирования Аарона Бека и др.

Оказание квалифицированной психологической помощи человеку предполагает, как было отмечено выше, владение определенной теоретической концепцией, объясняющей проблемное поведение и определяющей конкретные действия психолога. Стремление помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений подобно «полету без ориентиров»[6]. Теория выполняет роль карты, которая открывает психологу перспективу понимания проблем клиента и указывает направления и способы их разрешения. Она позволяет психологу чувствовать себя уверенно и безопасно при столкновении с дезорганизованным, хаотичным внутренним миром некоторых клиентов.

Число концепций психологической помощи растет с каждым днем, что, естественно, ставит вопросы как об их принципиальных различиях, так и о востребованности и эффективности. Что касается выявления различий, то, к сожалению, они зачастую прописываются в критическом отношении различных концепций друг к другу. Для пользы дела все же, наверное, необходимо сначала определиться, какие параметры сравнивать. К тому же каждая из концепций имеет тесную согласованность всех элементов и для эффективного использования концепции необходимо понимать стержень, который ее составляет. Рассмотрим различия разных концепций по параметру понимания сущности психической нормы/психологического здоровья.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.