Глава 5. Гуманистические концепции и методы психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса

Общая характеристика концепции

История возникновения и развития клиент-центрированной психотерапии

Основные разделы и категории концепции

Процедуры и техники оказания психологической помощи в клиент-центрированном подходе

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

Практикум по теме

Тест для самопроверки

Гештальттерапия Фрица Перлза

Общая характеристика концепции

История возникновения и развития гештальттерапии

Основные разделы и категории концепции

Процедуры и техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

Практикум по теме

Тест для самопроверки

Транзактный анализ Эрика Берна

Общая характеристика концепции

История возникновения и развития транзактного анализа

Основные разделы и категории концепции

Процедуры и техники оказания психологической помощи в транзактном анализе

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

Практикум по теме

Тест для самопроверки

Глава 6. Другие концепции и методы психологической помощи

Психодрама Якоба Леви Морено

Общая характеристика концепции

История возникновения и развития психодрамы

Основные разделы и категории концепции

Процедуры и техники оказания психологической помощи в психодраме

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

Практикум по теме

Тест для самопроверки

Нейролингвистическое программирование Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Милтона Эриксона

Общая характеристика подхода

История возникновения и развития нейролингвистического программирования

Основные разделы и категории концепции

Процедуры и техники оказания психологической помощи в логотерапии

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

Практикум по теме

Тест для самопроверки

Заключение

Библиография

Приложение

ПРЕДИСЛОВИЕ

…то, чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья

 гораздо больше, чем то, что мы имеем.

А. Шопенгауэр

 

Умение оказывать психологическую помощь людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, является визитной карточкой практикующего психолога. Развитие данного умения и способность к его реализации в будущей профессиональной деятельности составляют стержень профессиональной подготовки специалиста-психолога. В то же время можно отметить, что профессионализм психолога во многом обеспечивается качеством его собственной личности. Не секрет, что «плохо подготовленные парапрофессионалы отличаются снисходительно-подозрительным отношением к своим клиентам; обращение за помощью они расценивают как свидетельство личного банкротства клиентов, что в свою очередь используется этими «психотерапевтами» для самоутверждения, для снятия собственной фоновой тревоги»[1].

Поэтому так важно профессиональному психологу глубоко и всесторонне понимать содержание и значение психологических трудностей, переживаемых человеком. При этом необходимо осознавать, что их восприятие и последующая работа с ними во многом определяются той внутренней призмой, через которую психолог смотрит на других людей. И этой призмой является конкретная концепция миропонимания, складывающаяся у каждого человека как в процессе его жизнедеятельности, так и овладеваемая им в ходе специального обучения. Для профессионально подготовленного психолога это должна быть теоретически обоснованная и практически подтвержденная концепция, объясняющая как механизмы возникновения психологических проблем, так и способы их разрешения.

В курсе «Концепции и методы психологической помощи» закладываются основы рассмотрения многих проблем и вопросов, впоследствии более углубленно изучаемых в курсах «Психологическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Психологическая служба в образовании» и др.

В ходе изучения данного курса студенты овладевают как теоретическими знаниями, так и аналитическими умениями, необходимыми в будущей работе, что обеспечивается использованием активных форм и методов обучения. Методологической основой курса явилась гуманистическая парадигма и компетентностный подход в образовании. Изучение данного курса способствует развитию следующих профессиональных компетенций будущего психолога:

· способность понимать высокую социальную значимость своей профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи;

·  готовность соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности;

·  способность оценить особенности социальной и культурной среды как ситуации развития;

·  способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

·  способность рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий.

Теоретической основой учебного предмета послужили работы следующих авторов: А. Адлер, А. Бек, Э. Берн, А.Н. Елизаров, Б.Д. Карвасарский, И.Г. Малкина-Пых, Р. Нельсон-Джоунс, А.А. Осипова, Ф. Перлз, К. Роджерс, У.С. Сахакиан, В. Франкл, З. Фрейд, А. Эллис, К. Юнг и мн. др.

Выражаю огромную благодарность моему рецензенту доктору медицинских наук, профессору Александру Анатольевичу Зайченко, оказавшему неоценимую помощь в написании данного учебного пособия.

Изучение данного курса ориентировано на развитие психологической культуры и системного мышления будущего специалиста. Психологические знания на сегодняшний день становятся элементом социальной культуры и необходимы каждому человеку для его физического и психического здоровья, обеспечения личностной самореализации. Так, не секрет, что в патогенезе психосоматических заболеваний задействована психика. Вместе с тем значительная часть таких больных не ориентирована на психологическую/психотерапевтическую помощь, проявляя готовность лишь к соматической терапии. Пациенты не видят связи своего состояния с семейной психотравмой, с неразрешенными жизненными проблемами, со своими деструктивными убеждениями, неэффективными стратегиями преодоления жизненных трудностей и пр.

Знакомство с содержанием данного пособия позволит будущим психологам получить сопоставимую информацию о наиболее известных концепциях и методах психологической помощи, что даст им возможность определиться в своих интересах, а также увидеть возможности и границы практического применения различных концепций и методов. При этом реальное практическое овладение приемами оказания консультативной психологической помощи на основе различных психологических концепций потребует все же специального дополнительного обучения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.