Сопоставительный анализ выгод и затрат человеческого капитала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возникновение понятия "человеческий капитал" и необходимости инвестирования в этот капитал выявило потребность количественной оценки его объемов и экономической эффективности. Трактовка расходов на образование, охрану здоровья и другие аналогичные цели как затрат инвестиционного типа придает экономическому анализу таких расходов определенную специфичность. Эта специфичность объясняется тем, что капитальные блага могут на протяжении длительного периода времени использоваться без снижения и даже с нарастанием их продуктивности, в результате чего актуальным становится измерение объемов и эффективности не только текущих вложений, но и всего накопленного человеческого капитала, включая и его оценку на каждом из этапов его наращивания. В большинстве случаев работа по технико-экономическому и экономико-статистическому анализу вложений в человеческий капитал охватывает сферу образования и подготовки кадров.

С экономической точки зрения дополнительные капиталовложения обоснованы лишь тогда, когда они характеризуются достаточно высоким уровнем окупаемости. В противоположной ситуации средства целесообразнее направлять на осуществление более прибыльных инвестиционных проектов либо израсходовать на достижение целей текущего потребления. Анализ эффективности инвестиций начинается с оценки затрат на образование и ожидаемых выгод от его получения. Затраты, связанные с получением образования, можно разделить на три группы.

1. Прямые материальные затраты - расходы, осуществляемые будущим владельцем человеческого капитала либо другим инвестором (государством, предприятием, семьей):

1.1 .Плата за обучение.

1.2.Расходы на учебники, услуги библиотеки, копирование, канцтовары, Internet и т.п.

1.3. Затраты, связанные с изменением места проживания (стоимость жилья, транспортные расходы, увеличение расходов на питание в связи с обособленностью от семьи и т.п.)

2. Утраченные заработки. Человек, который учится, не может работать в том же режиме, в каком он мог бы работать, если бы не был занят учебой.

Ради приобретения образования он сознательно на некоторое время отказывается от каких-то заработков. Такие утраченные заработки для людей трудоспособного возраста относятся к категории затрат на образование. Количественно утраченные заработки можно подсчитать как заработки на работе, которую мог бы иметь человек, если бы не был занят учебой, минус доходы студента. Если, например, на период повышения квалификации за человеком сохраняется заработная плата по месту работы либо стипендия приблизительно такая же, какими были бы заработки, то человек не имеет утраченных заработков, а эту часть затрат несет инвестор, т.е. тот, кто сохраняет зарплату или выплачивает стипендию.

3 .Морально-психологические утраты:

3.1.Затраты свободного времени - одного из важнейших благ человека, поскольку учеба, как правило, отнимает больше времени, нежели нормальный рабочий день.

3.2. Перенапряжение и стрессовые ситуации, ибо учеба чаще всего является нелегким и изнуряющим занятием.

3.3. Изменение привычного социального окружения человека, разлука с родными, близкими и друзьями, ибо стремление к получению образования часто связано с необходимостью изменения места проживания.

Первые две группы затрат на обучение можно подсчитать с достаточной точностью. Морально-психологические утраты оценить довольно сложно хотя бы потому, что они различны для разных людей. В то же время нужно помнить, что нередко они играют решающую роль при принятии решения относительно получения образования. Более способные люди, кому учеба дается легко и приносит удовлетворение, при прочих равных условиях менее подвержены и более устойчивы к морально-психологическим трудностям. Ожидаемая отдача от инвестиций в образование тоже складывается из трех групп доходов.

1. Прямые материальные преимущества:

1.1 .Более высокий уровень заработка в течение всей жизни.

1.2. Большая возможность принимать участие в доходах и прибылях компании.

1.3. Более надежная перспектива рассчитывать на персонифицированные условия оплаты труда, разнообразные льготы, премии, надбавки.

1.4. Больше надежды и возможностей получать пенсионное, медицинское страхование за счет предприятия.

2. Непрямые материальные выгоды:

2.1. Большая возможность получать последующие инвестиции в собственный человеческий капитал со стороны работодателя (повышение квалификации, переподготовка, приобретение другого образования), поскольку образование увеличивает инвестиционную привлекательность наемного работника.

2.2. Оздоровление за счет предприятия более вероятно для высококвалифицированного работника, поскольку он представляет собой более ценный человеческий капитал по сравнению с низкоквалифицированными работниками и, соответственно о его здоровье работодатель заботится больше.

2.3. Высококвалифицированные работники, как правило, имеют лучшие условия труда и отдыха.

2.4. Ценные работники чаще получают льготные кредиты и другую помощь от работодателя для создания достойных условий жизни (жилье, автомобиль, телекоммуникации и т.п.).

2.5. Другие непрямые материальные преимущества.

3. Морально-психологические достоинства.

3.1. Удовлетворение от выбранной профессии на протяжении всей жизни (престижность, надежный социальный статус, самореализация).

3.2. Доступность интересных видов деятельности, профессиональное творчество.

3.3. Высокая конкурентоспособность на рынке труда, чувство стабильности и уверенности в будущем.

3.4. Удовлетворение от способа жизни студентов, от самого процесса обучения и от успехов в учебе.

3.5. Сотрудничество с разумными и перспективными людьми.

Проведенная сопоставительная оценка затрат и выгод помогает человеку принять решение о продолжении или прекращении учебы, о пределах образовательной подготовки. Если при таком анализе выгоды оказываются доминирующими, они становятся важными составляющими социального статуса избираемой профессии или уровня образования, в результате чего у человека возникает соответствующая мотивация к ее получению.

Конечно, такие обобщенные прикидки не могут быть точными как в отношении эффективности инвестирования в человеческий капитал, так и в плане реальной производственной ценности рабочей силы рассматриваемой профессии.

Ведь в производственной деятельности принимают участие не знания как таковые, а конкретные живые и очень разные люди, уровень образования которых лишь приблизительно отображается в дипломах, свидетельствах, и в продолжительности обучения, а интенсивность использования имеющихся знаний зависит от совокупности социально-экономических мотивирующих и демотивирующих факторов. Поэтому нужно разделять задачи экономической оценки человеческого капитала и инвестиций в него, с одной стороны, и задачи создания организационно-социально-экономических условий для его эффективного использования - с другой.

Накопление населением знаний, навыков и опыта требует огромных затрат материальных и трудовых ресурсов и от государства, и от предприятия, и от граждан как в сфере образования, так и вне ее. Эти затраты можно учесть лишь частично, однако опыт развитых стран свидетельствует, что оценка накопленного человеческого капитала превышает размеры материального накопления.

Поскольку человеческий капитал и инвестиции в него не могут формироваться без непосредственного участия (затраты времени и сил) его будущего владельца, то частное инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым условием его наращивания на любом уровне. Образование или профессиональная подготовка, финансируемые за счет государства или предприятия, т.е. совершенно бесплатные для потребителя, тем не менее требуют от него затрат времени и труда. Наращивание человеческого капитала сопровождается и материальными затратами личности или семьи. Поэтому обязательной предпосылкой эффективности инвестирования в человеческий капитал на уровне государства, регионов и предприятий является рациональное понимание и благожелательное отношение к наращиванию человеческого капитала со стороны его будущих владельцев.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.