Понятие «человеческий капитал» означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал создается и увеличивается путем инвестирования, обеспечивая при этом продолжительный по времени действия экономический эффект. Инвестиции в человеческий капитал представляют собой такие меры, которые повышают профессиональную квалификацию и производительные способности человека, способствуя тем самым высокой продуктивности труда работников. Расходы, которые связаны с повышением производительной силы человека, можно рассматривать как инвестиции, поскольку они будут многократно компенсированы возрастающим потоком доходов в будущем.
Инвестиции в человеческий капитал бывают разных видов. Прежде всего это затраты на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т. д. Они являются наиболее очевидным, распространенным и важнейшим видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует работника, который становится более квалифицированным и производительным. Большое значение имеют также расходы на охрану здоровья. Хорошее здоровье как результат затрат на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жизненных условий увеличивает продолжительность жизни, повышает трудоспособность и производительность труда работников. Нельзя оставить в стороне затраты на обеспечение мобильности населения, благодаря чему работники имеют возможность мигрировать из мест, где относительно низкая продуктивность труда, в места с относительно высокой продуктивностью, увеличивая тем самым результативность использования своего человеческого капитала. Кроме перечисленных, в соответствии с основными активами человеческого капитала, к инвестициям относятся также расходы на поиск экономически значимой информации, на воспитание детей (вложения в будущий человеческий капитал) и др.
Обобщая, можно сказать, что все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной либо другой форме и которые способствуют росту в будущем продуктивности и доходов работника, - это инвестиции в человеческий капитал.
Инвестирование - хотя и важнейшая предпосылка производства человеческого капитала, однако еще не само его производство. Формирование человеческого капитала осуществляется в ходе активной человеческой деятельности, в которой будущий владелец этого капитала практически всегда выступает одновременно и объектом, и субъектом и результатом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики за счет государственных и частных инвестиций, так и на личностном уровне в том понимании, что затраты времени и труда на саморазвитие и самосовершенствование будущего владельца человеческого капитала абсолютно необходимы для наращивания этого капитала. Также частные затраты в последствии обязательно входят в общественные затраты процесса воссоздания, поскольку накопленный запас знаний, умений и других продуктивных качеств человека может быть реализован и оценен только в обществе благодаря активной деятельности его владельца.
Формирование человеческого капитала, следовательно, - это создание продуктивных качеств человека с помощью инвестиций в конкретные процессы его жизнедеятельности. Причем, инвестирование осуществляется в двух формах: как вложение финансовых средств и ресурсов, и как затраты времени и силы, т. е. как определенные виды человеческой деятельности.
Для инвестиций в человеческий капитал характерны особенности, которые отличают их от других видов инвестиций:
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал зависит непосредственно от сроков его использования, т. е. определяется временем, которое остается до завершения трудоспособного периода жизни человека. Чем раньше сделаны инвестиции в развитие человека, тем на более длительный срок, при прочих равных условиях, следует рассчитывать получаемую от них отдачу.
2. Сравнительно с инвестициями в другие формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как для отдельного человека, так и для общества в целом.
3. Характер, масштабы и виды инвестиций в развитие человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями общества, менталитетом народа. К примеру, уровень образования и выбор профессии подрастающим поколением в значительной степени определяется семейными традициями, профессией и уровнем образования родителей.
4. Особенности морального и физического износа человеческого капитала накладывают специфический отпечаток на процессы инвестирования. Это определяется, во-первых, степенью естественного старения (физического износа) человеческого организма, и, во-вторых, степенью экономического старения (морального износа) вследствие устаревания знаний или относительного снижения ценности полученного когда-то образования. Однако в ходе использования человеческий капитал не только изнашивается, но и обогащается за счет приобретения человеком профессионального опыта даже без специальных инвестиций. Поэтому износ человеческого капитала (при разумном его использовании) осуществляется значительно медленнее по сравнению с физическим капиталом. Если же в ходе использования человеческого капитала постоянно реализуются дополнительные инвестиции в процессы непрерывного образования, оздоровления и т. п., то его качественные и количественные характеристики (объем, ценность, уровень) могут улучшаться на протяжении почти всей жизни человека.
5. Инвестиционный период физического капитала (в среднем 1,5-2 г.) значительно короче по сравнению с человеческим капиталом. Например, инвестиционный период такой формы вложений в человека как образование, т. е. продолжительность обучения, может достигать 12-20 лет.
6. Функционирование человеческого капитала, отдача от его применения обусловлены волей человека - владельца этого капитала, его индивидуальными интересами, предпочтениями, любопытством, ответственностью, мировоззрением, общим уровнем культуры, в том числе и экономической. Поэтому капиталовложения в человека отличает более высокая степень риска и неопределенности, а изменения в объеме человеческого капитала в зависимости от затрат принципиально невозможно оценить с такой же точностью, что и для физического капитала.
7. Вложения в человеческий капитал дают значительный по объему, продолжительный по времени действия и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.
8. Не любые инвестиции в человека можно признать экономически необходимыми и общественно целесообразными. Например, расходы, связанные с обучением криминальной деятельности, с воспитанием антисоциальных черт характера нельзя отнести к инвестициям в человеческий капитал, поскольку такое обучение приносит вред обществу и не способствует общественно-полезному развитию человека.
Инвестиции в человеческий капитал можно классифицировать по таким группам затрат: первичное образование (дошкольное, начальное, среднее, профессионально-техническое, высшее);
охрана здоровья в широком понимании, включая все затраты, которые способствуют увеличению продолжительности жизни, укреплению иммунитета, физической и психической силы, выносливости людей;
образование взрослых, включающее обучение и повышение квалификации на производстве, самосовершенствование, дополнительное образование;
воспитание гуманитарных составляющих человеческого капитала, что предполагает: умение поддерживать нормальные отношения; налаживать деловые контакты; политическую и социальную лояльность, ответственность человека, его корпоративность, нравственность, ценностные ориентации;
усиление мотивации работников к повышению качества своего труда;
миграция работников и их семей с целью улучшения условий трудоустройства;
поиск экономически важной информации.
Специфика направленности и предназначений этих затрат определяет их содержательный состав.
Дошкольное, начальное и среднее образование формируют, прежде всего, интеллектуальную составляющую человеческого капитала, улучшая качество, повышая уровень и запас знаний человека. Большое значение этих начальных этапов образования обусловлено такой характеристикой человеческого капитала: он интенсивнее накапливается в тех людях, какие уже имеют его больше. Поэтому на этих этапах создается не просто изначально необходимый для жизни в обществе запас человеческого капитала, но и формируется база для дальнейшего его развития и наращивания.
Инвестиции в профессионально-техническое и высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных работников и специалистов, высокопродуктивный труд которых в наибольшей степени влияет на темпы экономического роста.
Капиталовложения в укрепление здоровья людей имеют важнейшее значение по ряду причин: во-первых, состояние здоровья обусловливает возможности и продолжительность эффективного использования приобретенного человеческого капитала, перспективы обеспечения высоких доходов и экономического роста; во-вторых, физическое и психическое здоровье людей определяет возможности получения образования и профессиональной подготовки, миграции, т. е. выявляет эффективность и целесообразность других видов инвестиций в человеческий капитал; в-третьих, здоровье людей как носителей некоторой генетической информации предопределяет качество человеческого капитала последующих поколений. В этой связи представляют интерес результаты научных исследований, которые гласят, что здоровье человека на 8-10% зависит от системы охраны здоровья, на 20% - от экологических условий, на 20% - определяется генетическими факторами и на 50% - обусловливается способом жизни человека (рациональный режим труда и отдыха, гигиена, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, нормальная масса тела, профилактика стрессов, система закаливания). Поэтому затраты, связанные с реализацией здорового способа жизни, как вложения в укрепление здоровья людей, также следует относить к инвестициям в человеческий капитал.
Особого внимания требуют затраты на образование взрослых как составляющую непрерывного образования. Основную часть этих затрат представляют собой расходы на обучение и повышение квалификации работников на производстве. На сегодняшний день во многих развитых странах совокупные затраты всех предприятий на развитие персонала по объему сопоставимы с государственными затратами на систему образования. Однако чаще всего организация непрерывной подготовки на предприятиях не выходит за пределы внутрипроизводственного обучения. В наше время становится очевидным и то, что расширение сферы внутрипроизводственного обучения ограничена рамками крупных корпоративных структур и задачами сугубо специфичной профессиональной подготовки. В то же время постоянно возрастают требования не только к умениям, необходимым для участия в выполнении конкретных производственно-технических процессов, но и к общему уровню компетентности, способности принимать решения, видеть перспективу, т. е. к знаниям и умениям, которые обеспечиваются общей подготовкой. Для достижения нужной интеграции этих двух аспектов квалификации важным является обучение работника, как в рамках системы образования, так и непосредственно на рабочем месте.
В расходах на самосовершенствование и дополнительное образование отдельное место занимают затраты времени досуга человека как одного из наиболее важных и дорогостоящих человеческих благ. В любом учебном плане значительная часть знаний приобретается за счет самостоятельного обучения в свободное время. В современных условиях, когда именно работник интеллектуальной сферы деятельности становится олицетворением и главным фактором экономического прогресса общества, затраты денег и времени на самостоятельное обучение необходимо классифицировать как отдельный элемент в структуре инвестиций в человеческий капитал.
Затраты на воспитание способствуют формированию и развитию основных гуманитарных составляющих человеческого капитала (ценностных ориентации, коммуникабельности, ответственности, нравственности и т. д.), которые в современном мире приобретают все больше продуктивной значимости.
Вместе с созданием и культивированием способностей к работе структура человеческого капитала работника предусматривает и воспитание желания трудиться, проявлять трудовую инициативу. К инвестициям, обеспечивающим воспитание таких желаний, относятся затраты, связанные с мотивацией работников к повышению качества своего труда. Специалисты отмечают, что за последнее десятилетие имеет место существенное возрастание значимости внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворение результатами работы) по сравнению с действием внешних активаторов. И особенно заметно такая тенденция проявляется в отношении высококвалифицированного персонала. В связи с этим большая часть работы с персоналом на передовых предприятиях базируется на непрямом воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность профессионального развития, участие в управлении, социальный микроклимат и т.п.).
Затраты на миграцию и поиск экономически значимой информации способствуют перемещению рабочей силы на предприятия и в регионы, где труд оплачивается лучше, т.е. туда, где человеческий капитал используется более продуктивно, а цена за его услуги значительно выше.
К инвестициям в человеческий капитал многие специалисты относят и расходы на фундаментальные научные разработки. И это оправдано. Ведь в ходе развития науки создаются не только интеллектуальные новации, на основе которых впоследствии формируются новые технологии производства и способы потребления, но и осуществляется перевоссоздание самих людей как хозяйствующих субъектов, ибо они вследствие этого становятся носителями новых способностей и запросов. В информационном обществе, куда целенаправленно идут развитые страны, наука превращается в своеобразный генератор человеческого капитала.
Все элементы, которые представляют собой инвестиции в человека, становятся основными активами человеческого капитала. К таким активам, следовательно, относятся: знания, полученные путем общего образования, профессиональной подготовки, самосовершенствования; здоровье; мотивация; деловые и общественные черты; владение экономически значимой информацией. В современных условиях в группе деловых и общественных характеристик специально выделяют такой актив, как душевная стабильность и интеллектуальная мобильность человека, что составляет осознанную нравственно ориентированную способность собирать, анализировать, использовать возрастающие потоки информации.
Источником инвестиций в создание активов человеческого капитала являются государство, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации, регионы, образовательные учреждения, предприятия, семьи, отдельные граждане.
В наше время роль государства в этой сфере необычайно велика. Правительства применяют и стимулирующие, и принудительные меры, направленные на приумножение человеческого капитала нации. К принудительным относятся обязательное для всех формальное школьное образование в установленном объеме, неукоснительные медицинские профилактические мероприятия и т.п.. Основными все же остаются стимулирующие меры. Правительство использует два действенных способа стимулирования частных инвестиций в человеческий капитал. Во-первых, через систему налогов и субсидий государство влияет на доходы тех, кто осуществляет такие инвестиции. Во-вторых, правительство может регулировать расходы на инвестиции в человеческий капитал, изменяя цены используемых для этого ресурсов. Особенно велика роль государства в двух важнейших сферах формирования человеческого капитала - в образовании и охране здоровья.
Со временем в создании активов человеческого капитала все больше возрастает роль отдельных предприятий. Нередко они становятся наиэффективнейшими производителями такого капитала, поскольку осуществляют подготовку персонала в полном соответствии с текущими и перспективными потребностями конкретных реальных производств, владея в подобных ситуациях достоверной информацией о нужных направлениях капиталовложений в обучение и профессиональную подготовку. В то же время для предприятий характерен прагматичный подход: они инвестируют в человеческий капитал до тех пор, пока можно рассчитывать на надлежащую отдачу. Морально-психологический выигрыш, интегральный социальный эффект от таких инвестиций представляет собой в основном общественное благо, в развитии которого заинтересовано общество, государство, а не конкретное предприятие. Поэтому государство вынуждено, применяя экономические методы воздействия, подталкивать предприятия к активным действиям в сфере инвестирования в человеческий капитал.
Инвестируя в своих работников, предприятия активизируют их трудовую отдачу, повышают производительность труда, сокращают затраты рабочего времени, укрепляют свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации, в профилактические мероприятия по укреплению здоровья работников, и в целом - в повышение качества трудовой жизни.
Научно-технический прогресс требует огромных затрат, связанных с обновлением знаний. Формальное образование уже давно не единственный и достаточный метод подготовки человека к трудовой деятельности, не говоря уже обо всем комплексе человеческой жизнедеятельности. Необходимо всемерное развитие системы непрерывного образования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.