КАК ПРОТЕСТ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ
Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией великого русского писателя, заинтересовать учащихся его творчеством; сообщить историю создания произведения, рассказать о событиях, отраженных в рассказе; объяснить смысл жанрового определения «рассказ-быль» и главную мысль произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебныё действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Многообразие этого человека всегда удивляло мир.
И. А. Бунин
I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 229-230).
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении Ясная Поляна. Здесь он провел большую часть жизни. Родной дом, окружающая природа, общение с крестьянами оказали на будущего писателя огромное влияние. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его», — писал Л. Н. Толстой.
Ясная Поляна перешла к Толстым от князей Волконских. Имение было дано в приданое матери писателя, Марии Николаевне (Волконской). Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, был представителем знатного, но небогатого дворянского рода. Он служил в армии, но слабое здоровье, расстроенное материальное состояние вынудили его выйти в отставку. Он женился и занялся ведением хозяйства Ясной Поляны. Больше всего в отце писатель ценил любовь к просвещению, гуманное отношение к крестьянам. (В усадьбе никогда никого телесно не наказывали.)
В семье было пятеро детей: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария.
Матери Лев Николаевич не помнил: она рано ушла из жизни, мальчику было полтора года. Воспитанием детей занималась Татьяна Александрова Ергольская, дальняя родственница Толстых. Она прекрасно относилась к детям, окружила их заботой, лаской, теплом.
Слуги для детей были взяты из крепостных крестьян. Близость к людям «низких слоев» сыграла большую роль в нравственном развитии будущего писателя.
С ранних лет Толстой тонко воспринимал красоту родной природы: поля во время уборки хлеба, березы весной, темный лес. Любил животных, особенно лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом. Самым счастливым временем жизни называл писатель свое детство.
В 1837 году семья переехала в Москву. Через полгода в Туле скончался отец. Еще через полтора года умирает бабушка, вслед за ней тетка, сестра отца, баронесса Остен-Сакен, которая являлась опекуншей детей. После этих несчастий опекунство над сиротами взяла другая сестра Николая Ильича Толстого — Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году она перевезла всех детей к себе в Казань.
Все дети семьи, вырастая, поступали в Казанский университет. В 1844 году Лев Николаевич сначала поступил на факультет восточных языков, но через год перевелся на юридический. Не удовлетворенный университетскими занятиями, в 1847 году Толстой подал прошение об отчислении и уехал в Ясную Поляну.
В мае 1851 г. он уезжает на Кавказ, в действующую армию, где его брат Николай служил офицером артиллерии. Участвовал в боях.
Писатель прожил долгую интересную жизнь. Толстой умер в ноябре 1910 года.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 394.