I V . Рефлексия учебной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Как вы понимаете слова: «Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано»?

— Попробуйте соотнести их с содержанием стихотворения «Крестьянские дети».

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей — героев произведений русских писателей.

 

Урок 28. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ».

ЖИЗНЬ В ДОМЕ БАРЫНИ. ГЕРАСИМ И БАРЫНЯ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать этапы жизни И. С. Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

 

Ход урока

 

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».

В. Громов

 

I . Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 188-189).

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (Чтение статьи в учебнике.)

ХIХ век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. Этим трагическим событием И. С. Тургенев был сильно поражен, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть — эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы,). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)[15]

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

 

II. Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести).

 

III. Анализ деталей текста.

Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди...» до слов «... всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 423.