II . Беседа о прочитанном с элементами выборочного чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

— Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с Муму у себя в покоях? (Скука. Очередной каприз. Даже собака, видимо, по мнению барыни, должна подчиняться «причудливой старухе».)

— Можно ли утверждать, что неумение общаться с животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной дамы ненависть и враждебность к Муму? В чем это выразилось?

— Что произошло с Муму после того, как она побывала в «гостях» у барыни? (Дворецкий шепотом отдал «неизвестный» приказ Степану. После чего Степан продал Муму в Охотном ряду.)

— Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с момента исчезновения собаки? Что не учел герой, пряча свою любимицу?

— Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его «великаном», а всю челядь — «людишками»?

Чтение от слов «...вдруг дверь каморки распахнулась — вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы» до слов «он казался каким-то великаном перед ними».

— Почему Тургенев подчеркивает положение героев: челядь — внизу, Герасим — наверху? (Этот прием не случаен. Духовно и нравственно Герасим выше всех этих «мелких людишек», боящихся его. Желая жить спокойно, чтобы ничто не вызывало даже малейшего раздражения хозяйки и не отражалось на дворовых, челядь сама приговорила Муму к смерти.)

— Чем отличается Герасим от дворовых людей? («Слово» Герасима — кремень. Это знают все «людишки». Обещания не расходятся с делами. В этом еще одно достоинство «великана».)

— Что больше всего в этой истории неприятно волнует барыню, возможно, заставляет ее страдать нравственно? (Барыня недоумевает: почему собачка так дружна с глухонемым работником и посмела оскалиться на саму хозяйку? Дожив до преклонных лет, старуха не осознавала, что только лаской, любовью, заботой, вниманием можно заслужить любовь и уважение животного, но никак не приказом. А когда вдруг к ней приходит понимание этого, появляется и чувство неприязни, обиженности на всех окружающих.)

— Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?

— Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?

— В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? (До или после гибели Муму?) (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

— Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве? (В финале повести перед читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места,) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.)

— Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?

(Чтение от слов «...Герасим не мог их слышать...» до слов «...видел в небе несчетные звезды...»)

И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться».

 

III. Работа в группах. (Обобщение по теме).

Весь класс делится на группы: Каждая группа получает карточку. На карточке столько вопросов, сколько ребят в группе. Отвечает каждый.

Задание: кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини-рассказ.

 

Карточка № 1

♦ Расскажите: о детстве И. С. Тургенева;

                    о самовластии Варвары Петровны,

                    о прототипе дворника Герасима.

 

Карточка № 2

♦ Какими чертами характера наделил автор своего героя?

♦ Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?

 

Карточка № 3

♦ Расскажите о взаимоотношениях героев:

                 Герасим и Татьяна;

                 Герасим и дворня;

                 Герасим и барыня.

 

Карточка № 4

♦ История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной?

 

Карточка № 5

♦ Дайте характеристику Герасиму.

♦ Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?

 

Карточка № 6

♦ Почему И. С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?

♦ Чему вас научил этот рассказ?

♦ Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?

 

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Тургенев — мастер портрета и пейзажа» (по рассказу «Муму»); подумать, какой можно дать отзыв об этом произведении.

 

Приложение

Дата: 2018-12-21, просмотров: 374.