Из текста рассказа читатели знают, что после неудачного побега Жилин и Костылин находятся в глубокой земляной яме, под строгим контролем хозяина и постоянной угрозой погибнуть. Герои рассказа приуныли. И тут — лучик надежды: «Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина».
Вопросы:
— Что заставило дину прийти к яме проведать Жилина?
— Почему на другой день Дина задерживается? (Девочка прийти не могла, так как у мечети проходило собрание татар. Жилин понял из разговора, что русские близко подошла, и боятся татары, как бы в аул не зашла, и не знают, что с пленными делать».)
— Какую новость принесла Дина? («Иван, тебя убить хотят. ...А мне тебя жалко...») Итак, стало понятным, что татары приняли решение избавиться от Жилина.
— Почему татары так по-разному относятся к героям? (Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное — он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин — активный враг, опасный. Костылин — пассивный, опасений не вызывает.)
— Можно ли утверждать, что татары-захватчики с уважением относятся к Жилину? Вспомните, они называли его джигитом! (Плен, тяжелые условия содержания не сломили Жилина. Он не потерял своего человеческого достоинства, самоотверженности души, он Боец, он Человек.[20])
— Кого же из героев можно назвать «кавказским пленником»?
III. Составление плана рассказа о том, как Дина помогла бежать Жилину. (Записать на доске.)
План
1. Тайная помощь Дины.
2. Под страхом смерти в яме.
3. И вновь помощь дины.
4. Татарский аул позади.
5. Колодки сбить не удалось.
6. Прощай, Дина!
I V . «Кавказский пленник» — любимый рассказ Л. Н. Толстого.
Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».
Что вы можете сказать о языке рассказа: прост или сложен, понятен или недоступен?
V . Работа над пословицами, отвечающими содержанию рассказа.
Задние: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?
Ответ:
1. Нет друга — ищи, а нашел — береги.
2. Друга на деньги не купишь.
3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
4. Иноходец в пути не товарищ.
5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица)
6. Береги честь смолоду, а кафтан снову.
7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть.
8. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
VI . Подготовка учащихся к написанию сочинения.
1. Предлагаемые темы:
• Друзья и враги главного героя.
• Жилин и Костылин: разные судьбы.
2. Беседа.
— Подумайте и выберите тему сочинения.
— Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему?
3. Сообщение сложной схемы построения работы.
Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном.
4. Работа над словом «рассуждение».
Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (сочинение должно быть с элементами рассуждения).
Урок 37. А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХИРУРГИЯ».
ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Цели деятельности учителя: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова; выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия» и выявить первоначальное впечатление о прочитанном; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы юмористической и сатирической оценки героев, значащие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуализацию речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка книг писателя.
Ход урока
Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл...
М. Горький
Дата: 2018-12-21, просмотров: 523.