ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: показать духовные и нравственные качества главного героя, нравственное преображение Герасима, значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми, авторскую позицию и способы ее проявления; учить сочувствовать чужой беде, сострадать, помогать ближнему, утешать, противостоять жестокости; помочь учащимся обнаружить мастерство портретных характеристик и пейзажных зарисовок писателя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, его духовные и нравственные качества сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуал и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

 

Ход урока

I . Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

 

II. Вступительное слово учителя. Чтение II главы.

Во второй главе читатель вновь встречается с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.

Отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные». В ХIХ в. капризы богатых хозяев часто решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во второй главе.

Перечитывая текст, мы понимаем, что главы повести напоминают собой законченные рассказы-эпизоды из жизни крепостного работника Герасима.

 

I II . Анализ прочитанного по плану:

ПЛАН АНАЛИЗА

1. Каприз барыни.

2. Обязанность дворецкого — выполнять приказ.

3. Безразличный Капитон.

4. Забитость Татьяны.

5. Герасим. Его отношение к происходящему.

 

С самого начала главы Тургенев заинтриговывает читателя, сообщая следующее: «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».

Вопрос: Кому из героев этот случай будет казаться «небольшим происшествием» и для кого станет трагедией жизни?

 

Каприз барыни.

Чтение от слов «Старая барыня, у которой ...» до слов «Слушаю-с, — произнес Гаврила и удалился».

Вопрос: Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне? (Случайно! Тем трагичнее становится ситуация для Татьяны, Герасима да и самого Капитона.)

Поведение Гаврилы.

Вопросы:

1. Можно ли догадаться, что думает Гаврила? (Гаврила согласен, что Капитона нужно спасать от пьянства, хотя бы женитьбой. Он не предполагал, что в невесты ему будет назначена Татьяна. «Хотел что-то возразить, да сжал губы».)

2. Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всем с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в речи частичка «с»? (В поведении Гаврилы выражена рабская покорность, подобострастие, хитрость. Он понимает, что нельзя возражать барыне, так как самому от этого может не поздоровиться. В момент разговора с барыней речь угодническая, «сладкая»: он сделает все так, как того желает хозяйка, чтобы ничем не вызвать ее гнев.)

 

Безразличный Капитон.

Чтение в лицах от слов «Читатель теперь легко сам...» до слов «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях».

Вопросы:

— С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?

— Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить? (В диалоге Гаврилы и Капитона уверенной интонацией обладает дворецкий. И теперь Капитон уже подобострастничает, как раньше дворецкий. В речи опять звучит угодливое «с». Читатель понимает, что дворецкий зависит от барыни, а Капитон – от дворецкого.)

— Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?

— Тургенев говорит: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях». (Пояснить значение слова «красноречие».) Обладал ли талантом красноречия Капитон? Как можно оценить его речь? (Эта фраза случайна. Ею автор подчеркнул комизм ситуации и «высокий интеллект» башмачника.)

 

Татьяна.

Чтение в лицах диалога дворецкого и Татьяны.

Вопрос: Что можно сказать о характере Татьяны? (Тихая, скромная женщина. Она не умеет постоять за себя в тот момент, когда другие позволяют себе глумиться над ней. Татьяна соглашается со всем, что в отношении ее решает барыня. Она так приучена с детства: не противоречить.)

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 997.