Перед вами портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга. Вот каким нарисовал Чехова В. И. Немирович-Данченко: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого молодого человека, с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно, избегавшими парикмахера, державшегося скромно, но без излишней застенчивости и, очевидно, склонного к невычурной чистоплотности и внешней порядочности, голос очень низкий, молодой бас, дикция настоящая русская, даже с каким-то оттенком чисто великорусского наречия, интонация гибкая, даже переливающая в легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности».
«Милым, прекрасным человеком, скромным, тихим» считал Чехова великий Лев Николаевич Толстой. Личность Чехова — сочетание деликатности, душевной мягкости с мужеством и силой воли. Как человек, Чехов производил на всех приятное впечатление. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «Хорошо вспоминать о таком человеке...» (М. Горький).
II. Работа с учебником.
Чтение статьи о жизни и творчестве А. П. Чехова (По А. Захаркину; ч. I, с. 261—263).
Вопросы для беседы после прочтения:
1. Каким человеком представляется вам Чехов?
2. Что вы знаете о его детстве, юности?
3. Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?
4. Как относился Чехов к чтению, книгам?
5. Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?
6. Как Чехов подписывал свои произведения?
7. Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?
8. Объясните смысл выражений «гомерический хохот», «земская больница», «юмор», «фельетон», «сатира».
А. П. Чехов — выдающийся русский писатель. Формированием своей личности Чехов обязан прежде всего самому себе, своему огромному трудолюбию. Он рос в обстановке, которая в свое время «загубила» множество талантливых людей, и у Чехова тоже могло бы пропасть всякое желание писать и стать писателем. Отец его владел в Таганроге бакалейной лавкой с вывеской: «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». Подчиняясь требованиям отца, Павла Егоровича, Антоша вместе с братьями работал в лавке, отсиживал долгие часы, занимаясь копеечными расчетами. В свободное от работы время дети пели в церковном хоре (любимое увлечение отца). Отец был деспотичен и часто наказывал детей розгами. Работа в лавке отца допоздна, физические наказания и другое повлияли на формирование личности Антоши и выработали у него отвращение к несправедливости и насилию, а также чувство собственного достоинства. «В детстве у меня не было детства», — так написал впоследствии Чехов.
Радость и успокоение в жизнь детей вносила мать, Евгения Яковлевна.
Еще в детстве будущий писатель защищался от лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, — юмором, неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками. Вместе с братьями Антоша играл в сценках, изображая то зубного врача, то высокомерного чиновника, то лживого священника.
Будучи студентом-медиком, он стал писать короткие юмористические рассказы в журналах «Сверчок», «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки» и др. Рассказы выходили под псевдонимами: Антоша Чехонте (так когда-то называл Чехова преподаватель Таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский), Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Крапива, Врач без пациентов и др. (У Чехова было более 50 псевдонимов).
Задание 2 «Проверь себя», с. 263.
III. Чтение рассказа «Хирургия» (1883 г.).
Читает учитель или по ролям заранее подготовленные ученики, с. 263-268.
I V . Беседа.
Вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?
3. Вспомните фамилию фельдшера. На что сна намекает?
4. Каким перед вами предстает больной дьячок?
5. Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?
Домашнее задание: перечитать рассказ «Хирургия»; ответить на вопросы «Размышляем о прочитанном», с. 286.
Индивидуальные задания по группам учащихся:
1-я группа. Прочитать рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др. (по выбору), подготовить их пересказ.
2-я группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия»; подобрать иллюстрации художников к произведениям А. П. Чехова.
3-я группа. Подготовить проект – инсценировку рассказа «Хирургия», электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова» (с. 268).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 985.