I V . Знакомство с I V главой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Как прожил Жилин месяц?

2. Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору?

3. Что помешало ему в тот же вечер совершить побег?

4. Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним?

5. Объясните причину колебаний Костылина перед побегом?

 

V . Составление плана рассказа «Жилин готовится к побегу» по материалам I II и I V глав.

План (примерный):

1. Знакомство с жизнью татарского аула.

2. Работа над подкопом.

3. Поиски дороги.

4. Путь побега — только на Север.

5. Внезапное возвращение татар.

6. Побег.

 

V I. Заключительное слово учителя.

После чтения III и IV главы рассказа, нужно отметить, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту, другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

 

Домашнее задание: подготовить рассказ по плану «Жилин готовится к побегу».

 

Урок 35. Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».

ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ

Цели деятельности учителя: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося побега, сидения в яме; помочь учащимся понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Ход урока

 

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Пословица

I . Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Знакомство с V главой.

Задание: составить вопросы к прочитанному тексту.

Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев.

 

Отличия (сходство) в поведении героев:

Жилин                                                                               Костылин

Подготовка побега

знакомство с местностью,

работа над подкопом,

прикормка собаки,

запас провизии

Поведение героев на свободе

Тихо полез в дыру, выбрался                                   «Полез Костылин, да

«... Жилин чуть свистнул,                                               зацепил камень ногой,

кинул лепешки кусок, —                                                загремел.

Уляшин узнал... и перестал                                            …Услыхал Уляшин,

брехать»                                                                            забрехал и кинулся, а за

                                                                                       ним и другие собаки»

[Жилин] снял сапоги,                                                      [Костылин] тоже сбросил

пошел босиком                                                                 сапоги, но все ноги изре-

                                                                                       зал, перестал успевать

Торопится, т. к. сбился с                                                 «Подожди хоть немнож-

пути и забрал вправо                                                        ко, дай вздохнуть, у меня

                                                                                        ноги все в крови»

«...шикнет, шикнет..., а                                               «...все отстает и охает»

сам все идет»

Затопало в лесу. Спокойно                                              «Так и упал со страху»

пригляделся, свистнул, по-

смеялся

Оба устали, а идти надо                                              «Как хочешь, а я не

«Рассердился ... обругал                                                дойду...»

его. — Так я же один уйду».

Спрятались от конного

Татарина

Молчит, старается помочь                                                Не смог перетерпеть

соратнику встать на ноги                                             боль. Криком выдал обоих

«Посадил на себя Костылина,                                          «Иди один, за что тебе

поволок»                                                                               из-за меня пропадать»

«Нет, не пойду: не годится

товарища бросать»

 

— Почему же все-таки побег не удался?

Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1073.