Содержание программы
Эффективность деятельности коллектива. Коэффициенты, применяемые для определения его эффективности. Эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.
Зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности (эффективности) организации предприятия.
Методические указания
Эффективность управления принято рассматривать в единстве двух сторон: экономической и социальной. Социальная эффективность характеризует степень достижения социальных целей – удовлетворения материальных и духовных потребностей, повешение содержательности и улучшения условий труда, увеличения свободного времени, его экономии. Экономическая эффективность позволяет определить, ценой каких затрат достигнут результат. Следует рассмотреть эффективность управления с точки зрения экономичности аппарата управления, надежности функционирования, оптимальности принимаемых решений, научной организации управленческого труда.
Основными показателями характеризующими эффективность менеджмента являются: коэффициент численности управленческих работников, коэффициент затрат на управление, коэффициент эффективности организационной структуры управления и годовой экономический эффект, коэффициент эффективности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем сущность и особенности эффективности управления?
2. Перечислите частные показатели экономической эффективности управления.
3. Основные проблемы определения социальной эффективности управления.
4. Покажите на примере значение показателей социальной эффективности в совершенствовании управления организацией.
5. Какие показатели можно использовать для расчета экономической эффективности?
6. Приведите пример, когда экономическая и социальная эффективность разнонаправлены.
7. Опишите некоторые методы, с помощью которых руководители могут повысить эффективность обмена информацией в организации.
8. Почему эффективные коммуникации важны для руководителей и организаций?
9. Почему руководитель должен располагать возможностями для эффективного обмена информацией с вышестоящими, равными ему и подчиненными?
10. Каким образом организация может определить эффективность своей структуры?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 124 -130, 135 – 143.
2. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.203 – 208.
Итоговая письменная классная контрольная работа.
Задания для домашней контрольной работы
Выполнение домашней контрольной работы способствует глубокому усвоению экономических категорий, самостоятельному изложению мысли, аргументированным выводам.
Условием успешного выполнения домашней контрольной работы является предварительное изучение необходимых тем курса, а так же дополнительной литературы.
Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с вариантом, самостоятельная замена одного варианта другим недопустима.
Работу выполнять в тетради с полями для замечаний преподавателя.
Ответы на вопросы должны быть содержательными, полными.
В конце домашней контрольной работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения и свою подпись.
Работы, не удовлетворяющие указанным требованиям, рецензироваться не будут.
В случае затруднений при выполнении домашней контрольной работы следует пользоваться консультацией преподавателя.
Контрольные вопросы по курсу дисциплины
«Основы менеджмента»
1. Дать понятие и раскрыть сущность менеджмента. Привести примеры управляемой и управляющей подсистем.
2. Дать понятие управленческого труда. Охарактеризовать особенности управленческого труда.
3. Дать понятие формальной и неформальной организации, указать особенности их образования и развития. Охарактеризовать жизненный цикл организации.
4. Дать характеристику школе научного управления в менеджменте (представители, основные положения, актуальность).
5. Охарактеризовать школу «человеческих отношений» и указать ее значение для разработки теории коммуникаций и лидерство в организации.
6. Охарактеризовать системный, ситуационный и другие новые подходы к управлению.
7. Дать понятие и охарактеризовать общие и конкретные функции менеджмента.
8. Дать характеристику уровней управления.
9. Дать определение и охарактеризовать принципы менеджмента.
10. Дать понятие, перечислить элементы и охарактеризовать виды организационных структур управления.
11. Охарактеризовать механистическую группу организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Указать их преимущества и недостатки.
12. Охарактеризовать типы органической (адаптивной) организационной структуры управления.
13. Дать общую характеристику системе методов управления.
14. Раскрыть сущность и содержание экономических методов управления.
15. Раскрыть сущность и содержание организационно – распорядительных (административных) методов управления.
16. Раскрыть сущность и содержание социально – психологических методов управления.
17. Раскрыть сущность руководства, власти и влияния в управлении. Охарактеризовать формы власти и влияния, указать их достоинства и недостатки.
18. Дать понятие и охарактеризовать авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.
19. Дать определение и охарактеризовать стили руководства по управленческой решётке ГРИД.
20. Раскрыть сущность мотивации и стимулирования работников.
21. Охарактеризовать содержательные и процессуальные теории мотивации.
22. Дать понятие, указать причины, модель развития и методы разрешения конфликтов.
23. Охарактеризовать типы конфликтов и охарактеризовать стратегию поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
24. Раскрыть понятие и дать классификацию управленческих решений. Перечислить требования к ним.
25. Охарактеризовать модели и методы принятия решений.
26. Охарактеризовать систему управления персоналом.
27. Охарактеризовать функции и задачи менеджера.
28. Раскрыть сущность, особенности и задачи организации управленческого труда.
29. Раскрыть содержание кадровой политики и охарактеризовать функции и задачи кадровых служб.
30. Раскрыть сущность эффективности менеджмента и охарактеризовать показателями эффективности управления.
Практические задания к домашней контрольной работе
1. Разработать производственную ситуацию и ее управленческое решение. Дать характеристику используемых методов.
2. На стиль управления наряду с объективными факторами существенное влияние оказывает ряд субъективных факторов (таблица 1). Покажите, каким образом эти факторы влияют на стиль управления руководителя Вашей организации. За счет каких факторов в первую очередь можно совершенствовать стиль управления и почему?
Таблица 1. Факторы, определяющие стиль управления
Фактор | Каким образом влияет |
Характер (темперамент) | |
Образование | |
Руководящий опыт | |
Другие (укажите какие) |
3. Смоделируйте производственную конфликтную ситуацию. Укажите возможные причины возникновения и методы разрешения, используя модель развития конфликта.
4. В основе стиля управления лежат параметры взаимодействия руководителя с производственным коллективом. Сравнить с этих позиций три стиля управления и, приводя конкретные примеры, заполнить таблицу 2.
Таблица 2. Сопоставление стилей управления
Параметр взаимодействия | Характер взаимодействия в зависимости от стиля | ||
либеральный | авторитарный | демократический | |
Разграничение полномочий и распределение ответственности между руководителем и подчиненным | |||
Отношение руководителя к мнению членов коллектива | |||
Контакт руководителя с подчиненными | |||
Тон и характер приказов руководителя | |||
Формы контроля за деятельностью подчиненных | |||
Эмоциональная удовлетворенность исполнителей трудом | |||
Продолжение таблицы 2. | |||
Участие и формы поддержания дисциплины руководителем в коллективе | |||
Взаимоотношения между членами коллектива | |||
Степень предоставления самостоятельности подчиненным | |||
Отношение руководителя к новому | |||
Участие подчиненных в выработке и принятии управленческих решений | |||
Критическое отношение руководителя к самому себе | |||
Способы предотвращения и разрешения конфликтов в коллективе | |||
Отношение руководителя к подчиненным и вышестоящим начальникам | |||
Соотношение производственных и социально-психологических задач в процессе управления коллективом |
5. Составить организационную структуру своей организации, дать ее характеристику (описать функции отделов или отдельных работников, указать тип организационной структуры, ее преимущества и недостатки)
6. Охарактеризуйте организацию, в которой Вы работаете, как систему. Является ли она открытой? Как в Вашей организации осуществляется взаимодействие с «внешней средой»? Сделайте вывод о соответствии между элементами Вашей организации. Какие из них, по Вашему мнению, можно отнести к сильным (или слабым) сторонам его деятельности? Почему?
7. Перечислите и подробно опишите принципы и методы управления, которые используются в Вашей организации (заполните и проанализируйте следующие таблицы):
Таблица 3. Исследование методов менеджмента на _____________________________
(наименование организации)
Группа методов управления | Инструмент реализации и их описание | Пример использования из практики Вашего подразделения |
Экономические | ||
Административные | ||
Социально-психологические |
Таблица 4. Реализация принципов менеджмента на _____________________________
(наименование организации)
Принципы управления | Пример его реализации в деятельности организации (подразделения) |
8. Изучите и проанализируйте системы мотивации и стимулирования Вашей организации. Пользуясь Положением о премировании Вашей организации, опишите систему стимулирования труда, дайте Вашу оценку ее эффективности.
9. Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент – это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности организации.
10. Существует три точки зрения в отношении к конфликтам:
А. Конфликтов не должно быть. И руководители, и подчиненные должны стремиться к тому, чтобы избегать конфликтных ситуаций.
В. Конфликты неизбежны. Если конфликт возник, его разрешает непосредственный руководитель или вышестоящее руководство. Они принимают решение, обязательное для всех. Бывает, что в полной мере конфликт разрешить нельзя, но тут уже ничего не поделаешь.
С. Конфликты вполне возможны. Они подлежат анализу и обсуждению с тем, чтобы выявить лежащие в их основе причины и, насколько возможно, устранить и конфликты, и причины, их порождающие.
Какая из приведенных точек зрения в большей мере соответствует Вашим представителям о конфликтах? Аргументируйте свой выбор.
В чем, на Ваш взгляд, несостоятельность других точек зрения?
Какие конфликты чаще всего возникают в Вашей организации? Кем и как они разрешаются?
11. персоналу после окончания среднего специального образования.
12. Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент – это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности предприятия.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Таблица 1
Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 | Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 | Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 |
1 | 1, 15 | 1 | 35 | 28, 9 | 5 | 68 | 1, 26 | 8 |
2 | 2, 16 | 2 | 36 | 29, 10 | 6 | 69 | 2, 27 | 9 |
3 | 3, 17 | 3 | 37 | 30, 11 | 7 | 70 | 3, 28 | 10 |
4 | 4, 18 | 4 | 38 | 1, 12 | 8 | 71 | 4, 29 | 1 |
5 | 5, 19 | 5 | 39 | 2, 13 | 9 | 72 | 5, 30 | 2 |
6 | 6, 20 | 6 | 40 | 3, 14 | 10 | 73 | 6, 1 | 3 |
7 | 7, 21 | 7 | 41 | 4, 15 | 1 | 74 | 7, 2 | 4 |
8 | 8, 22 | 8 | 42 | 5, 16 | 2 | 75 | 8, 3 | 5 |
9 | 9, 23 | 9 | 43 | 6, 17 | 3 | 76 | 9, 4 | 6 |
10 | 10, 24 | 10 | 44 | 7, 18 | 4 | 77 | 10, 5 | 7 |
11 | 11, 25 | 1 | 45 | 8, 19 | 5 | 78 | 11, 6 | 8 |
12 | 12, 26 | 2 | 46 | 9, 20 | 6 | 79 | 12, 7 | 9 |
13 | 13, 27 | 3 | 47 | 10, 21 | 7 | 80 | 13, 8 | 10 |
14 | 14, 28 | 4 | 48 | 11, 22 | 8 | 81 | 14, 9 | 1 |
15 | 15, 29 | 5 | 49 | 12, 23 | 9 | 82 | 15, 10 | 2 |
16 | 16, 30 | 6 | 50 | 13, 24 | 10 | 83 | 16, 11 | 3 |
17 | 10, 20 | 7 | 51 | 14, 25 | 1 | 84 | 17, 12 | 4 |
18 | 11, 22 | 8 | 52 | 15, 26 | 2 | 85 | 18, 13 | 5 |
19 | 12, 23 | 9 | 53 | 16, 27 | 3 | 86 | 19, 14 | 6 |
20 | 13, 24 | 10 | 54 | 17, 28 | 4 | 87 | 20, 15 | 7 |
21 | 14, 25 | 1 | 55 | 18, 29 | 5 | 88 | 21, 16 | 8 |
22 | 15, 26 | 2 | 56 | 19, 30 | 6 | 89 | 22, 17 | 9 |
23 | 16, 27 | 3 | 57 | 20, 15 | 90 | 23, 18 | 10 | |
24 | 17, 28 | 4 | 58 | 21, 16 | 7 | 91 | 24, 19 | 1 |
25 | 18, 29 | 5 | 59 | 22, 17 | 8 | 92 | 25, 20 | 2 |
26 | 19, 30 | 6 | 60 | 23, 18 | 9 | 93 | 26, 21 | 3 |
27 | 20, 1 | 7 | 61 | 24, 19 | 10 | 94 | 27, 22 | 4 |
28 | 21, 2 | 8 | 62 | 25, 20 | 1 | 95 | 28, 23 | 5 |
29 | 22, 3 | 9 | 63 | 26, 21 | 2 | 96 | 29, 24 | 6 |
30 | 23, 4 | 10 | 64 | 27, 22 | 3 | 97 | 30, 25 | 7 |
31 | 24, 5 | 1 | 65 | 28, 23 | 4 | 98 | 1, 29 | 8 |
32 | 25, 6 | 2 | 66 | 29, 24 | 5 | 99 | 2, 28 | 9 |
33 | 26, 7 | 3 | 67 | 30, 25 | 6 | 100 | 3, 27 | 10 |
34 | 27, 8 | 4 | 7 |
Список рекомендуемой литература
1. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е. Питер Ройш. Управление персоналом. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.
2. Вирский Е.А. Управление персоналом. – Мн.: «Веды», 2001.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Мн.: «Банки и биржи», 1995.
4. Гончаров В.И. Менеджмент. – Мн.: «Мисанта», 2003.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, – М.: «Новое знание», 2004.
6. Климович Л.К. Основы менеджмента. – Мн.: «Дизайн ПРО», 2003.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 2000.
8. Румянцев З.П., Филиппов Н.Б., Шрамченко Т.Б.Общее управление организацией, МП для менеджеров. – М.: «Инфра-М», 2000.
9. Смирнов В.Г. Мильнер Б.З. Организация и её деловая среда, МП для менеджеров. – М.: «Инфра - М», 2000г.
10. Основы менеджмента и маркетинга, под.ред. Седегова Р.С. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1995.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 556.