Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента
Содержание программы
Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная, или классическая, школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер). Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э. Мейо, М. П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк). Школа количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.). |
Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
Методические указания
Изучая эту тему, следует ознакомиться с этапами развития менеджмента и иметь представление об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
Управление рассматривается с четырех различных точек зрения – это школы научного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.
Для уяснения современной системы взглядов на менеджмент следует ознакомиться с системным, ситуационным, процессным и поведенческим подходом к менеджменту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Сколько этапов выделяется в развитии менеджмента? Дайте их краткую характеристику.
2. Классическая школа менеджмента начинается с теории Ф. Тейлора. Он называл ее школой научного управления. Объясните такое определение.
3. В теории научного управления в 20-е и 30-е гг. широко развиваются идеи научной организации труда (НОТ). С какими именами, помимо Ф.Тейлора, они связаны и как соотносятся с понятием «рациональное управление»?
4. Какие новые управленческие положения разработал А. Файоль? Прочитайте дополнительный материал о 14 принципах А. Файоля и дайте характеристику некоторых из них.
5. В истории западного менеджмента школа человеческих отношений ассоциируется с экспериментами. Почему? Дайте по возможности подробный ответ.
6. Когда зародилась школа поведенческих наук? Назовите два-три имени ее представителей и объясните их концепции.
7. Три школы (научного управления, человеческих отношений и поведенческих наук) заложили основы современного менеджмента. Правильно ли, по вашему мнению, это утверждение?
8. Объясните, почему эмпирическая школа управления получила такое название. В какие годы она развивалась? Назовите ее основные положения.
9. Какие три теории можно объединить под общим названием «теории технократического менеджмента»? Дайте их характеристики и по возможности оценку.
10. 60—80-е гг. рассматриваются как часть современного этапа эволюции менеджмента. Какие подходы были характерны для школы науки управления? Дайте их характеристику.
11. Что объединяет системный и ситуационный подходы в менеджменте? Как они соотносятся между собой?
12. Дайте характеристику процессного (функционального) подхода в менеджменте. Какую школу он продолжает?
13. Что такое «количественный» подход в менеджменте? В какие годы он получил свое наибольшее развитие?
ЛИТЕРАТУРА:
1 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 7 – 19.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 8 – 13.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.35- 63.
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления
Содержание программы
Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь.
Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием).
Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
Уровни управления: низший, средний, высший.
Методические указания
Управление в организации – это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления, для того чтобы сформулировать и достичь ее цели. При изучении этой темы следует уяснить, что функциями управления называют управленческие действия, направленные на решения конкретных производственных и социальных задач, для достижения целей организации. Следует обратить внимание на содержание и взаимосвязь общих функций: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль, а также на особенности конкретных функций: управление персоналом, финансами, и др.
Управление основывается на принципах отражающих главные руководящие идеи и основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений. Эффективность принципов заключается в правильном понимании и применении. Рассмотреть не только основные принципы управления, но и современные, наиболее актуальные в условиях рыночной экономики.
Следующим этапом является изучение организаций как социальной структуры, предназначенной для координации деятельности двух и более человек путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели, а также следует обратить внимание на стадии жизненного цикла организации.
Вертикальное разделение труда образует уровни управления.
Для полного овладения программным материалом необходимо иметь представление об уровнях управления: высшем, среднем и низшем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?
2. Какова роль планирования в управлении?
3. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.
4. Какова роль контроля в управлении?
5. Какие виды контроля Вы знаете? Опишите их.
6. Дайте определение и характеристику принципов управленияю.
7. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трём уровням управления.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 39 – 42, 65 – 93.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 19 – 21, 26 – 31.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.12 – 14, 26 – 35, 68 – 86.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 537.