Раздел 1. Теоретические основы менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента

Содержание программы

Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная, или классическая, школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер). Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э. Мейо, М. П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк). Школа количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.).

Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.

Методические указания

Изучая эту тему, следует ознакомиться с этапами развития менеджмента и иметь представление об особенностях донаучного периода развития менеджмента.

Управление рассматривается с четырех различных точек зрения – это школы научного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.

Для уяснения современной системы взглядов на менеджмент следует ознакомиться с системным, ситуационным, процессным и поведенческим подходом к менеджменту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сколько этапов выделяется в развитии менеджмента? Дайте их краткую характеристику.

2. Классическая школа менеджмента начинается с теории Ф. Тейлора. Он называл ее школой научного управления. Объясните такое определение.

3. В теории научного управления в 20-е и 30-е гг. широко развиваются идеи научной организации труда (НОТ). С какими именами, помимо Ф.Тейлора, они связаны и как соотносятся с понятием «рациональное управление»?

4. Какие новые управленческие положения разработал А. Файоль? Прочитайте дополнительный материал о 14 принципах А. Файоля и дайте характеристику некоторых из них.

5. В истории западного менеджмента школа человеческих отношений ассоциируется с экспериментами. Почему? Дайте по возможности подробный ответ.

6. Когда зародилась школа поведенческих наук? Назовите два-три имени ее представителей и объясните их концепции.

7. Три школы (научного управления, человеческих отношений и поведенческих наук) заложили основы современного менеджмента. Правильно ли, по вашему мнению, это утверждение?

8. Объясните, почему эмпирическая школа управления получила такое название. В какие годы она развивалась? Назовите ее основные положения.

9. Какие три теории можно объединить под общим названием «теории технократического менеджмента»? Дайте их характеристики и по возможности оценку.

10. 60—80-е гг. рассматриваются как часть современного этапа эволюции менеджмента. Какие подходы были характерны для школы науки управления? Дайте их характеристику.                                                                        

11. Что объединяет системный и ситуационный подходы в менеджменте? Как они соотносятся между собой?

12. Дайте характеристику процессного (функционального) подхода в менеджменте. Какую школу он продолжает?

13. Что такое «количественный» подход в менеджменте? В какие годы он получил свое наибольшее развитие?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1   Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 7 – 19.

2.  Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 8 – 13.

3.    Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.35- 63.


 


Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления

Содержание программы

Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь.

Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием).

Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.

Уровни управления: низший, средний, высший.

Методические указания

Управление в организации – это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления, для того чтобы сформулировать и достичь ее цели. При изучении этой темы следует уяснить, что функциями управления называют управленческие действия, направленные на решения конкретных производственных и социальных задач, для достижения целей организации. Следует обратить внимание на содержание и взаимосвязь общих функций: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль, а также на особенности конкретных функций: управление персоналом, финансами, и др.

Управление основывается на принципах отражающих главные руководящие идеи и основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений. Эффективность принципов заключается в правильном понимании и применении. Рассмотреть не только основные принципы управления, но и современные, наиболее актуальные в условиях рыночной экономики.

Следующим этапом является изучение организаций как социальной структуры, предназначенной для координации деятельности двух и более человек путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели, а также следует обратить внимание на стадии жизненного цикла организации.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Для полного овладения программным материалом необходимо иметь представление об уровнях управления: высшем, среднем и низшем.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

2. Какова роль планирования в управлении?

3. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.

4. Какова роль контроля в управлении?

5. Какие виды контроля Вы знаете? Опишите их.

6. Дайте определение и характеристику принципов управленияю.

7. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трём уровням управления.

 

ЛИТЕРАТУРА :

1.  Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 39 – 42, 65 – 93.

2.            Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 19 – 21, 26 – 31.

3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.12 – 14, 26 – 35, 68 – 86.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 537.