Тема 3.1. Управление персоналом
Содержание программы
Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.
Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.
Методические указания
Изучение темы следует начать с раскрытия понятия «управление персоналом», «предприятие». Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления и персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.
Главное в этой теме - понимание системы управления персоналом. Это понятие включает комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также форм, методов направленных на обеспечение роста производительности труда и качества продукции. Цель кадровой политики заключается в создании системы управления кадрами, которая базируется на экономических ситуациях и социальных гарантиях. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через выбранную кадровую политику. Особое внимание надо обратить на задачи и функции кадровых служб, следует иметь представление о порядке набора и отборе персонала, о методах и проблемах оценки персонала.
Немаловажное значение имеет изучение вопроса движения кадров. Движение кадров – это их сменяемость, вызванная объективными причинами, с точки зрения определенного предприятия и общества в целом (уход на пенсию, призыв на военную службу, естественная убыль и т. д.). Иногда движение кадров считают текучестью кадров, хотя эти понятия близкие, но не однозначные. Текучесть кадров – это их сменяемость, вызванная субъективными причинами, такими, как неудовлетворенность заработной платой, условиями труда, спецификой производства, сменностью работы и т. п.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем состоит главная роль руководящих кадров организации?
2. Назовите и дайте характеристику факторов, лежащих в основе изменений в системе управления персоналом.
3. Охарактеризуйте задачи кадровых служб.
4. Какие источники информации используются при отборе кадров?
5. Дайте характеристику методов оценки персонала.
6. Назовите наиболее типичные ошибки при проведении интервью.
7. Дайте характеристику целей и форм обучения.
8. Какие цели преследуются в процессе переподготовки кадров?
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 113 – 163.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 92 -97.
Тема 3.2. Организация управленческого труда
Содержание программы
Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Про ведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
Методические указания
Менеджер – это человек, который организует конкретную работу и руководствуется при этом современными методами управления, сориентированными на получение конечных положительных результатов, в условиях рыночной экономики. Изучение организации управленческого труда необходимо соотносить по следующим элементам:
- разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого его звена (отдела, сектора, бюро);
- подбор и распространение управленческих кадров, обеспечивание требуемого квалифицированного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;
- организация процессов труда по управлению;
- организация и оснащение рабочих мест;
- создание благоприятных условий труда;
- нормирование управленческого труда.
Особое внимание надо обратить на значение делового общения и формы организации общения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Социально-экономическая природа и основные направления рационализации управленческого труда.
2. Организация работы руководителя.
3. Оснащение рабочего места и условия труда.
4. Принципы организации труда руководителей и специалистов.
5. Пути повышения эффективности труда работников аппарата управления.
6. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?
7. В чем суть понятия кооперации труда?
8. Для чего нужно нормировать труд управленческих работников? Назовите методы нормирования и виды норм.
9. Как вы понимаете термин «культура управленческого труда»? Дайте характеристику составных элементов культуры управленческого труда.
10. Какую роль выполняет научная организация управленческого труда, ее задачи?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 163 – 193, 295 – 323.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 111 – 135.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.133 – 150.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 510.