Тема 2.1. Власть и руководство
Содержание программы
Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия.
Факторы, влияющие на выбор стиля руководства. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.
Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.
Формирование эффективного стиля руководства.
Практическое занятие
Изучение особенностей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Выбор стиля руководства для конкретной организации.
Методические указания
Изучение темы следует начинать с понятия власти и влияние. Формами власти являются: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная, эталонная и законная власть. Формы влияния: убеждение и участие сотрудников в управлении.
Каждый менеджер отличается своим присущим только ему стилем руководства. По поведенческому подходу стили подразделяются на авторитарный, демократический и либеральный. При изучении материала следует выделить основные характеристики, достоинства и недостатки, а также сферы применения каждого из них.
Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД. Необходимо иметь представление о классификации стилей руководства по степени внимания к подчиненным и степени структуризации задач.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как Вы понимаете власть?
2. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?
3. Как Вы понимаете баланс власти руководителей и подчинённых?
4. Назовите способы влияния руководителя на подчинённого.
5. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?
6. Какие способы положительного влияния руководителя на подчинённых Вам известны?
7. Назовите основные виды темперамента и характеров личности, раскройте их содержание.
8. Как Вы понимаете авторитет менеджера?
9. Какие два источника (статуса) формирования авторитета Вам известны?
10. Назовите и дайте характеристику разновидностей ложного авторитета.
11.Как вы понимаете стиль руководства?
12. Дайте характеристику авторитарного стиля руководства.
13. Опишите особенности демократического и либерального стилей.
14. Почему один и тот же стиль руководства не подходят для всех организаций?
15. Дайте характеристику дополнительных стилей руководства
16.Охарактеризуйте поведение менеджера типа 9.1; 1.9; 5.5; 1.1; 9.9.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 215 – 275.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 97 – 106.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.124 – 133.
Тема 2.2. Мотивация работников
Содержание программы
Мотивация, ее сущность. Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положения. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации.
Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения
Методические указания
Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Суть мотивации сотрудников в современно менеджменте состоит в познании и реализации путей, их личных интересов, представлений им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации. Необходимо уяснить основные идеи представителей содержательных и процессуальных теорий мотиваций, их преимущества и недостатки, область их применения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение и раскройте сущность мотивации.
2. В чем суть содержательной теории мотивации по А. Маслоу.
3. В чём суть теории потребностей Мак-Клелланда.
4. В чём суть двухфакторной теории Ф. Герцберга.
5. Раскройте суть процессуальных теорий ожиданий В.Врума, справедливости и модель Портера-Лоулера.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Гончаров В. И. Менеджмент, Мн., 2003 с 109 -122..
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 27 -29
Дата: 2018-09-13, просмотров: 552.