ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Программа изучения курса и методические указания
для учащихся заочной формы обучения
для специальностей:
2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»
2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования»
2-26 02 32 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Автор: И.В. Коробко
Рецензент Т. Н. Макарова
Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
цикловой комиссии экономики и
специальности 2-26 02 03 «Маркетинг»
Протокол №__ от <__> __2009
Председатель комиссии _____ Т.Н. Макарова
заседание экспертной методической комиссии
Заседание № от «__» ____2009
2009г
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………......3
2. Тематический план…………………………….…………………………...5
3. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению………………………………………………………………………………..….6
4. Задания для домашней контрольной работы……………………..……..28
Контрольные вопросы по курсу «Основы менеджмента» ……..………….29
Практические задания к домашней контрольной работе…………….……31
Варианты заданий…………………………………………………………..…33
Список рекомендуемой литературы…………………………………….......34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный специалист должен обладать обширными знаниями не только по своей специальности, но и быть хорошо просвещенным в области экономических знаний. Знание основ менеджмента позволит правильно организовать управление любым процессом производства и реализации продукции, найти наиболее эффективные пути совершенствования систем управления персоналом и многое другое.
Подготовка специалистов среднего звена управления требует изучения курса «Основы менеджмента».
Программа изучения курса «Основы менеджмента» разработана в соответствии с типовой программой Министерства Образования РБ от 05.07.2007 года.
Целями данного курса являются:
1. Ознакомление студентов с особенностями современного менеджмента;
2. Обучение основам процесса управления организацией;
3. Выработка умения решать ситуации реальной действительности и применять знания и умения на практике;
4. Выработка способностей и умений выполнять действия (принимать решения) в новых ситуациях индивидуально и коллективно.
Данной программой предусмотрено изучение основных тем курса, проведение практических занятий, выполнение учащимися итоговой письменной классной контрольной работы.
Программа курса содержит тематический план, методические рекомендации по изучению курса, задания ДКР для специальности 2-26 02 32 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», список учебной литературы, необходимой для изучения дисциплины «Основы менеджмента».
В процессе изучения предмета учащиеся должны знать:
- теоретические и методологические основы современного менеджмента;
- сущность процесса управления;
- основные типы организационных структур;
- основные стили управления;
- основные проблемы управления и пути их решения
Должны уметь:
- изучать и оценивать персонал в соответствии с современными требованиями;
- применять индивидуальные и групповые методы принятия управленческих решений;
- решать конфликтные ситуации;
- проектировать организационные структуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Основы менеджмента
Для специальностей 2-37 01 05, 2-36 03 31, 2-26 02 32
|
Раздел, тема
Количество часов
для специальностей
2-37 01 05, 2-36 03 31
для специальности
2-26 02 32
в том числе на практ. занятия
2
2
4
40
50
3. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению
Введение
Содержание программы
Цели, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.
Цели, задачи и виды менеджмента.
Методические указания
Курс «Основы менеджмента» предусматривает изучение теоретического менеджмента (науки управления) и конкретного практического опыта. При изучении этой темы следует ознакомиться с понятиями управление, менеджмент, процесс, объект управления, субъект управления. Необходимо иметь представление о сущности менеджмента и связи менеджмента с другими науками (социологий, психологией и др.) Следует различать практический, инновационный и стратегический менеджмент. Не одна организация не может успешно функционировать без определения цели своей деятельности. Всю совокупность целей менеджмента можно разделить на четыре блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные цели.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что включает в себя понятие «менеджмент»?
2. В чем суть концепции жизненного цикла организации?
3. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.
4. В чем суть неформальной организации?
5. Определите различие между горизонтальными и вертикальными разделением труда.
6. Дайте характеристику объекта и субъекта управления.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 21-38, 42-43.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 3-8, 13-18, 21-25.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.3-17.
Содержание программы
Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная, или классическая, школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер). Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э. Мейо, М. П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк). Школа количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.). |
Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
Методические указания
Изучая эту тему, следует ознакомиться с этапами развития менеджмента и иметь представление об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
Управление рассматривается с четырех различных точек зрения – это школы научного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.
Для уяснения современной системы взглядов на менеджмент следует ознакомиться с системным, ситуационным, процессным и поведенческим подходом к менеджменту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Сколько этапов выделяется в развитии менеджмента? Дайте их краткую характеристику.
2. Классическая школа менеджмента начинается с теории Ф. Тейлора. Он называл ее школой научного управления. Объясните такое определение.
3. В теории научного управления в 20-е и 30-е гг. широко развиваются идеи научной организации труда (НОТ). С какими именами, помимо Ф.Тейлора, они связаны и как соотносятся с понятием «рациональное управление»?
4. Какие новые управленческие положения разработал А. Файоль? Прочитайте дополнительный материал о 14 принципах А. Файоля и дайте характеристику некоторых из них.
5. В истории западного менеджмента школа человеческих отношений ассоциируется с экспериментами. Почему? Дайте по возможности подробный ответ.
6. Когда зародилась школа поведенческих наук? Назовите два-три имени ее представителей и объясните их концепции.
7. Три школы (научного управления, человеческих отношений и поведенческих наук) заложили основы современного менеджмента. Правильно ли, по вашему мнению, это утверждение?
8. Объясните, почему эмпирическая школа управления получила такое название. В какие годы она развивалась? Назовите ее основные положения.
9. Какие три теории можно объединить под общим названием «теории технократического менеджмента»? Дайте их характеристики и по возможности оценку.
10. 60—80-е гг. рассматриваются как часть современного этапа эволюции менеджмента. Какие подходы были характерны для школы науки управления? Дайте их характеристику.
11. Что объединяет системный и ситуационный подходы в менеджменте? Как они соотносятся между собой?
12. Дайте характеристику процессного (функционального) подхода в менеджменте. Какую школу он продолжает?
13. Что такое «количественный» подход в менеджменте? В какие годы он получил свое наибольшее развитие?
ЛИТЕРАТУРА:
1 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 7 – 19.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 8 – 13.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.35- 63.
Содержание программы
Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь.
Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием).
Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
Уровни управления: низший, средний, высший.
Методические указания
Управление в организации – это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления, для того чтобы сформулировать и достичь ее цели. При изучении этой темы следует уяснить, что функциями управления называют управленческие действия, направленные на решения конкретных производственных и социальных задач, для достижения целей организации. Следует обратить внимание на содержание и взаимосвязь общих функций: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль, а также на особенности конкретных функций: управление персоналом, финансами, и др.
Управление основывается на принципах отражающих главные руководящие идеи и основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений. Эффективность принципов заключается в правильном понимании и применении. Рассмотреть не только основные принципы управления, но и современные, наиболее актуальные в условиях рыночной экономики.
Следующим этапом является изучение организаций как социальной структуры, предназначенной для координации деятельности двух и более человек путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели, а также следует обратить внимание на стадии жизненного цикла организации.
Вертикальное разделение труда образует уровни управления.
Для полного овладения программным материалом необходимо иметь представление об уровнях управления: высшем, среднем и низшем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?
2. Какова роль планирования в управлении?
3. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.
4. Какова роль контроля в управлении?
5. Какие виды контроля Вы знаете? Опишите их.
6. Дайте определение и характеристику принципов управленияю.
7. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трём уровням управления.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 39 – 42, 65 – 93.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 19 – 21, 26 – 31.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.12 – 14, 26 – 35, 68 – 86.
Содержание программы
Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления». Общие принципы построения организационных структур.
Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические. Типы иерархических структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.
Практическое занятие
Изучение конкретных производственных ситуаций. Выбор оптимальных организационных структур управления для конкретных организаций (банка; крупной фирмы по торговле недвижимостью; фирмы, занимающейся распространением косметики; учебного заведения).
Методические указания
Организационную структуру менеджмента можно определить, как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей организации. Основными элементами организации структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. При изучении этой темы следует уяснить, что организационные структуры бывают формальные и неформальные. Формальные подразделяются на механистические (бюрократические) и органические (адаптивные). Необходимо ознакомиться с типами механистической структуры: линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, а также с типами органической структуры: проектной, матричной, венчурной, инновационной. Следует уяснить принципы их построения, области применения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение организационной структуры менеджмента, ее элементов. Что такое «формальная» и «неформальная» структура?
2. Дайте сравнительную характеристику механистических и органических структур. По какому комплексу признаков целесообразно ее построить?
3. Можно ли вместо термина «механистические структуры» употребить термин «органические структуры»? Можно ли понять общий смысл характеристик «механистическая структура» и «органическая структура» по их названиям? Дайте ответы с обоснованием.
4. Функциональные и дивизиональные структуры (класс механистическических структур) — результат департаментации управления объясните, что это такое. Дайте характеристику названиям видов структур. Нарисуйте соответствующие схемы.
5. На каком делении власти (по вертикали или по горизонтали) основана линейная структура? Дайте описание этой структуры. Выделите главный или главные признаки, по которым она относится к механистических структур.
6. Приведите схемы линейной и линейно-штабной организационных структур. Дайте подробную характеристику последней.
7. В чем принципиальное отличие проектной структуры от структур механистического типа? Опишите историю ее создания.
8. Дайте характеристику матричной структуры.
9. Венчурные и инновационные структуры — новые виды органических (проектных) структур. Объясните, почему они имеют такие названия. Дайте оценку их значимости в современно менеджменте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 45 – 65.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 38 – 52.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.86 – 124.
Содержание программы
Классификация методов менеджмента. Административные методы, их сущность, преимущества и недостатки. Содержание и значение экономических методов менеджмента. Особенности социально- психологических методов.
Методические указания
Методы управления – это способы взаимодействия субъекта управления на управляемый объект. Следует выделить три группы методов: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические. При изучении группы экономических методов следует обратить внимание на конкретный набор и содержание экономического воздействия на интересы сотрудников, посредством использования экономических рычагов. Оранизационно-распорядительная группа методов базируется на создании и поддержании в организациях системы ролей, которые в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий. Выделяют следующие подгруппы : организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы протекающие в них подразделяются на социальные и психологические.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чём отличие методов управления от функций и принципов управления?
2. Сущность и значение методов управления.
3. Преимущества и недостатки экономических методов управления.
4. Связь методов управления с потребностями и интересами людей.
5. Роль организационно-распорядительных методов управления в процессе принятия решений.
6. Какова роль методов управления в процессе принятия решений?
7. Требования, предъявляемые к выбору конкретного психологического воздействия.
8. Как можно оценить эффективность социально психологических методов управления?
ЛИТЕРАТУРА:
1.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 93 – 113.
2.Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 52 – 69.
Содержание программы
Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия.
Факторы, влияющие на выбор стиля руководства. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.
Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.
Формирование эффективного стиля руководства.
Практическое занятие
Изучение особенностей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Выбор стиля руководства для конкретной организации.
Методические указания
Изучение темы следует начинать с понятия власти и влияние. Формами власти являются: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная, эталонная и законная власть. Формы влияния: убеждение и участие сотрудников в управлении.
Каждый менеджер отличается своим присущим только ему стилем руководства. По поведенческому подходу стили подразделяются на авторитарный, демократический и либеральный. При изучении материала следует выделить основные характеристики, достоинства и недостатки, а также сферы применения каждого из них.
Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД. Необходимо иметь представление о классификации стилей руководства по степени внимания к подчиненным и степени структуризации задач.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как Вы понимаете власть?
2. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?
3. Как Вы понимаете баланс власти руководителей и подчинённых?
4. Назовите способы влияния руководителя на подчинённого.
5. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?
6. Какие способы положительного влияния руководителя на подчинённых Вам известны?
7. Назовите основные виды темперамента и характеров личности, раскройте их содержание.
8. Как Вы понимаете авторитет менеджера?
9. Какие два источника (статуса) формирования авторитета Вам известны?
10. Назовите и дайте характеристику разновидностей ложного авторитета.
11.Как вы понимаете стиль руководства?
12. Дайте характеристику авторитарного стиля руководства.
13. Опишите особенности демократического и либерального стилей.
14. Почему один и тот же стиль руководства не подходят для всех организаций?
15. Дайте характеристику дополнительных стилей руководства
16.Охарактеризуйте поведение менеджера типа 9.1; 1.9; 5.5; 1.1; 9.9.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 215 – 275.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 97 – 106.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.124 – 133.
Содержание программы
Мотивация, ее сущность. Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положения. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации.
Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения
Методические указания
Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Суть мотивации сотрудников в современно менеджменте состоит в познании и реализации путей, их личных интересов, представлений им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации. Необходимо уяснить основные идеи представителей содержательных и процессуальных теорий мотиваций, их преимущества и недостатки, область их применения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение и раскройте сущность мотивации.
2. В чем суть содержательной теории мотивации по А. Маслоу.
3. В чём суть теории потребностей Мак-Клелланда.
4. В чём суть двухфакторной теории Ф. Герцберга.
5. Раскройте суть процессуальных теорий ожиданий В.Врума, справедливости и модель Портера-Лоулера.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Гончаров В. И. Менеджмент, Мн., 2003 с 109 -122..
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 27 -29
Содержание программы
Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.
Методические указания
Конфликт – это столкновение противоречивых или несовместимых сил. Следует обратить внимание на причины вызывающие конфликты, а также основные типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.
Следует ознакомиться с моделью конфликта. Необходимо сформировать понятие необходимости управления конфликтами о существующих стратегиях разрешения конфликтных ситуаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?
2. Определите возможные последствия функционального конфликта.
3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.
4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.
5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.
6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта.
7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.
8. Как Вы понимаете стресс?
9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.
10. Назовите причины стресса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 275 – 295.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 106 -111.
Содержание программы
Понятие «управленческое решение». Требования к управленческим решениям, Виды решений в менеджменте. Подходы к принятию управленческих решений.
Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные. Определение эффективности принимаемых управленческих решений
Методические указания
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения, конкретной цели системы менеджмента. Следует уяснить, что принятие решений является основой управления. Существует система классификации управленческих решений, а также требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Процесс принятия решений включает следующие этапы:
1. появление проблемы;
2. выявление факторов и условий;
3. разработка решений;
4.оценка и принятие решений.
Необходимо иметь представление об основных методах принятия управленческих решений: методе групповых экспертных оценок, методе мозговой атаки, методе Делфи, теории игр и теории расписания.
Решение считается эффективным, если оно отвечает следующим требованиям: эффективность (наиболее полное достижение поставленной цели); экономичность; своевременность решения (своевременное достижение цели); обоснованность решения; реальность осуществления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Что Вы понимаете под управленческим решением?
2. Назовите основные стадии процесса подготовки и принятия управленческих решений.
3. Дайте классификацию и охарактеризуйте виды управленческих решений.
4. Чем отличаются решения, принимаемые в условиях определенности и риска?
5. Объясните различия между запрограммированными и не запрограммированными решениями.
6. Дайте характеристику процесса принятия управленческих решений.
7. Приведите общую классификацию методов принятия управленческих решений.
8. Назовите факторы эффективности принимаемых решений.
9. Назовите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
10.Как Вы понимаете процедуру организации исполнения управленческих решений?
11.Для чего нужен контроль за выполнением решения?
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 193 – 215.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 77 – 92.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.150 – 212.
Содержание программы
Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.
Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.
Методические указания
Изучение темы следует начать с раскрытия понятия «управление персоналом», «предприятие». Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления и персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.
Главное в этой теме - понимание системы управления персоналом. Это понятие включает комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также форм, методов направленных на обеспечение роста производительности труда и качества продукции. Цель кадровой политики заключается в создании системы управления кадрами, которая базируется на экономических ситуациях и социальных гарантиях. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через выбранную кадровую политику. Особое внимание надо обратить на задачи и функции кадровых служб, следует иметь представление о порядке набора и отборе персонала, о методах и проблемах оценки персонала.
Немаловажное значение имеет изучение вопроса движения кадров. Движение кадров – это их сменяемость, вызванная объективными причинами, с точки зрения определенного предприятия и общества в целом (уход на пенсию, призыв на военную службу, естественная убыль и т. д.). Иногда движение кадров считают текучестью кадров, хотя эти понятия близкие, но не однозначные. Текучесть кадров – это их сменяемость, вызванная субъективными причинами, такими, как неудовлетворенность заработной платой, условиями труда, спецификой производства, сменностью работы и т. п.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем состоит главная роль руководящих кадров организации?
2. Назовите и дайте характеристику факторов, лежащих в основе изменений в системе управления персоналом.
3. Охарактеризуйте задачи кадровых служб.
4. Какие источники информации используются при отборе кадров?
5. Дайте характеристику методов оценки персонала.
6. Назовите наиболее типичные ошибки при проведении интервью.
7. Дайте характеристику целей и форм обучения.
8. Какие цели преследуются в процессе переподготовки кадров?
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 113 – 163.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 92 -97.
Содержание программы
Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Про ведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
Методические указания
Менеджер – это человек, который организует конкретную работу и руководствуется при этом современными методами управления, сориентированными на получение конечных положительных результатов, в условиях рыночной экономики. Изучение организации управленческого труда необходимо соотносить по следующим элементам:
- разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого его звена (отдела, сектора, бюро);
- подбор и распространение управленческих кадров, обеспечивание требуемого квалифицированного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;
- организация процессов труда по управлению;
- организация и оснащение рабочих мест;
- создание благоприятных условий труда;
- нормирование управленческого труда.
Особое внимание надо обратить на значение делового общения и формы организации общения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Социально-экономическая природа и основные направления рационализации управленческого труда.
2. Организация работы руководителя.
3. Оснащение рабочего места и условия труда.
4. Принципы организации труда руководителей и специалистов.
5. Пути повышения эффективности труда работников аппарата управления.
6. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?
7. В чем суть понятия кооперации труда?
8. Для чего нужно нормировать труд управленческих работников? Назовите методы нормирования и виды норм.
9. Как вы понимаете термин «культура управленческого труда»? Дайте характеристику составных элементов культуры управленческого труда.
10. Какую роль выполняет научная организация управленческого труда, ее задачи?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 163 – 193, 295 – 323.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 111 – 135.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.133 – 150.
Содержание программы
Эффективность деятельности коллектива. Коэффициенты, применяемые для определения его эффективности. Эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.
Зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности (эффективности) организации предприятия.
Методические указания
Эффективность управления принято рассматривать в единстве двух сторон: экономической и социальной. Социальная эффективность характеризует степень достижения социальных целей – удовлетворения материальных и духовных потребностей, повешение содержательности и улучшения условий труда, увеличения свободного времени, его экономии. Экономическая эффективность позволяет определить, ценой каких затрат достигнут результат. Следует рассмотреть эффективность управления с точки зрения экономичности аппарата управления, надежности функционирования, оптимальности принимаемых решений, научной организации управленческого труда.
Основными показателями характеризующими эффективность менеджмента являются: коэффициент численности управленческих работников, коэффициент затрат на управление, коэффициент эффективности организационной структуры управления и годовой экономический эффект, коэффициент эффективности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем сущность и особенности эффективности управления?
2. Перечислите частные показатели экономической эффективности управления.
3. Основные проблемы определения социальной эффективности управления.
4. Покажите на примере значение показателей социальной эффективности в совершенствовании управления организацией.
5. Какие показатели можно использовать для расчета экономической эффективности?
6. Приведите пример, когда экономическая и социальная эффективность разнонаправлены.
7. Опишите некоторые методы, с помощью которых руководители могут повысить эффективность обмена информацией в организации.
8. Почему эффективные коммуникации важны для руководителей и организаций?
9. Почему руководитель должен располагать возможностями для эффективного обмена информацией с вышестоящими, равными ему и подчиненными?
10. Каким образом организация может определить эффективность своей структуры?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 124 -130, 135 – 143.
2. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.203 – 208.
Итоговая письменная классная контрольная работа.
Задания для домашней контрольной работы
Выполнение домашней контрольной работы способствует глубокому усвоению экономических категорий, самостоятельному изложению мысли, аргументированным выводам.
Условием успешного выполнения домашней контрольной работы является предварительное изучение необходимых тем курса, а так же дополнительной литературы.
Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с вариантом, самостоятельная замена одного варианта другим недопустима.
Работу выполнять в тетради с полями для замечаний преподавателя.
Ответы на вопросы должны быть содержательными, полными.
В конце домашней контрольной работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения и свою подпись.
Работы, не удовлетворяющие указанным требованиям, рецензироваться не будут.
В случае затруднений при выполнении домашней контрольной работы следует пользоваться консультацией преподавателя.
Контрольные вопросы по курсу дисциплины
«Основы менеджмента»
1. Дать понятие и раскрыть сущность менеджмента. Привести примеры управляемой и управляющей подсистем.
2. Дать понятие управленческого труда. Охарактеризовать особенности управленческого труда.
3. Дать понятие формальной и неформальной организации, указать особенности их образования и развития. Охарактеризовать жизненный цикл организации.
4. Дать характеристику школе научного управления в менеджменте (представители, основные положения, актуальность).
5. Охарактеризовать школу «человеческих отношений» и указать ее значение для разработки теории коммуникаций и лидерство в организации.
6. Охарактеризовать системный, ситуационный и другие новые подходы к управлению.
7. Дать понятие и охарактеризовать общие и конкретные функции менеджмента.
8. Дать характеристику уровней управления.
9. Дать определение и охарактеризовать принципы менеджмента.
10. Дать понятие, перечислить элементы и охарактеризовать виды организационных структур управления.
11. Охарактеризовать механистическую группу организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Указать их преимущества и недостатки.
12. Охарактеризовать типы органической (адаптивной) организационной структуры управления.
13. Дать общую характеристику системе методов управления.
14. Раскрыть сущность и содержание экономических методов управления.
15. Раскрыть сущность и содержание организационно – распорядительных (административных) методов управления.
16. Раскрыть сущность и содержание социально – психологических методов управления.
17. Раскрыть сущность руководства, власти и влияния в управлении. Охарактеризовать формы власти и влияния, указать их достоинства и недостатки.
18. Дать понятие и охарактеризовать авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.
19. Дать определение и охарактеризовать стили руководства по управленческой решётке ГРИД.
20. Раскрыть сущность мотивации и стимулирования работников.
21. Охарактеризовать содержательные и процессуальные теории мотивации.
22. Дать понятие, указать причины, модель развития и методы разрешения конфликтов.
23. Охарактеризовать типы конфликтов и охарактеризовать стратегию поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
24. Раскрыть понятие и дать классификацию управленческих решений. Перечислить требования к ним.
25. Охарактеризовать модели и методы принятия решений.
26. Охарактеризовать систему управления персоналом.
27. Охарактеризовать функции и задачи менеджера.
28. Раскрыть сущность, особенности и задачи организации управленческого труда.
29. Раскрыть содержание кадровой политики и охарактеризовать функции и задачи кадровых служб.
30. Раскрыть сущность эффективности менеджмента и охарактеризовать показателями эффективности управления.
Практические задания к домашней контрольной работе
1. Разработать производственную ситуацию и ее управленческое решение. Дать характеристику используемых методов.
2. На стиль управления наряду с объективными факторами существенное влияние оказывает ряд субъективных факторов (таблица 1). Покажите, каким образом эти факторы влияют на стиль управления руководителя Вашей организации. За счет каких факторов в первую очередь можно совершенствовать стиль управления и почему?
Таблица 1. Факторы, определяющие стиль управления
Фактор | Каким образом влияет |
Характер (темперамент) | |
Образование | |
Руководящий опыт | |
Другие (укажите какие) |
3. Смоделируйте производственную конфликтную ситуацию. Укажите возможные причины возникновения и методы разрешения, используя модель развития конфликта.
4. В основе стиля управления лежат параметры взаимодействия руководителя с производственным коллективом. Сравнить с этих позиций три стиля управления и, приводя конкретные примеры, заполнить таблицу 2.
Таблица 2. Сопоставление стилей управления
Параметр взаимодействия | Характер взаимодействия в зависимости от стиля | ||
либеральный | авторитарный | демократический | |
Разграничение полномочий и распределение ответственности между руководителем и подчиненным | |||
Отношение руководителя к мнению членов коллектива | |||
Контакт руководителя с подчиненными | |||
Тон и характер приказов руководителя | |||
Формы контроля за деятельностью подчиненных | |||
Эмоциональная удовлетворенность исполнителей трудом | |||
Продолжение таблицы 2. | |||
Участие и формы поддержания дисциплины руководителем в коллективе | |||
Взаимоотношения между членами коллектива | |||
Степень предоставления самостоятельности подчиненным | |||
Отношение руководителя к новому | |||
Участие подчиненных в выработке и принятии управленческих решений | |||
Критическое отношение руководителя к самому себе | |||
Способы предотвращения и разрешения конфликтов в коллективе | |||
Отношение руководителя к подчиненным и вышестоящим начальникам | |||
Соотношение производственных и социально-психологических задач в процессе управления коллективом |
5. Составить организационную структуру своей организации, дать ее характеристику (описать функции отделов или отдельных работников, указать тип организационной структуры, ее преимущества и недостатки)
6. Охарактеризуйте организацию, в которой Вы работаете, как систему. Является ли она открытой? Как в Вашей организации осуществляется взаимодействие с «внешней средой»? Сделайте вывод о соответствии между элементами Вашей организации. Какие из них, по Вашему мнению, можно отнести к сильным (или слабым) сторонам его деятельности? Почему?
7. Перечислите и подробно опишите принципы и методы управления, которые используются в Вашей организации (заполните и проанализируйте следующие таблицы):
Таблица 3. Исследование методов менеджмента на _____________________________
(наименование организации)
Группа методов управления | Инструмент реализации и их описание | Пример использования из практики Вашего подразделения |
Экономические | ||
Административные | ||
Социально-психологические |
Таблица 4. Реализация принципов менеджмента на _____________________________
(наименование организации)
Принципы управления | Пример его реализации в деятельности организации (подразделения) |
8. Изучите и проанализируйте системы мотивации и стимулирования Вашей организации. Пользуясь Положением о премировании Вашей организации, опишите систему стимулирования труда, дайте Вашу оценку ее эффективности.
9. Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент – это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности организации.
10. Существует три точки зрения в отношении к конфликтам:
А. Конфликтов не должно быть. И руководители, и подчиненные должны стремиться к тому, чтобы избегать конфликтных ситуаций.
В. Конфликты неизбежны. Если конфликт возник, его разрешает непосредственный руководитель или вышестоящее руководство. Они принимают решение, обязательное для всех. Бывает, что в полной мере конфликт разрешить нельзя, но тут уже ничего не поделаешь.
С. Конфликты вполне возможны. Они подлежат анализу и обсуждению с тем, чтобы выявить лежащие в их основе причины и, насколько возможно, устранить и конфликты, и причины, их порождающие.
Какая из приведенных точек зрения в большей мере соответствует Вашим представителям о конфликтах? Аргументируйте свой выбор.
В чем, на Ваш взгляд, несостоятельность других точек зрения?
Какие конфликты чаще всего возникают в Вашей организации? Кем и как они разрешаются?
11. персоналу после окончания среднего специального образования.
12. Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент – это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности предприятия.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Таблица 1
Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 | Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 | Вариант | Теоретические вопросы № 1,2 | Практическое задание №3 |
1 | 1, 15 | 1 | 35 | 28, 9 | 5 | 68 | 1, 26 | 8 |
2 | 2, 16 | 2 | 36 | 29, 10 | 6 | 69 | 2, 27 | 9 |
3 | 3, 17 | 3 | 37 | 30, 11 | 7 | 70 | 3, 28 | 10 |
4 | 4, 18 | 4 | 38 | 1, 12 | 8 | 71 | 4, 29 | 1 |
5 | 5, 19 | 5 | 39 | 2, 13 | 9 | 72 | 5, 30 | 2 |
6 | 6, 20 | 6 | 40 | 3, 14 | 10 | 73 | 6, 1 | 3 |
7 | 7, 21 | 7 | 41 | 4, 15 | 1 | 74 | 7, 2 | 4 |
8 | 8, 22 | 8 | 42 | 5, 16 | 2 | 75 | 8, 3 | 5 |
9 | 9, 23 | 9 | 43 | 6, 17 | 3 | 76 | 9, 4 | 6 |
10 | 10, 24 | 10 | 44 | 7, 18 | 4 | 77 | 10, 5 | 7 |
11 | 11, 25 | 1 | 45 | 8, 19 | 5 | 78 | 11, 6 | 8 |
12 | 12, 26 | 2 | 46 | 9, 20 | 6 | 79 | 12, 7 | 9 |
13 | 13, 27 | 3 | 47 | 10, 21 | 7 | 80 | 13, 8 | 10 |
14 | 14, 28 | 4 | 48 | 11, 22 | 8 | 81 | 14, 9 | 1 |
15 | 15, 29 | 5 | 49 | 12, 23 | 9 | 82 | 15, 10 | 2 |
16 | 16, 30 | 6 | 50 | 13, 24 | 10 | 83 | 16, 11 | 3 |
17 | 10, 20 | 7 | 51 | 14, 25 | 1 | 84 | 17, 12 | 4 |
18 | 11, 22 | 8 | 52 | 15, 26 | 2 | 85 | 18, 13 | 5 |
19 | 12, 23 | 9 | 53 | 16, 27 | 3 | 86 | 19, 14 | 6 |
20 | 13, 24 | 10 | 54 | 17, 28 | 4 | 87 | 20, 15 | 7 |
21 | 14, 25 | 1 | 55 | 18, 29 | 5 | 88 | 21, 16 | 8 |
22 | 15, 26 | 2 | 56 | 19, 30 | 6 | 89 | 22, 17 | 9 |
23 | 16, 27 | 3 | 57 | 20, 15 | 90 | 23, 18 | 10 | |
24 | 17, 28 | 4 | 58 | 21, 16 | 7 | 91 | 24, 19 | 1 |
25 | 18, 29 | 5 | 59 | 22, 17 | 8 | 92 | 25, 20 | 2 |
26 | 19, 30 | 6 | 60 | 23, 18 | 9 | 93 | 26, 21 | 3 |
27 | 20, 1 | 7 | 61 | 24, 19 | 10 | 94 | 27, 22 | 4 |
28 | 21, 2 | 8 | 62 | 25, 20 | 1 | 95 | 28, 23 | 5 |
29 | 22, 3 | 9 | 63 | 26, 21 | 2 | 96 | 29, 24 | 6 |
30 | 23, 4 | 10 | 64 | 27, 22 | 3 | 97 | 30, 25 | 7 |
31 | 24, 5 | 1 | 65 | 28, 23 | 4 | 98 | 1, 29 | 8 |
32 | 25, 6 | 2 | 66 | 29, 24 | 5 | 99 | 2, 28 | 9 |
33 | 26, 7 | 3 | 67 | 30, 25 | 6 | 100 | 3, 27 | 10 |
34 | 27, 8 | 4 | 7 |
Список рекомендуемой литература
1. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е. Питер Ройш. Управление персоналом. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.
2. Вирский Е.А. Управление персоналом. – Мн.: «Веды», 2001.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Мн.: «Банки и биржи», 1995.
4. Гончаров В.И. Менеджмент. – Мн.: «Мисанта», 2003.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, – М.: «Новое знание», 2004.
6. Климович Л.К. Основы менеджмента. – Мн.: «Дизайн ПРО», 2003.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 2000.
8. Румянцев З.П., Филиппов Н.Б., Шрамченко Т.Б.Общее управление организацией, МП для менеджеров. – М.: «Инфра-М», 2000.
9. Смирнов В.Г. Мильнер Б.З. Организация и её деловая среда, МП для менеджеров. – М.: «Инфра - М», 2000г.
10. Основы менеджмента и маркетинга, под.ред. Седегова Р.С. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1995.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Программа изучения курса и методические указания
для учащихся заочной формы обучения
для специальностей:
2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»
2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования»
2-26 02 32 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Автор: И.В. Коробко
Рецензент Т. Н. Макарова
Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
цикловой комиссии экономики и
специальности 2-26 02 03 «Маркетинг»
Протокол №__ от <__> __2009
Председатель комиссии _____ Т.Н. Макарова
заседание экспертной методической комиссии
Заседание № от «__» ____2009
2009г
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………......3
2. Тематический план…………………………….…………………………...5
3. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению………………………………………………………………………………..….6
4. Задания для домашней контрольной работы……………………..……..28
Контрольные вопросы по курсу «Основы менеджмента» ……..………….29
Практические задания к домашней контрольной работе…………….……31
Варианты заданий…………………………………………………………..…33
Список рекомендуемой литературы…………………………………….......34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный специалист должен обладать обширными знаниями не только по своей специальности, но и быть хорошо просвещенным в области экономических знаний. Знание основ менеджмента позволит правильно организовать управление любым процессом производства и реализации продукции, найти наиболее эффективные пути совершенствования систем управления персоналом и многое другое.
Подготовка специалистов среднего звена управления требует изучения курса «Основы менеджмента».
Программа изучения курса «Основы менеджмента» разработана в соответствии с типовой программой Министерства Образования РБ от 05.07.2007 года.
Целями данного курса являются:
1. Ознакомление студентов с особенностями современного менеджмента;
2. Обучение основам процесса управления организацией;
3. Выработка умения решать ситуации реальной действительности и применять знания и умения на практике;
4. Выработка способностей и умений выполнять действия (принимать решения) в новых ситуациях индивидуально и коллективно.
Данной программой предусмотрено изучение основных тем курса, проведение практических занятий, выполнение учащимися итоговой письменной классной контрольной работы.
Программа курса содержит тематический план, методические рекомендации по изучению курса, задания ДКР для специальности 2-26 02 32 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», список учебной литературы, необходимой для изучения дисциплины «Основы менеджмента».
В процессе изучения предмета учащиеся должны знать:
- теоретические и методологические основы современного менеджмента;
- сущность процесса управления;
- основные типы организационных структур;
- основные стили управления;
- основные проблемы управления и пути их решения
Должны уметь:
- изучать и оценивать персонал в соответствии с современными требованиями;
- применять индивидуальные и групповые методы принятия управленческих решений;
- решать конфликтные ситуации;
- проектировать организационные структуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Основы менеджмента
для специальностей 2-37 01 05, 2-36 03 31, 2-26 02 32
|
Раздел, тема
Количество часов
для специальностей
2-37 01 05, 2-36 03 31
для специальности
2-26 02 32
в том числе на практ. занятия
2
2
4
40
50
3. Содержание курса и методические рекомендации по его изучению
Введение
Содержание программы
Цели, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.
Цели, задачи и виды менеджмента.
Методические указания
Курс «Основы менеджмента» предусматривает изучение теоретического менеджмента (науки управления) и конкретного практического опыта. При изучении этой темы следует ознакомиться с понятиями управление, менеджмент, процесс, объект управления, субъект управления. Необходимо иметь представление о сущности менеджмента и связи менеджмента с другими науками (социологий, психологией и др.) Следует различать практический, инновационный и стратегический менеджмент. Не одна организация не может успешно функционировать без определения цели своей деятельности. Всю совокупность целей менеджмента можно разделить на четыре блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные цели.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что включает в себя понятие «менеджмент»?
2. В чем суть концепции жизненного цикла организации?
3. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.
4. В чем суть неформальной организации?
5. Определите различие между горизонтальными и вертикальными разделением труда.
6. Дайте характеристику объекта и субъекта управления.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2004г. стр. 21-38, 42-43.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента. Мн., 2003г. стр. 3-8, 13-18, 21-25.
3. Основы менеджмента и маркетинга. (Под общей редакцией Седегова Р.С.) – Мн. 1995 стр.3-17.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 650.