Музыка и понятие Божественного; отношения между музыкантом и музыкой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музыкант Кортасара иногда сравнивается с богом по силе своего (музыкального) дара, но чаще он что-то вроде приемника, который «ловит сигналы» от неких высших сил. Поэтому сам он иногда не осознает всю исключительность своей музыки, особенно той, которая была сыграна не по правилам, не как обычно. Музыка у Кортасара – часть энергии земли, «утверждение всего земного», то есть она – часть природы, вечной первозданной энергии. Музыкант – «властитель музыки», он один из немногих, кто умеет справляться с этой стихией. Она для него – средство, пожалуй, единственное, достичь свободы, сути, истины.

Насколько маргинальна джазовая музыка, настолько же маргинальна и фигура главного героя Джонни: из-за темного цвета его кожи, из-за его образа жизни, не отвечающего норме, из-за его подчас аморального поведения, а в данных в повести обстоятельствах – еще и из-за его положения американца в Париже. А мотив некоммуникабельности напоминает джазовый мотив отчужденности.

                                 «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» Э.БЁРДЖЕСА (тема музыки)

Тема музыки звучит и в романе Берджеса «Заводной апельсин». Ведь далеко не случайно в изобилии представлены имена великих композиторов, названия и подробные описания музыкальных произведений. Садист и преступник, Алекс – знаток и тонкий ценитель Баха, Моцарта, Генделя. Он настоящий эстет в музыкальных пристастиях (вспомним сцену, когда он заходил за пластинкой в музыкальный магазин или какое мучение ему приносит прослушивание во время медицинского эксперимента музыки Бетховена. Он чувствует настоящее искусство). Но его увлеченность классической музыкой вполне уживается с желанием грабить, убивать, насиловать. Алекс – эстет насилия. Он один из тех, кто «уже с идеалом содомским не отрицает идеала Мадонны» (Ф. М. Достоевский), кто мнит себя сверхчеловеком, послушным лишь своей воле и инстинктам. Музыка вызывает у Алекса страстное желание совершать преступления, он фантазирует о страхе, смерти, пытках и массовых убийствах, испытывает от этого удовольствие. Примечательно, что Алекс переиначивает на свой лад текст шиллеровской оды, наполняя его призывами не щадить «вонючий мир». «Всех убей, кто слаб и сир!» – слышится ему в ликующих звуках музыки. Красота, сокрытая в музыке и призванная даровать утешение, высвобождает в душе Алекса дьявольское начало. Слушая музыку, Алекс видел, как молодые и старые валяются на земле, моля о пощаде; музыка дает ему «почувствовать себя равным Богу».

Но Алекс не просто хулиган или обычный властолюбец. Одним из главных парадоксов романа нужно считать тягу Алекса к красоте, к классике. В том-то и дело, что Алекс слишком умен и даже тонок, чтобы быть обыкновенным злодеем, обычным властолюбцем или банальным хулиганом. В его лице читатель и зритель сталкиваются с извращением человеческой природы вследствие той самой смены системы ориентиров и ценностей.

                          «БАШНЯ ИЗ ЧЕРНОГО ДЕРЕВА» ДЖ.ФАУЛЗА (тема живописи)

Судьба живописи ХХ столетия, основные эстетические проблемы искусства конца века воплощены в судьбах героев повести «Башня из черного дерева», профессиональных художников. Революция в искусстве ХХ века началась именно с живописи, и на материале этого вида искусства Фаулз ставит проблемы творчества. Эта проблематика характерна в большей степени для модернизма, чем для постмодернизма, но в повести идет не только дискуссия о фигуративной и абстрактной живописи, о том, какие личные качества необходимы художнику для того, чтобы выразить себя и свое время. На этом идейном фоне в повести разворачивается один из вечных сюжетов мировой литературы. Роман « Башня из черного дерева » смело можно назвать романом об искусстве и романом искусства . Он оставляет неизгладимое впечатление, после прочтения появляется стремление поближе узнать этот мир искусства .

Главным символическим образом повести является образ «Ebony Tower», который проходит через все произведение: он вынесен в заглавие, появляется в середине повести и вновь возникает в конце. Повторяясь несколько раз, образ «Ebony Tower» становится символом – лейтмотивом всей повести, и в качестве такового связывает повесть в единое целое. Смысл образа раскрывается в напряженном споре о роли и назначении искусства. Старый художник Бресли, который давно уже порвал связи с внешним миром и уединился в своем поместье Котминэ, становится обвинителем абстрактной живописи и ее идейного вдохновителя Дж. Поллока. Он считает, что абстрактное искусство – это бегство художника от ответственности перед человеком и обществом; художник отказывается от изображения человека и тем самым лишает живопись содержания. Остается пустота, которую художник-абстракционист пытается заполнить геометрическими фигурами, сочетанием цветовых пятен и т.д. Искусство абстракционистов он называет башней из черного дерева. Якобы потому что искусство утратило свою важнейшую функцию – коммуникативную; искусство заключено в башню из черного дерева, которая лишает художника возможности общения с людьми. В конце повести Дэвид, проведя всего несколько дней в обществе большого мастера, выносит суровый приговор себе и абстракционизму, основные принципы которого он разделяет. Звучит он примерно так: «Отчуждение от природы исказило отнощения между живописцем и аудиторией». Фаулз показал, что искусство продолжает жить, развиваться. Как и герои « Башни », люди живут искусство, творят его. Искусство не исчезнет до тех пор, пока не исчезнет жизнь человека на земле, ибо именно человек творит искусство.

                               ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПАРФЮМЕР»

В центре произведения “Парфюмер” — личность яркая, экстраординарная, даже чудовищная. В романе затронута тема опасной, губительной гениальности, перед нами предстает вариант образа талантливого злодея в парфюмерном искусстве. Знаменательно то, что Гренуй не обладал человеческим запахом с рождения. П. Зюскинд делает своего героя чужим и чуждым всему человечеству. Гренуй обладает умением различать тончайшие оттенки запахов. Но мало этого, он ставит перед собой задачу украсть человеческий запах, создав диковинную эссенцию, некий аналог вечно женственной красоте. Гений искусства становится преступником. И даже изобличенный, он спасен тем, что его новый парфюм действует на толпу как гипноз. Злодей и урод становится кумиром публики. И это своеобразная притча о том, что зло соблазняет и одурманивает, что красота поменялась местами с уродством, ибо прекрасное в обществе, провоцирующем инстинкты потребления, превратилось в нечто искусственное, фальшивое. Самый главный достаточно прозрачный тезис заключается в том, что злой гений превращает своих поклонников в скопище марионеток, рабов и пленников гения. Однако страшный парадокс П. Зюскинд припас к самому финалу повествования: толпа поклоняется кумиру, толпа же и несет гибель гению.

Проблемы: если говорить на простейшем уровне, то в романе можно выделить проблемы любви и ненависти, гениальности и обыденности, художника и обывателя, творческой личности и толпы. Выделим проблему взаимоотношения красоты и добра, и наоборот. Красота и добро вовсе не обязаны находится в одном флаконе. Красивое вовсе не обязательно будет истинным или добрым, а доброе и истинное – красивым.

Если углубиться, то можно выделить проблему взаимоотношения гения и общества. Аналогия – произведение Гофмана «Крошка Цахес», где одурманенная толпа не видит истины. Но что есть истина толпы? Смрад, вонь, ничтожество, называемое реальной жизнью общества. Маскировка под лучшие в мире ароматы выступает как метафора божественного, но божество это ложное, несущее смерть живому, человечному. Пустота, разочарование, бесславный конец как крах мифа о сверхчеловеке.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.