Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges, 1899 — 1986)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В отличие от большинства писателей, творчество которых опирается на их собственный опыт или представляет собой сплав опыта и культуры, творчество Борхеса имеет основным источником книги, а также воображение и фантазию. Именно книги определили круг его идей и чувств, именно из них выводится его Вселенная - гармоничный и совершенный мир. Философский мир Борхеса состоит не из объектов и событий, а скорее из текстов, «интеллектуальной информации, культурологических концепций и эстетических теорий». Именно из готовых текстов создаются его произведения, которые представляют собой «шкатулки» цитат и мыслей».

Хуан Карлос Онетти (Juan Carlos Onetti, 1909—1998)

Дистанцируясь, как и Борхес, от существовавшей традиции, не примыкая ни к нативистам-бытописателям, ни к натуралистам, ни к эпигонам «модернизма», Онетти заявляет о своей особой позиции в литературе Ла-Платы.

Поглощенность собой — удел большинства героев Онетти, их осознанный выбор. Но этот выбор содержит в себе не только отказ oт участия в «псевдожизни» — в нем таится некое созидательное начало.

В повести «Колодец» (El Pozo), которой дебютировал в 1939 году в Монтевидео Онетти (он принадлежит к числу тех писателей Ла- Платы, чья судьба связана и с Аргентиной, и с соседним Уругваем), его герой Эладио Линасеро отворачивается от мира. Он приходит к выводу, что для счастья ему, кроме еды и курева, достаточно «грез наяву», собственных переживаний — раздумий в те моменты, когда он лежит «раскрыв глаза в темень ночи». Он «отброшен, а время идет мимо». Его любимые вымыслы призваны 0безболить этот отказ от жизни с другими, для других и по правилам других.

По сути дела, все персонажи Онетти, будь то вымыслы «первого» или «второго» порядка, — люди отчаявшиеся. Творческие способности человеческой души, по Онетти, таят в себе неисчерпаемые возможности. Поэтому Диас Грей, один из его любимых «отчаявшихся», не складывая оружия, все ищет и ищет в чужом прошлом, в версиях чужой, затемненной грязью и ложью жизни («Для одной безымянной могилы», Para una tumba sin nombre, 1959), ускользающие истины и закономерности.

 

Хулио Кортасар (Juliо Cortázar, 1914—1983)

Однозначная интерпретация рассказов Кортасара не предусмотрена. В них содержится принципиальная установка на недосказанность. Иногда существенную роль играет контекст, в который помещен рассказ. Обычно сборник кортасаровских рассказов — это целостная структура, где части работают на общий эффект. Правда, в 1976 году автор совершил эксперимент: он издал весь корпус своих рассказов, перераспределив их в соответствии с новой рубрикацией («Обряды. Игры. Переходы»), что привело к изменению их звучания.

Излюбленный персонаж кортасаровских рассказов — фотограф, писатель, журналист или историк. Материал, с которым он работает, и становится «другой реальностью», таящей в себе искушения, ловушки, опасности. Как рассказать? В какой последовательности? Насколько правдиво? Постепенно магия «другой реальности» начинает влиять на самого рассказчика, превращая его то в совестливую жертву материала, то в расчетливого предателя. Все эти муки знакомы рассказчику повести «Преследователь» (El perseguidor, 1959). Преуспевающий критик пишет биографию модного саксофониста, но постепенно, становясь пленником материала, убеждается, что «другой» в принципе непознаваем. И сознательно готовит коммерчески беспроигрышный вариант книги, предавая тем самым и своего героя — музыканта Джонни Картера, и свое с ним взаимопонимание, и свой талант.

 

 

Билет 25. Хорхе Луис Борхес. Философские и эстетические основы творчества. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса. Приёмы детективного жанра в новеллах Борхеса.

 

Борхес — один из основоположников и классиков новой латиноамериканской литературы. Творчество Борхеса метафизично, оно сочетает в себе фантазийные и поэтические методы. Борхес считает поиски истины бесперспективными, среди тем его творчества — противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел, смерть. Для его художественного языка свойственны смешение приемов высокой и массовой культуры, сочетание отвлеченно-метафизических универсалий и реалий современной ему аргентинской культуры (например, культ мачо) Его прозаические фантазии, часто принимающие форму приключенческих либо детективных историй, маскируют рассуждения о серьезных философских и научных проблемах; с самых ранних своих произведений автор блистал эрудицией и знанием многих языков. Его творчеству присущи игра на грани правды и вымысла, нередкие мистификации: ссылки и цитаты из несуществующих произведения, вымышленные биографии и даже культуры. Борхес, наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века, обратившихся к проблематике человеческой памяти

 

Метод Борхеса - синтез литературы, философии, литературоведения. Культурологический синтез: Латинская Америка, Европа, Восток, античность и Средневековье в новеллах Борхеса (Есть новеллы и рассказы про дикий запад “Бескорыстный убийца Билл Харриган”, про античность “Лотерея в Вавилоне”, про его время и окружение “Алеф”). У Борхеса произведения делятся либо на истории, так называемые “Рассказы городских окраин”, либо на философские, практически не имеющие сюжета «интеллектуальные игры с временем и пространством», как “Вавилонская библиотека”.

Основные метафоры Борхеса: их взаимосвязи: мотивы лжи и обмана, лабиринта, зеркала, библиотеки, книги и др.

Библиотека: у Борхеса часто всё представляется через книгу, она есть главный путеводитель человека. Он считает, где-то есть бесконечная библиотека (вавилонская), где находятся книги, в которых написаны все возможные варианты развития в мире, там есть все судьбы.

Зеркала: дурной символ, поскольку они удваивают сущее. Особенно, если зеркала обращены друг к другу, создавая бесконечное число копий.

 

Рациональное и иррациональное переплетаются у Борхеса. К примеру, в “Алефе” герой по наводке своего друга находит место в подвале, в котором отражается весь мир, всё сущее. Пока герой смотрел туда, он практически знал всё (эту точку называют Алеф, они это сами поняли, посмотрев на неё).

 

Ещё одно переплетение: в рассказе “Юг”. Герой получает заражение крови и весьма вероятно, что умирает в самом начале. Но рассказ продолжается, будто его вылечили, но он всё равно слаб Он идёт на юг, там попадает в бар, де к нему пристают выпивохи, заставляя драться на ножах, а он не умеет. Но отказаться как-то нехорошо, поэтому он выходит из бара, сжимая нож, “который ему, скорее всего, не понадобится”. То есть он умирает даже в бредящем мозгу.

 

Детективные мотивы. Опираемся на рассказ “Смерть и буссоль”, где детектив расследовал убийства, но это расследование заманило его в ловушку к главному бандиту, где детектива и убили. Так же все действующие лица названы в начале, есть преступление, есть детектив, если полицай, который работает по протоколу, чтобы оттенять необычный подход детектива.

Необычно же то, что детектив опирается в своих поисках не на улики и детали, а на книжки, читает кучу книг и газет, думая, что убийства сделаны по соображениям еврейского культа. Вообще всегда у Борхеса любые поиски, разгадки упираются в изучение книг.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.