Литературный авангардизм и контркультура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Авангардизм - новаторство, рамки которого выходят за рамки искусства; имеющее цель влиять на реальную жизнь. Относится к авангардизму и футуризм (русский больше похож на европейский экспрессионизм), и кубизм. Предпринимались попытки перенести кубизм и в литературу. Возникает имажизм, ультраизм (Борхес), дадаизм и сюрреализм (главное направление). Сюрреализм ставит опыты на границах культуры, и поэтому он интересен и важен.

Сюрреалисты считали, что энергия индивида не должна сдерживаться нормами культуры (эго Фрейда). Однако пафос Фрейда - цивилизованность, потому он не понял Бретона ("самый непонятливый среди моих учеников"). Уничтожение логики и разума может помочь достичь новой формы взаимодействия жизни и искусства, абсолютного творчества, которое не являлось усилием автономного "я". Творит не субъект, не эго и не супер-эго, а бессознательное. Для творчества не нужны ни талант, ни мастерство, которые, напротив, лишь вредят искусству. Надо научиться лишь не мешать бессознательному ("ошеломляющий образ"). Ошеломляющий образ заставляет сознательное переживать шок, давая право работать бессознательному, и остается лишь фиксировать этот поток образ. Образы, получаемые на игре ассоциаций, довольно часто тривиальны с точки зрения психологии.

Сюрреалисты, скорее, стремились к новой форме сознания: освободившись от стереотипов, можно было увидеть настоящую реальность, содержащую бесчисленные возможности свободы. Это приносит сюрреалистам чистую радость, продуктом которой становятся сюрреалистические тексты. Об этом же рассуждали и Йенские романтики: художник принадлежит двум мирам, извлекая эффекты из соположения этих миров.

Сюрреалисты отвергают любые нормативные представления о тексте. Творчество не может полностью освободиться от культурных ожиданий человека, потому сюрреалистические тексты не имеют никакого значения, пускай и воспринимаются как эстетический эффект. На текст работает мощь художественной традиции ("Около полуночи" из цикла "Сама жизнь"). Журнал "Тель Кель".

Дадаизм и сюрреализм сосуществовали и конкурировали. Дадаизму свойственнен антивоенный пафос, который в то же время был пафосом антикультурным: между войной и культурой нет существенных различий, в основе культуры лежит насилие, потому война - самое очевидное явление культуры как таковой.

"Дада не значит ничего" - из манифеста дадаизма. Дадаизм в музыке - хаотичный набор звуков. В живописи - окурки и банки в виде инсталляции. Зрители воспринимали такой подход как насилие над культурой.

"Проект расчленения текста" - наглядное выражение той же тенденции, которую можно встретить даже у Ремарка и Хемингуэя, отказываясь от подчинительной связи и подавая мир как ряд предметов в состоянии неорганизованности. Также есть образность войны: расчллененное тело - расчлененный текст.                                                                                

Дадаизм и сюрреализм - не только художественная практика. Дадаизм был попыткой создания такого искусства, которое не было бы противопоставлено жизни, а самой жизнью, была бы практикой жизненной. Такая тенденция была возвращения к первобытным началам, единства жизни и искусства (вся жизнь ритуализирована).

Метод достижения этой цели - уничтожение культуры, обособляющей жизнь и искусство. Бунт не против культуры, а против ее буржуазной формы.

Решить такую задачу можно, создав произведение искусства, ведь оно - жизнь в своем высшем качестве. Вместо разрушенного мира можно предъявить публике разрушенный текст.

Бретон - будущий лидер сюрреализма. Именно через него нужно определять это направление. Его активность гарантитровала реальность существования сюрреализма, появлялись новые идеи. Но выступления рождали множество скандалов, поскольку во Франции царит классическая культура.

Классика - достояние среднего класса (буржуазии), для него это замена знатных предков. Соответственно, литература должна быть респектабельной. А дадаисты и сюрреалисты не были респектабельными.

Арагон в 1924 году публикует манифест сюрреализма. Его публикацию трактуют как переход от дадаистской конструкции к конструктивной деятельности. Это официальное начало сюрреализма. Конец сюрреализма можно датировать 1938 (первая волна) или 1969 годом (смерть Бретона), когда "мир стал сюрреалистическим".

История сюрреализма - история расколов. Само слово "сюрреализм" было заимствовано у Аполинера. Также важными фигурами были Рембо, Ротреамон, хотя в своих генеалогиях сюрреалисты доходили чуть ли не до Гомера, находя у него сюрреалистические черты.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.