Модели внутриобъектного конфликта. Психоаналитическое направление в психосоматике.
З.Фрейд – первый, кто смог предложить вариант объяснения связи психического и соматического. В теории предполагается наличие одного центрального, относящегося к внутриличностной сфере. Считается, что именно он обусловливает развитие психосоматического симптома психосоматического заболевания. Именно в рамках психоанализа болезнь рассматривается как символическая реализация на теле внутриличностного конфликта.
Конверсионная модель Фрейда – модель внутрисубъектного интрапсихического конфликта.
Австралийский врач-психиатр З.Фрейд занимался в своей практике истерией. Метод: гипотеза, согласно которой истерический симптом является следствием подавления напряженного аффекта или влечения и символически замещает собой действие, которое из-за подавления не было реализовано в поведении.
Излечение от конфликта наступает в результате гипнотического воздействия, больному удается вспомнить и вновь пережить вытесненное подавленное влечение. Энергетический заряд, которым обладает влечение – катексис и в бессознательном его удерживают антикатексические силы. Вытесненный конфликт стремится вернуться в сознание и если механизмы психологической защиты сильны, то он не может преодолеть их и пытается найти другой путь не в сознании, где он может быть реализован обходным путем. Проявления: использование сновидений, описи, обмолвки. Этот конфликт может пытаться проникнуть в соматическую сферу и вызвать соматический симптом.
То есть конверсия – превращение психического в соматическое.
Для описания возникновения психосоматического симптома Фрейд использовал метафору реки, текущей по 2 руслам: 1- психические процессы, душа, 2 – протекают телесные процессы. Психическая и соматическая жизни протекают каждая в своем русле, но, если на пути реки психической жизни возникают барьеры в виде механизмов психологической защиты, энергетика психической жизни начинает перенаправляться в русло телесной жизни. Благодаря методу психоанализа барьеры могут быть устранены и течение русла психической жизни восстанавливается.
Конверсионный симптом старается проявлять в том месте, где может полностью передать содержание конфликта. Выбор симптома и место его локализации символичны. Символ – условный знак каких-либо явлений конфликта. Конверсионный симптом может охватывать самые разные сферы и у каждого есть своя предрасположенность (в двигательной сфере – ложные парезы, сенсорная сфера – ложная слепота, глухота и т.д).
Теория символического языка органов утверждает, что асоциальные мысли, сексуальные фантазии, вытесненные в область бессознательного, проявляются в расстройствах функций внутренних органов.
Симптом – язык, при помощи котором тело говорит. Язык тела есть у всех, но для истерической личности он является естественным, доступным способом коммуникации с другими.
В общем, это люди с богатым воображением, с неосознаваемым образом тела, плюс, чем больше внимания уделяется симптому со стороны значимого человека, тем мощнее истерическая симптоматика.
Методы работы с этим: свободные ассоциации, раскрытие символически выраженного смысла сновидений.
В возникновении истерического симптома есть преимущества. Первичная выгода – вытеснение конфликта из сознания в область бессознательного, вторичная – получение материальных льгот, социальных преимуществ.
Заслуги теории:
1. Утверждение о связи психического и телесного
2. Был определен причинный аффект
3. Психоанализ предложил механизм, объясняющий логически связь психической сферы с телесной
В 1939 г. Джулифф сформулировал закон построения клинических синдромов. Возникновение многих заболеваний можно понять на основе тенденции вытесненного влечения проявляться через расстройства функции органа. Если эта тенденция – конверсия на орган обратима, то речь идет об истерии. Если же конверсия не поддается обратному развитию, то возникающие нарушения приобретают черты органического процесса.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 368.