Этапы реабилитационного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральное положение концепции НейроПсихологич реабилитации — восстановление психич функции может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате чего скомпенсированная психическая функция начнет осуществляться с помощью новой мозговой организации.

 

4 этапа:

1 — диагностический (индивидуальное психологическое исследование, выявление причин, приводящих к нарушениям)

2 — установочный (создание установки на коррекционную работу: формирование мотива, снижение тревожности и увеличение уверенности в возможности достичь, объяснение выполняемых упражнений)

3 — коррекционный — по индивид программе. Занятия должны быть продолжительными для разрушения патологического механизма.

4 — оценка эффективности работы и получение результатов. Обеспечение устойчивости результата. Максимальная эффективность наступает после 6-7 месяцев после окончания реабилитации, поэтому должна быть отсроченная проверка.

 

 

Методы реабилитации ВПФ.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств ГМ — способности к компенсации. Прямые (растормаживание) и обходные компенсаторные механизмы (остальное).

Восстановление путем растормаживания – снятие диашиза

Нарушение функции при локальных поражениях мозга в первый период времени более обширно, чем следовало это ожидать при данном очаге. Это связанно с тем, что затрагивается функциональная система, возникает как бы вторичный симптом. При снижении нарушенного функционального круга, часть потерянных функции, восстанавливается.

диашиз – временное нарушение функции вследствие локальных поражений мозга

Патогенез: ЛПМ – шок, распространяющийся на далеко стоящие очаги – понижение возбудимости данного участка – временная инактивность – постепенное прекращение влияния шока – восстановление функции

Восстановление путем викариата

Викариат – перемещение функции в сохранные отделы больших полушарий

Функцию могут брать на себя: близ расположенные участки этого же полушарий; зеркальные зоны других полушарий

Восстановление функции путем перестройки ФУС

Здесь наблюдается такое явление, когда группа нервных элементов остается разрушенной и не замещается иными сохранными элементами и функция через некоторое время восстанавливается с помощью определенного воздействия в связи с коренной перестройки ФУС.

2 пути спонтанного восстановления:

 1) на основе включения сохранных звеньев (внутри системная перестройка)

2) включение новых звеньев взамен старых (межсистемная перестройка)

Организм человека, его физическая и психическая сфера является самовосстанавливающейся системой.

Причины спонтанного восстановления:

 1. Если нервные элементы только угнетены, а не разрушены, при исчезновении угнетения происходит восстановление

 2. Перемещение с одних участков мозга на другие (горизонтальное и вертикальное)

 

 

Раздел 7.Психосоматика и психология телесности.

56.Понятие о психосоматической проблеме: предмет, задачи психосоматики, основные понятия, междисциплинарный характер.

В 1818 г. Иоханн Гейнрод впервые использовал понятие психосоматическая медицина для обозначения роли психических состояний в возникновении соматических заболеваний. Например, стыд, злоба, гнев, враждебность, сексуальные переживания. Именно они способствуют раку и туберкулезу. Через 4 года Якоби вводит противоположное понятие – соматопсихика, которое дополняет психосоматику и подчеркивает роль соматических влияний на изменение психических состояний.

Определения:

Психосоматика включает все взаимодействие между поведением (мысли, эмоции, действия) и соматическим заболеванием.

Бройтигам: психосоматическая медицина – метод лечения и наука о взаимоотношении психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой.

Термин соматопсихика – это психологическая, либо психиатрическая симптоматика, обусловленная телесными причинами (маленький ребенок 2 года, у которого поднялась темп, вирус -> вялость, печаль, раздражительность, может начать плакать).

Понятие психосоматическое расстройство в целом означает тип психического заболевания, причины и течение которого обусловлены значимыми психологическими факторами (землетрясение-> медвежья болезнь)

Психосоматика как психологическая дисциплина занимается изучением происхождения структуры и функции психосоматических явлений в норме и на разных этапах онтогенеза, а также при различных формах патологии (можно сказать как предмет)

Задачи психологического исследования в психосоматике:

1. Изучение развития, становления психосоматических явлений в онтогенезе

2. Изучение влияния ближайшего окружения, взрослых на психическое развитие телесных функций.

3. Изучение психологических механизмов симптомообразования при соматической патологии

4. Изучение роли личностных факторов в возникновении симптомов

5. Разработка стратегий и мер психологической помощи больным с психосоматическими расстройствами.

Междисциплинарный статус психосоматики

В лекции ВМ говорил о том, что поскольку психосоматика связана с медициной, то существует куча разделов таких, как психоиммунология, психонейроэндокринология и пр. Это все, что записано, вот, что дает интернет:

В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением:

• она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;

• исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;

• как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;

• как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;

• как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

Психосоматическая проблема:

Три подхода к взаимоотношению души и тела:

1. Соматоцентрический (механистический) подход. Представители: врачи Гален и Гиппократ, которые считали, то телесные процессы первичны, а психические процессы являются их следствиями. Психические процессы подчиняются универсальным физическим законам.

2. Подход психо-физического параллелизма (дуалистический подход). Представитель: философ Декарт, который считал, что у человеческих переживаний есть объективная и субъективная часть. Согласно этому подходу психическое и физическое представляет собой самостоятельные независимые процессы, коррелирующие друг с другом, но не связанные между собой отношениями причины и следствия. Душа и тела существую параллельно, а сознание не зависит от материальных причин. Декарт: «душа только мыслит, а тело движется»

3. Духовный (психоцентрический подход). Представители: Платон, дух властвует над телом, в соответствии с этим подходом тело человека есть орудие его души, ее орган, человек является хозяином своего тела и волен либо сохранять, либо уничтожать его. Как дух хочет, так тело и движется.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.