Культурно – исторический подход в психосоматике. Телесность как психологический феномен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие телесности человека встроено в общий ход психического развития, в котором телесный опыт обретает знаково-символический характер и «культурную» форму.

Телесный опыт - иерархически организованная структура, включающая: 1.схема тела(анатомия,физиология) 2.образ тела (ментальные репрезентации телесного Я, категориальная структура соматического опыта, установки и оценки, связанные с телесной внешностью и функциями тела)

Все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде. Отклонение от культурного пути развития - источник нарушений телесных функций и возникновения психосоматических расстройств.

Главным психологическим содержанием культурного опосредования (произвольности) является освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (например, в пище и т.д.), телесные функции (дыхание, реакция боли), либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, телесное самочувствие).

Конкретные формы воплощения знаково-символической регуляции - это смысловые, когнитивные, эмоциональные механизмы, которые детерминируют как возрастную динамику «психологизации» телесности, так и являются центральными симптомообразующими факторами в случае патологии.

Онтогенез телесных функций:

1) Психологическое формирование телесных функций человека прижизненно.

2) Телесные функции в ходе развития становятся опосредствованными (системой значений и смыслов).

3)Обретают возможность произвольного регулирования.

Социальная ситуация развития (ССР):

Младенец учится владеть собственным телом с помощью ближайшего взрослого (в коммуникации с ним) – это основа социализации.

1) Мать манипулирует телом ребенка (кормление, гигиена), наделяя при этом его природные потребности, телесные состояния человеческим значением и смыслом, то есть коммуницирует с ним.

2) Младенец присваивает этот смысл.

3) Т.е. на первых этапах развития ребенка его натуральные потребности обретают двоякую функцию: 1) чтобы жить; 2) коммуникация со взрослым.

4) Первая коммуникативная система, которой овладевает ребенок – телесная.

Итоги психосоматического развития ребёнка:

 

- при нормальном психосоматическом развитии формируется адекватный образ телесного Я.

- в случае отклонений от нормы возникает психосоматический симптом.

Психосоматический симптом – способ выражения на языке тела неблагополучия в коммуникации человека с другими людьми или с самим собой.

Тип психосоматического симптома зависит от того, на какой стадии психосоматического онтогенеза было отклонение от нормального развития.

Стадии онтогенеза:

1) Формирование языка тела (телесные потребности и состояния как средство коммуникации)

2) Освоение предметного мира (манипулирование телом, бытовые телесные навыки)

3) Овладение языком (отношение к телу опосредуется системой языковых значений)

4)Формирование рефлексивного плана сознания (возможность сознательной оценки и произвольной регуляции многих телесных состояний)

Основные факторы психосоматического развития:

  1. Это ближайший взрослый (транслятор социокультурного опыта) – как правило, мать:
  2. Собственый эмоциональный и телесный опыт матери и ее личностные характеристики (например, тревожность)
  3. Характер взаимодействия ребенка с ближайшим взрослым (например, отвержение или симбиоз)
  4. Семья как целостный организм (например, система ценностей, стили разрешения семейных конфликтов)
  5. Возрастной фактор (на онтогенез телесных функций влияет степень психического развития)

Основные варианты психосоматического дизонтогенеза:

● Задержка или отставание

● Регресс (утрата ранее усвоенных способов отправления или произвольной регялции телесных функций)

● Искажение (дисгармоничное развитие отдельных сторон образа телесного Я, что может привести, например, к нервной анорексии)

(больше допишу с лекций, сейчас нет под рукой)

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 342.