Развитие телесности человека встроено в общий ход психического развития, в котором телесный опыт обретает знаково-символический характер и «культурную» форму.
Телесный опыт - иерархически организованная структура, включающая: 1.схема тела(анатомия,физиология) 2.образ тела (ментальные репрезентации телесного Я, категориальная структура соматического опыта, установки и оценки, связанные с телесной внешностью и функциями тела)
Все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде. Отклонение от культурного пути развития - источник нарушений телесных функций и возникновения психосоматических расстройств.
Главным психологическим содержанием культурного опосредования (произвольности) является освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (например, в пище и т.д.), телесные функции (дыхание, реакция боли), либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, телесное самочувствие).
Конкретные формы воплощения знаково-символической регуляции - это смысловые, когнитивные, эмоциональные механизмы, которые детерминируют как возрастную динамику «психологизации» телесности, так и являются центральными симптомообразующими факторами в случае патологии.
Онтогенез телесных функций:
1) Психологическое формирование телесных функций человека прижизненно.
2) Телесные функции в ходе развития становятся опосредствованными (системой значений и смыслов).
3)Обретают возможность произвольного регулирования.
Социальная ситуация развития (ССР):
Младенец учится владеть собственным телом с помощью ближайшего взрослого (в коммуникации с ним) – это основа социализации.
1) Мать манипулирует телом ребенка (кормление, гигиена), наделяя при этом его природные потребности, телесные состояния человеческим значением и смыслом, то есть коммуницирует с ним.
2) Младенец присваивает этот смысл.
3) Т.е. на первых этапах развития ребенка его натуральные потребности обретают двоякую функцию: 1) чтобы жить; 2) коммуникация со взрослым.
4) Первая коммуникативная система, которой овладевает ребенок – телесная.
Итоги психосоматического развития ребёнка:
- при нормальном психосоматическом развитии формируется адекватный образ телесного Я.
- в случае отклонений от нормы возникает психосоматический симптом.
Психосоматический симптом – способ выражения на языке тела неблагополучия в коммуникации человека с другими людьми или с самим собой.
Тип психосоматического симптома зависит от того, на какой стадии психосоматического онтогенеза было отклонение от нормального развития.
Стадии онтогенеза:
1) Формирование языка тела (телесные потребности и состояния как средство коммуникации)
2) Освоение предметного мира (манипулирование телом, бытовые телесные навыки)
3) Овладение языком (отношение к телу опосредуется системой языковых значений)
4)Формирование рефлексивного плана сознания (возможность сознательной оценки и произвольной регуляции многих телесных состояний)
Основные факторы психосоматического развития:
Основные варианты психосоматического дизонтогенеза:
● Задержка или отставание
● Регресс (утрата ранее усвоенных способов отправления или произвольной регялции телесных функций)
● Искажение (дисгармоничное развитие отдельных сторон образа телесного Я, что может привести, например, к нервной анорексии)
(больше допишу с лекций, сейчас нет под рукой)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 388.