Цветкова. Принципы можно условно разделить на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.
Психофизиологические:
● Принцип квалификации дефекта. Поражения различных участков мозга могут приводить к нарушению одной и той же психической функции, однако, механизмы нарушения всякий раз будут разными и зависеть от топики поражения мозга.
Необходим тщательный нейропсихологический анализ нарушения функции и выявление его механизма, т. е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения, прежде чем приступить к восстановительному обучению. Принцип квалификации дефекта
позволяет наметить постановку дифференцированных
задач и применение адекватных дефекту методов.
● Использование сохранных анализаторных систем (афферентаций) как опоры. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций. Потерял возможность понимания речи (зона Вернике поражена), учим его через зрительный и тактильный анализаторы.
● Создание новых функциональных систем, включающих в работу новые звенья на основе других афферентаций, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции. Включение таких звеньев заново конструирует функциональную систему. Функция начинает осуществляться на иных мозговых основах и отличается от прежней не только по психологической структуре (по составу звеньев), но и по внешнему ее протеканию.
● Принцип опоры на разные уровни организации технической функции, в том числе и речи. Обучение должно учитывать разные уровни организации функциональной системы, на которых можно реализовать пострадавшую функцию. Например, опора на более сохранные автоматизированные уровни речи, когда пострадали высокие произвольные. ((Под функциональной системой понимается морфофизиологическая основа высших психических функций (т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.))
● Принцип контроля. Постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию ошибок. (танцевать перед зеркалом, чтобы корректировать свои ошибки; с ребенком логопед работает перед зеркалом, тренируя его артикуляцию).
Психологические принципы
● Принцип учета личности больного.
● Опора на сохранные псих функции, опора на речь, так как она связана тесно со всеми другими функциями.
● Опора на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности (игры, работа и др.)
● Опора на предметную деятельность (усвоение всего через собственную деятельность человека). Псих процессы формируются в предметной деятельности.
● Принцип организации деятельности больного.
● Принцип программированного обучения. Больному с афазией нужна организация его деятельности, которая позволила бы сначала самостоятельно выполнять операции, а потом действия с целью выполнения задач (говорение, понимание, письмо). Разработка программы из ряда последовательных операций (сначала с психологом, потом сам).
Психолого-педагогические принципы
● Принцип «от простого — к сложному».
● Учет объема и степени разнообразности материала— вербального и картиночного. Объем должен быть «комфортным», т. е. не загружать внимания и не становиться его предметом. Нужно работать на малом объеме и малом разнообразии материала.
● Учет сложности вербального материала, учет
объективной и субъективной (для данного больного) частотности лексики, фонематической сложности, длины слов, фраз, текста.
● Учет эмоциональной сложности материала. Вербальный (и невербальный) материал должен создавать-благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать положительные эмоции. В некоторых случаях необходимо применение материала, вызывающего резко негативные эмоции у больного (сразу после положительных). Такой «конфликт» нередко создает условия для актуализации слов при амнестической и моторных афазиях. Однако этим методом надо пользоваться осторожно.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.