Основные проблемы психологического изучения эмоций. Классификации эмоциональных явлений: аффект, эмоция, чувство. Развитие эмоциональной сферы. Эмоции и личность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под эмоциональными явлениями в современной психологии принято понимать субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает «возбуждать, волновать, потрясать». Отношение человека к действительности всегда пристрастно. Эмоциональные переживания позволяют отражать мир через «призму» человеческих потребностей и мотивов и придают им определенную значимость для субъекта. Если ситуация или объект соответствуют нашим потребностям, то они вызывают позитивное отношение, если объект воспринимается как преграда, то, соответственно, может быть воспринят негативно. Эмоциональные состояния подчиняются правилу: «человек — мера всех вещей». Именно их пристрастность и необъективность являются особо важной и ценной характеристикой. Ориентируясь на эмоции, мы практически моментально улавливаем смысл ситуации для себя и распознаем нечто важное и актуальное. Одни объекты вызывают эмоциональное притяжение, другие — напротив, нежелание с ними взаимодействовать. Эмоции намного раньше, чем рациональное осмысление события подсказывают его подлинное значение для субъекта. Эмоции могут проявлять себя через различные психические процессы. Так любое ощущение имеет не только чувственную, но и эмоциональную окраску. Сложные формы переживаний человека представлены такими состояниями как любовь, ненависть, стыд, гордость, восхищение, негодование и т. д. Эмоции как способ ориентировки в ситуации являются древними по происхождению психологическими образованиями, поскольку они выполняют адаптивные функции не только у человека, но и у животных, позволяя оперативно реагировать на жизненно важные ситуации. У человека эмоции включены в деятельность и также выполняют важные функции: например, положительные эмоции дополнительно мотивируют, а негативные эмоции способствуют «затуханию» активности; эмоции сигнализируют о ходе выполнения текущих задач, о протекании процесса, указывают на возникновение затруднений; на эмоциональном уровне всегда ведется контроль за получаемыми результатами, поскольку они сличаются с изначально запланированными и т. д.

Структура эмоциональной сферы включает следующие типы эмоциональных переживаний: простые эмоции, чувства, аффекты, страсти, настроения, эмоциональный стресс. Простые эмоции характеризуются ситуативностью возникновения и кратковременностью. Они представляют собой реакцию на текущие события. Примерами простых эмоций являются удовольствие и неудовольствие, радость, удивление, страх, гнев. Эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряженность активности человека, а астенические ведут к пассивности и угнетению деятельности. Иногда объекты вызывают к себе амбивалентное отношение — двойственность чувств, то есть одновременно положительные и отрицательные эмоции, что говорит о неоднозначном его влиянии на человеческие потребности и мотивы. Чувства более устойчивы по сравнению с эмоциями и всегда направлены на определенный объект (предметны). Они устойчивы и всегда отнесены к чему-либо. Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Соответственно можно выделить интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Чувства проявляют себя через разнообразные эмоции, то есть могут быть внешне выражены разными способами в зависимости от возникшей ситуации (например, любовь может выражаться по-разному — как гордость и радость, стыд и ненависть). Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Из чувства любви к близкому человеку могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече. Таким образом, одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность). В то же время, будучи формами переживаний человека, эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Не случайно говорят об эмоционально-чувственной стороне человеческого общения. Сходство чувств и эмоций состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека. Настроение представляет собой эмоциональный фон, который достаточно стабилен. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то, но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно — это во-первых, и во-вторых оно — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. В настроении отражается бессознательная обобщенная оценка всего происходящего с человеком, всей совокупности складывающихся обстоятельств. Кроме того, настроение связано с общим соматическим состоянием человека, а также с эмоциональной стороной его темперамента. Аффекты являются самыми бурными по протеканию эмоциональными реакциями. Они кратковременны, но уровень переживаний в них является критическим. Аффекты возникают как реакцию на субъективно значимую ситуацию, в которой личность сталкивается с собственной несостоятельностью в значимой деятельности. Такого рода переживания сопровождаются снижением контроля за поведением и могут сопровождаться сужением сознания. Состояние аффекта резко снижает способность самоконтроля и прогноза последствий неадекватных действий. Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане — не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек «теряет голову». Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т. е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство. Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое буквально захватывает человека, поглощает все его существование, владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является лишь вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страстным может быть не только отношение к человеку, но и к деятельности (научной, творческой и т. п.), к определенным занятиям (игра, спорт). Стресс является специфичным эмоциональным состоянием, которое сопровождается оперативной мобилизацией организма в ответ на значимые воздействия. Г. Селье определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Важна интенсивность требований, предъявляемых для приспособления к новым условиям. Оптимальный уровень стресса способствует активному включению в деятельность. В то же время превышение уровня стресса, а также недостаточный его уровень сказываются на деятельности иначе: либо разрушают ее в силу чрезмерной внутренней напряженности и гипермотивированности, либо вообще не инициируют ее. Каждый человек имеет свой индивидуальный порог устойчивости к стрессовым факторам. В отличие от стресса как состояния, активизирующего ресурсы личности и организма, дистресс оказывает дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека. Дистресс как состояние эмоционального напряжения возникает при конфликтных, кризисных жизненных ситуациях, а также в условиях дефицита психологической насыщенности жизнедеятельности и характеризуется снижением настроения, угнетением психологических функций. В психологии разработаны многочисленные теории эмоций для объяснения природы и закономерностей возникновения эмоциональных состояний. В эволюционной теории Ч. Дарвина эмоции рассматриваются как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие эмоциональное переживание, являются рудиментами реальных реакций организма, выполнявших на ранних стадиях эволюции приспособительную функцию. Согласно концепции Джемса-Ланге, первопричинами эмоций являются телесные, органические состояния, которые отражаются в психике и порождают эмоциональное переживание. Телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку обеспечивают преднастройку организма на требующую значительных усилий ситуацию (теория Кэннона-Барда). Экспериментально доказано, что на эмоциональное состояние влияет интерпретация наличной ситуации и прошлый опыт человека. В исследовании С. Шехтера группам испытуемых давали в качестве лекарства нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций («лекарство» для хорошего настроения, либо вызывающее гнев). Оказалось, что в большинстве случаев эмоциональные переживания соответствовали содержанию инструкций. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова позволяет понять связь эмоциональных состояний с качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Эмоции возникают в случае, если для решения возникшей проблемы недостаточно необходимых сведений. Возникающая эмоция несет в себе информацию о необходимых для удовлетворения актуальной потребности средствах, времени и ресурсах и тем самым повышает вероятность достижения цели. Связь между эмоцией, потребностью и необходимой информацией выражается формулой:

Э = f [П,(Ин – Ис),...], где Э — эмоция, ее степень, качество и риск, П — сила и качество актуальной потребности, Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности. Отрицательные эмоции возникают, если вероятность удовлетворения потребности низкая (Ин > Ис). Положительные эмоции свидетельствуют о большой вероятности удовлетворения потребности (Ис > Ин). Эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру. Эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности и может снижать, тормозить их. Положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения. Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению. Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Если событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию организма в весьма короткий срок. Необходимо иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой — еще более мрачным

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.