Эксперимент Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность этой методики заключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, из которых каждый выполняет различную роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется»

Материал – фигурки, которые различны по цвету и размеру. На их задней части наклеены разные бессмысленные слова (например, «бат»). Выборка: дошкольники (6-7 лет), младшие школьники (6-9 лет), младшие подростки (10-12 лет), подростки (13-16 лет), взрослые.

Этапы исследования:

1. этап объяснения (введения, разъяснения), экспериментатор объявляет ребенку что нужно найти фигурки с определенным словом напр. «бат» и отставить их в сторону;

2. этап «игры» (найти фигурки со словом данным экспериментатором и отставить в сторону);

3. этап повторения (поощрения, закрепления), ребенок получает приз за правильно выполненное задание.

Результат – развитие процессов, приводящих впоследствии к образованию понятий (начинается в детстве, но только в подростковом возрасте «вызревают, складываются и развиваются» те интеллектуальные функции, которые в своеобразном сочетании образуют психологическую основу процесса образования понятий). Образование понятий или приобретение словом значения является результатом сложной активной деятельности, в которой участвуют все интеллектуальные функции в своеобразном сочетании. Исследование показывает, что образование понятий – это особый способ мышления и что ближайшим фактором, определяющим развитие этого нового способа мышления, является функциональное употребления знака или слова в качестве средства, с помощью которого ребенок подчиняет своей власти свои собственные психологические операции, овладевает течением собственных психологических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей перед ним задачи.Выводы – понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и когда полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления, с помощью которого ребенок постигает и осмысливает окружающую его действительность. При этом решающая роль в деле образования истинного понятия принадлежит слову.Сущность метода двойной стимуляции заключается в том, что он исследует развитие и деятельность высших психологических функций с помощью двух рядов стимулов, из которых каждый выполняет различную роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется)"

 

 

23.Мотивационно-деятельностный подход к изучению мышления: теория и эксперимент (О.К. Тихомиров).

Надеюсь, что будет понятно. Из огромной книги попытался выдрать самое главное! Итак…

Психологически мышление часто выступает как деятельность по решению задачи, которая определяется обычно как цель, данная в определенных условиях. Однако цель не всегда с самого начала «дана»: даже если она ставится извне, то бывает достаточно неопределенной, допускающей неоднозначное толкование, поэтому целеобразование или целеполагание есть одно из важнейших проявлений деятельности мышления. С другой стороны, условия в которых поставлена цель, не всегда являются «определенными», их еще необходимо выделить из общей обстановки деятельности на основе ориентировки, анализа этой обстановки. Задача как данная цель в определенных условиях должна быть сформулирована. Следовательно, мышление — это не просто решение, но и формирование задачи.

ОБЪЕКТ – это задача, то есть содержит требования и условия. СУБЪЕКТ – человек. Следовательно, МЫШЛЕНИЕ – это процесс взаимодействия ОБЪЕКТА и СУБЪЕКТА, то есть РЕШЕНИЕ задачи. Но пока задача не принята, она решаться не будет! Отсюда следует - важна мотивация. Акт принятия задачи — это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.Мотивация — это необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя(например, кто решит первым задачу – тот может идти), на другом — внутренняя мотивация.Деятельность по решению задач всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи — это связывание ее с целой группой мотивов. Когда мы аналитически выделяем один мотив, лежащий в основе решения задач, то все равно вынуждены признать, что по мере решения задач эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность все равно становится полимотивированной.Мотивы — это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность.

Так, например, в экспериментальном исследовании Э.Д. Телегиной и Т. Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:

а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);

б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).

Эксперименты обнаружили закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Повышение продуктивности отмечалось как по общему количеству ответов (от 1,4 до 2 раз), так и по изменению их качественной, содержательной стороны (максимальное увеличение количества оригинальных ответов в 6 раз). В задачах, имеющих несколько решений, увеличивается число находимых решений, а в задачах, имеющих одно решение, увеличивается число испытуемых, находящих это решение.

Уже дальше Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения.

Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано Б.М. Тепловым. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

 

Общие представления о воображении. Определения, классификации, подходы к изучению.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.