Достаточная информированность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информированность человека позволяет правильно определять личную значимость события. Чем большим объемом информации по волнующему вопросу владеет человек, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Человек должен заранее прогнозировать несколько вариантов развития событий, в том числе и негативные. Именно для этого он должен владеть полной информацией, связанной с решением проблемы. Для негативных последствий развития ситуации необходимо заранее продумать пути отступления. Это снимает излишнее напряжение и делает более вероятным успех на генеральном направлении решения проблемы. Предвидение развития событий уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

Отказ от усилий по немедленному достижению цели.

Такое поведение для снятия напряжения целесообразно в том случае, когда человек делает постоянные попытки решения проблемы, которые завершаются провалом. Временный отказ от усилий, некоторая остановка в деятельности позволяет человеку осознать реальность ситуации и сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке.

Общая переоценка ситуации.

Переоценка негативной ситуации направлена на понижении субъективной значимости проблемы или события. То есть человеку необходимо убедить себя в незначительности потери и легче перенести неудачу, отойти на заранее подготовленные позиции, переосмыслить свое поведение в более спокойной ситуации с позиции некоторой отстраненности и подготовиться к следующей попытке решения проблемы.

Возможность выговориться.

Разговор по волнующей проблеме с доверенным лицом снижает возбуждение человека, и он поддается управлению, внушению, уговорам, а также способен трезво оценить сложившуюся ситуацию.

Формирование нового доминантного направления деятельности.

Тяжелая утрата, непоправимая ошибка или потеря работы, то есть любая психологическая травма легче переносится, если человек самоотвлекается или у него появляется другая цель, на которую он переключается. В основе переключения лежит активное создание новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.



Физическая нагрузка.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при недостаточной физической активности. Замечено, что в период сильного эмоционального возбуждения человек может делать резкие движения, ходить по помещениям, у него может возникнуть непроизвольное сокращение отдельных мышц. Все это является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Поэтому, для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, необходимо дать человеку усиленную физическую нагрузку. То есть, чем напряженнее был рабочий день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании.

 

В одной из своих лекций физиолог И.П. Павлов поясняя причину между эмоциями и мышечными движениями следующим образом: «Если мы обратимся к нашим отдаленным прародителям, то увидим, что там все было основано на мускулах… Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гневающегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование переходило в работу мышц. Когда гневается, например, лев, то это у него выливается в форму драки, испуг зайца сейчас же переходит в бег и т.д. И у наших зоологических предков все выливалось так же непосредственно в какую-нибудь деятельность скелетной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего ребенка».

 

Современная цивилизация нередко создает условия, при которых можно отказаться от борьбы, вести себя пассивно, а это наносит вред здоровью. Если же человек не капитулирует, не погружается в мир отрицательных переживаний, а активно борется, ищет пути преодоления возникающих трудностей, отрицательная эмоция не вредна. Энергичность, противостояние трудностям, активная жизненная позиция благоприятны и с социальной, и с медицинской точки зрения.

 

Тест[4]

Инструкция

Жизненная стрессовая травматизирующая ситуация – это ситуация, которая ставит перед человеком проблемы, с которыми он может справиться самостоятельно на должном уровне. При этом имеет значение частота и тяжесть переживаемых событий. Т. Х. Холмс и Р.Х. Рейх создали теорию жизненных событий и разработали специальную шкалу для определения уровня выраженности стресса и повседневной жизни, представленную в таблице 10.8.

В шкале содержится ряд житейских событий, выраженность стрессогенного влияния которых оценивается в баллах. В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 баллов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск болезни составляет 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 риск физической реакции на стресс составляет 30%.

 

 

Таблица 10.8.

 

Жизненные события

Стресс (баллы) 1. Смерть супруги, супруга, матери, отца 100 2. Развод 73 3. Разрыв с партнером, разъединение с партнером 65 4. Смерть близкого члена семьи 63 5. Значительное личное повреждение или болезнь 53 6. Свадьба 50 7. Увольнение с работы, уход с работы, перемещение по службе 47 8. Уход на пенсию 45 9. Примирение с партнером (партнершей), супругом (супругой) 45 10. Значительная перемена в здоровье или поведении членов семьи 44 11. Беременность 40 12. Сексуальные затруднения 39 13. Рождение ребенка 39 14. Изменение финансового положения 38 15. Смерть друга 37 16. Смена места работы 36 17. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор 35 18. Растущие долги 30 19. Значительное изменение в обязанностях на работе (повышение, понижение, горизонтальный перевод) 29 20. Отъезд сына или дочери (свадьба, поступление в учебное заведение) 29 21. Раздоры с родителями мужа или жены (раздоры с родителями или другими членами семьи) 29 22. Головокружительный личный успех 28 23. Окончание школы и (или) поступление в институт (училище) 26 24. Уход с работы (мужа, жены) 26 25. Изменение жилищных условий 25 26. Пересмотр личных привычек (одежда, манеры, знакомства) 24 27. Конфликты с начальством (с преподавателем) 23 28. Изменение условий работы или рабочего времени 20 29. Перемена места жительства 20 30. Экзамены, зачеты, квалификационная аттестация 20 31. Смена привычного места отдыха 19 32. Значительное изменение в виде и количестве развлечений 19 33. Значительные изменения в общественной деятельности 18 34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.) 18 35 Нарушение сна 16 36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи или близкими родственниками 15 37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи 15 38. Отпуск 13 39. Штраф за нарушение правил уличного движения 12 40. Стрессоры, не внесенные в данную шкалу (смерть любимого животного, аборт, кража, потеря любимой вещи и пр.) 10

 

Теория жизненных событий не учитывает, что человек в мире не один, что близкие и друзья могут человеку помочь справиться с трудными ситуациями в его жизни. Наиболее оптимальным является комплексный подход, который учитывает не только силу стрессора, но и индивидуальную личностную реакцию на него.

 



Резюме.

Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство двух людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов целей, отношений, установок, ценностей, значимых для личностей или групп.

Основными функциями конфликта, имеющие как позитивную, так и негативную направленность, в случае неправильного разрешения конфликтной ситуации, являются: интеграция трудового коллектива, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности в коллективе, содействие творческой инициативе, трансформация (преобразование) деловых отношений, информация о персонале и положении дел в организации, профилактика конфликтов.

Классифицировать типологии конфликтов в деловом общении можно по различным классификационным признакам: по отношению к личности и группе, по уровню и направлению охвата, по характеру причин, вызвавших конфликт, по значению конфликта для организации, по ситуационному характеру.

В случаях, когда в процесс развития конфликта втянуты большие социальные группы, возможно проявление акций в виде собраний, митингов, демонстраций, пикетирования, забастовки в поддержку трудящимися своих требований.

Основными причинами возникновения конфликта являются: информация, структурные факторы, несовпадение позиций, дефицит материальных ценностей, особенности восприятия, ценностные факторы, предрасположенность личности к конфликту, формирование агрессивных реакций человека, социально-психологическая несовместимость.

Конфликт – это процесс, который протекает в определенных границах между конкретными участниками по какой-либо причине, имеет определенную последовательность, отношение к той социальной системе, в которой возникает и развивается.

В развитии конфликта выделяются три стадии: предконфликтная, которая характеризуется формированием противоречивых интересов, ценностей, норм; собственно конфликт, который проявляется в виде инцидентов или действий, направленных на уничтожение противника или изменение его поведения; послеконфликтная, которая характеризуется завершением инцидента между конфликтующими сторонами.

Необходимо помнить, что устранить конфликт можно только в том случае, когда будут устранены его элементы. Прекращение конфликта либо силовым давлением, либо уговорами, приводит, как правило, к противоположному эффекту. Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уклонение, сотрудничество, соперничество, компромисс.

Существует две стратегии возможности разрешения конфликтной ситуации: перестроить реальность под ожидания сторон или изменить отношение сторон к существующему положению дел. В разрезе стратегических направлений можно выделяются следующие методы: устранение причин конфликта, изменение требований одной из сторон, борьба, консенсус.

Основные методы разрешения конфликтной ситуации базируются на организации переговоров, которые представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон и проходят последовательно несколько стадий: подготовка к началу переговоров, предварительный выбор позиции, поиск взаимоприемлемого решения, завершение переговоров.

Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами управления.

Задача предотвращения конфликтов состоит из двух следующих направлений: исключение повторных конфликтов и предотвращение конфликтной ситуации.

Для регулирования конфликтной ситуации в коллективе важным элементом является юмор, который, однако, не должен переходить определенных границ и превращаться в едкую сатиру, издевательство, пошлость и т.д.

В конфликтной ситуации у многих участников могут развиваться стресс, аффект и, как следствие, неврозы. Основными мероприятиями по снятию напряжения, ведущего к стрессам и аффектам относятся: достаточная информированность, отказ от усилий по немедленному достижению целей, общая переоценка ситуации, возможность выговориться, формирование нового доминантного направления деятельности, физическая нагрузка.



Вопросы для самоконтроля.

· Приведите определение понятия «конфликт». Укажите функции и значение конфликта для социальных отношений в учреждении.

· Перечислите и охарактеризуйте основные акции, проводимые работниками организаций про возникновении конфликтный ситуаций в больших социальных группах.

· Перечислите основные классификационные признаки типологии конфликта. Охарактеризуйте каждый классификационный признак.

· Перечислите основные причины и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций.

· Охарактеризуйте структуру конфликта. Из каких элементов она состоит. Дайте характеристику метода картографии, поясните возможности использования данного метода.

· Приведите характеристику основных стадий конфликта, укажите его основные элементы.

· Перечислите основные стили поведения в конфликтной ситуации, приведите их характеристику. Укажите различие между понятиями «компромисс» и «консенсус».

· Поясните, какие существуют и используются методы и косвенные пути разрешения конфликтных ситуаций.

· Укажите значение переговоров, дайте характеристику всем переговорным стадиям. Охарактеризуйте тактику переговоров при использовании сторонами некорректных приемов.

· Укажите отличительные особенности переговоров в экстремальных условиях.

· Поясните сущность методов управления конфликтами, укажите направления и меры по предотвращению конфликтных ситуаций.

· Поясните необходимость использования юмора в процессе трудовой деятельности. Укажите основные приемы юмора и основные требования, которые к нему предъявляются.

· Приведите понятие стресса и аффекта, укажите причины их возникновения и развития. Поясните механизмы управления стрессом и аффектом для регулирования конфликтной ситуации.


[1] Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. С.138-140.

[2] Психологические аспекты подбора и проверки персонала. С.250-258.

[3] В.Т. Ганджин, П.И. Сидоров. Руководство по самоменеджменту. Экология деловой судьбы. – СПб.: издательство Архангельской государственной медицинской академии. Издательство Буковского. 1996. С.140-143.

[4] Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 2- е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.692-695.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.