Стресс и аффект в конфликтной ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В условиях постоянного напряжения, связанного со страхом, усталостью, унижением и т.д. большинство людей не могут работать устойчиво и продуктивно, так как на неблагоприятные воздействия разного рода, организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

При этом следует отметить, что интенсивность воздействия зависит не от величины внешнего раздражителя, а от личностной значимости действующего фактора на человека, у которого в этом случае возникает мощное проявление эмоций, вызывающее комплексную физиологическую реакцию – стресс.

 

 


Первоначально понятие стресс (от англ. stress – давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается сердечный ритм, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стрессов.

 

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние внешнего фактора превосходит приспособительные возможности человека.

Стресс подразделяется на определенные виды, которые представлены на рис. 10.16.

 

 


Острый

Виды стресса

Хронический

Физиологический

Психологический

5. Информационный 6. Эмоциональный

 

Рис. 10.16. Основные виды стресса

 

1. Острый стресс выражается достаточно бурной реакцией в ответ на разовое экстремальное воздействие.

2. Хронический стресс развивается при многократном, на протяжении продолжительного времени, психическом воздействии какого-либо фактора.

3. Физиологический стресс возникает как ответная реакция при физиологических видах воздействия на организм человека – холода, недостатке воздуха, голода и т.д.

4. Психологический стресс подразделяется на два вида:

информационный, связанный с информационными перегрузками психики человека:

эмоциональный,  вызванный эмоционально-психологическими факторами.

Следует отметить, что стрессовые раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но не опасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу индивидуальной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств.

Отсюда понятно, что стресс в жизни человека большей частью инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые факторы.

Основным фактором большого распространения стрессов является ускорение научно-технического прогресса и связана, в частности, с тем, что физиологические возможности человека не поспевают за резким изменением образа жизни, вторжением в нее новых материалов, средств передвижения и связи, за нарастающим объемом разнообразной информации, внедрением в быт и на службу сложной микропроцессорной техники и т.д.

Люди не могут так же быстро приспособиться к новым условиям и возможностям, надежно защитить себя от нежелательных последствий практического применения научно-технических достижений.

К основным факторам стрессового риска можно отнести:

нарастающая суета жизни;

информационные перегрузки;

отрицательные факторы урбанизации;

малоподвижный образ жизни;

недостаток потребляемых людьми натуральных, экологически чистых продуктов питания;

хроническое недосыпание (особенно в рабочие дни недели);

длительная работа на персональном компьютере;

навязывание чуждых человеку искусственных ограничений;

кризисная ситуация в стране;

падение жизненного уровня и т.д.

 

Однако кроме основных вышеперечисленных факторов можно отметить более узкие причины возникновения стресса у человека, которые оказывают влияние на конкретную личность. К ним относятся стрессоры, приведенные на рис. 10.17.


1. Крушение иррациональных (утопических) убеждений
2. Возрастные кризисы
3. Резкая смена эмоциональных состояний

Основные причины стресса

4. Избыток положительных эмоций
5. Служебное положение и темперамент
6. Стиль руководства
7. Конфликтная ситуация в трудовом коллективе
8. Тесное, принудительное общение людей

 

Рис. 10.17. Основные приемы юмора.

 

1. Крушение иррациональных (утопических) убеждений,  которое вызывает обиду, зависть, возмущение, патологическую ревность. Человек начинает ворчать, злиться, перестает верить людям, подвергает сомнению честность любого поступка окружающих, постоянно обижается на близких, возмущается несправедливостью руководителей.

 

Характерным примером этой причины стрессов является несоответствие убеждений, воспитанных в детстве, действительности, с которой человек сталкивается в последствии.

Девушкам с детских лет внушают в семье, в детском саду, в школе, что мужчина, будущий муж, должен быть сильным, смелым, добрым, умным. Об этом же она читает и в книгах. Но спутник жизни оказывается физически слабым, а при ближайшем рассмотрении – и не очень умным.

Детей убеждают, что все люди честные и справедливые. Однако воспитательница в детском саду, а потом и мастер в ПТУ проявили очевидную нечестность, а в цеху завелся воришка. Молодой человек растерян. Очень неприятные последствия возникают при столкновении детских иллюзий со взрослой реальностью. Разрушаются убеждения, возникает устойчивый стресс.

 

2. Возрастные кризисы, когда, к примеру, максимализм молодежи воспринимается окружающими без должного понимания, когда у престарелых людей ожидания не совпадают с действительностью и т.д. Стресс от неудач и рухнувших надежд может быть особенно устойчивым.

 

В середине жизни нередко выясняется, что намеченные рубежи либо не достигнуты, либо были намечены ошибочно. Наступает разочарование в жизни, которая прожита зря, и от которой больше нечего ждать. Развивается стресс. Также стрессовое состояние возникает и после выхода на пенсию, особенно если не удалось воспитать любящих детей. Нередкая причина стресса – духовная черствость, ограниченность молодых людей в отношении со взрослыми, близкими им людьми.

 

3. Резкая смена эмоциональных состояний. Особенно часто это случается, когда радость сменяется сильным горем, то есть возникает ситуация, которую И.П. Павлов называл «ошибкой».

4. Избыток положительных эмоций, как это ни парадоксально, также может вызвать стрессовое состояние. Несоизмеримый с возможностями человека объем положительных эмоций может вызвать шоковое состояние. Медикам известен, так называемый, «синдром Стендаля», получившим свое название по имени человека, у которого было зафиксировано первое проявление, выразившееся в том, что, знакомясь во Флоренции с произведениями художников эпохи Возрождения, Стендаль от избытка чувств потерял сознание.

5. Служебное положение и темперамент оказывает различное влияние на работников, имеющих разный статус в трудовом коллективе. Особенно это сказывается на руководителях разного уровня управления. Проведенное на крупных предприятиях России исследование дало следующие результаты. Ежедневно испытывают стресс 21% руководителей предприятия холерического темперамента, 16% - флегматиков и только 5% - сангвиников.

6. Стиль руководства. При автократическом и авторитарном стилях руководителя, жестко требующего, педантично заставляющего подчиненных исполнять все инструкции, распоряжения, приказы стресс возникает значительно чаще, чем у коллеги, демонстрирующего демократический стиль управления.

7. Конфликтная ситуация в трудовом коллективе. Важной причиной стрессовых состояний и рисков является также конфликты, возникающие в процессе трудовой деятельности. Можно утверждать, что стрессы обязательно сопровождают конфликтные ситуации, эмоциональные срывы в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью коллег по работе.

8. Тесное, принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга работников и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы, вызывает раздражение, что в конченом счете приводит к напряженности и стремлении к изоляции.

К стрессу может также привести обычная ссора, загруженность дома и на работе, недовольство, выраженное руководителем. Даже ежедневные поездки в переполненном транспорте могут вызвать, так называемую, «транспортную усталость», которая негативно влияет на самочувствие человека, ослабляя защитные механизмы организма.

Основные стрессоры в деловых отношениях приведены в таблице 10.7, разработанной Ворожейкиным И.Е., Кибановым А.Я., Захаровым Д.К., где классифицированы причины стрессов и их основные последствия.

 

Таблица 10.7.

 

Классификация стрессоров и их последствия.

 


Стрессоры

Последствия

Стрессоры в окружающей среде Личные стрессоры
Производственные: перегрузка (недогрузка); необъяснимые перемены; изменение расписания; плохое оборудование. Потребности Субъективные: расстройства; утомляемость; чувство тревоги; чувство вины.
Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса. Надежды и достижения Поведенческие: опасность инцидента; слухи и некорректные разговоры.
Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия. Эмоциональная устойчивость Когнитивные: слабые решения; невозможность сосредоточиться на работе.
Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижение по службе; отсутствие необходимой подготовки.

Гибкость

Толерантность

Неясности

Физиологические:

высокое содержание холестерина;

растущее кровяное давление;

язвенная болезнь;

коронарные заболевания.

Отношенческие : отношения с руководством; отношения с подчиненными; отношения с коллегами; отношения с клиентами.
Внеорганизационные : отношения в семье; обстоятельства жизни; рост цен и т.д. Самооценка Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой.

 

Внешние признаки стресса проявляются общим возбуждением, а обычные эмоции уступают место беспокойству и тревоге.

У одних людей реакция на стрессор активная, и эффективность их деятельности может даже нарастать до определенного уровня, у других же реакция изначально пассивная, и эффективность деятельности сразу падает.

В любом случае обычное состояние человека в стрессовой ситуации характеризуется дезорганизацией поведения: это или беспорядочная активность, или несвойственная ранее человеку пассивность и бездеятельность.

Поведение при стрессе во многом зависит от типа нервной системы, силы или слабости основных нервных процессов. Однако у каждого человека, испытывающего стрессовое состояние можно выделить три основные фазы:

Первая фаза (тревоги) характеризуется мобилизацией защитных сил организма и повышение работоспособности: в кровь выделяются гормоны, усиливающие режим работы всех систем жизнеобеспечения организма. В этой фазе организм подготавливается к эффективной деятельности.

Во второй фазе (стабилизации) происходит относительная стабилизация всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, их закрепление на новом, более высоком уровне. Если стресс длится долго, то неизбежно наступает следующая фаза.

Третья фаза (истощение) характеризуется истощением со сломом регулирующих механизмов, с ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах.

 

Профессиональная деятельность может порождать стресс различной интенсивности. Особенно показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Оказалось, что врачи-хирурги и мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – более, чем в 5 раз.

 

Любое состояние борьбы, практически, обязательно приводит к стрессу. В этом состоянии у человека могут проявляться следующие признаки:

человек не может дать адекватную оценку обстановке и действию окружающих его людей;

человек охвачен чувством опасности, стремлением занять оборонительную позицию;

притупляется самокритичная оценка личности и вместе с тем усиливается желание винить во всем других, включая коллег по работе и т.д.

В коллективе в период конфликтной ситуации разные категории работников по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Следует учитывать половые различия в этом вопросе:

Женщины имеют более четко выраженную реакцию на неблагоприятные обстоятельства, а потому приспособление к стрессам и конфликтным ситуациям совершеннее, чему помогают свойственные им дружелюбие, уступчивость, интуиция.

Мужчины реагируют на стресс сдержаннее. Для них в большей степени необходимы уверенность в себе, расчет на силу, осознанное предвидение вместо предчувствий.

При эмоциональном напряжении человек находится в постоянном ожидании какой-то угрозы, пусть даже нереальной, придуманной им самим. И, несмотря на то, что возможности организма противостоять стрессу достаточно велики, человеку приходится держать себя в напряжении, чтобы избежать психологического срыва. Это обстоятельство усложняет любую конфликтную ситуацию, создает дополнительные препятствия для конструктивного урегулирования конфликта.

Конфликтная ситуация в трудовом коллективе, какое либо чрезвычайное происшествие могут вызвать аффект, ситуацию, когда личность находится в плену своих переживаний и деятельность ее становится неэффективной или малоэффективной.

Если стресс – состояние спада, подавленности нервной системы, то аффект более сильная, бурная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию.

 


Руководитель трудового коллектива не должен забывать, что в условиях сильного напряжения, оскорбления самолюбия большинство людей не могут работать устойчиво и продуктивно. По данным американской психологической ассоциации, в напряженных условиях боя только 25% солдат и офицеров действуют активно и адекватно на передовой. При этом надо учесть, что военнослужащие активно готовились к боевым действиям. Экстремальная ситуация для них не является неожиданной. В мирное время психическая неустойчивость особенно часто выявляется в аварийной обстановке. В результате аффекта возникает беспокойство, тревога или кратковременный ступор. Пульс повышается до 160-180 ударов в минуту и выше. Эмоциональный тонус колеблется от сильной эмоциональной возбудимости до эмоциональной тупости.

 

Аффект характеризуется, прежде всего, большой интенсивностью и бурным внешним выражением. Он быстро овладевает человеком и сопровождается утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности организма. Под влияние аффекта, прежде всего, попадает сознание человека. Его объем суживается и ограничивается очень небольшим количеством восприятий. Сильный аффект может кардинально изменить направленность, установки личности и привычки поведения. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания.

Характерная черта аффекта – его кратковременность. Как каждое чрезмерное интенсивное психическое состояние, аффект не может длиться долго. Бурная вспышка заканчивается умиротворением и покоем, реже переходит в психическое расстройство, в длительную обиду на виновника аффекта или надолго зафиксироваться в сознании – его следы могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме.

Развитие аффекта характеризуется стадиями. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства, отвлечься на то, что с ним не связано. В поле восприятия удерживаются только те объекты, которые «вошли» в аффективный комплекс. Выразительные движения становятся все более безотчетными. Слезы и рыдания, крик, хохот, жесты и позы, характер дыхания и другие вегетативные реакции создают обычную картину нарастающего аффекта. Сдержаться, не потерять власть над собой на этой стадии человек еще может, но при наличии заболеваний и других ослабляющих факторов, аффект может перерасти в патологический.

Основными причинами аффекта являются:

неожиданное экстремальное воздействие;

неподготовленность к экстремальному фактору отдельных представителей коллектива и персонала в целом;

темперамент личности, характеризующийся эмоциональной возбудимостью, слабостью процесса торможения, что характерно для меланхоликов, которые не могут сопротивляться сильным раздражителям;

фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, которое вызвано неуспехом в удовлетворении какой-либо потребности или желания. Фрутсрация вызывает гнев и агрессию, а эти эмоции могут перерасти во враждебность, которую невозможно контролировать, и таким образом вызвать аффект;

переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, болезненное состояние.

Стрессы и аффекты при большой продолжительности и частом возникновении неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья работников, что приводит к понижению эффективности труда, пропускам рабочих дней, общему ухудшению морально-психологического климата коллектива.

Многочисленные исследования, проведенные на больных гипертонией, молодых и пожилых, показали, что одной из немаловажных причин болезни является частые эмоциональные вспышки и сопутствующая ей активность симпатической нервной системы. Кроме того, процесс протекания осложняется при сдерживании проявлении эмоций.

Таким образом, если подавляется внешнее выражение аффекта, то усиливается его физиологическая составляющая. И, наоборот, если человек правильно выражает аффект внешне, выплескивает излишнюю энергию – уменьшается негативное воздействие раздражения на кровеносную систему.

Однако в настоящее время, в процессе социализации люди отвыкли от открытого проявления аффекта. Возникает внутренний конфликт между стремлением выразить эмоции и необходимостью их подавить, что отрицательно сказывается на здоровье человека.

 

Аффекты вызывают ишемическую болезнь сердца, инфаркты. В 60-х гг. ХХ века И.Фридман с сотрудниками установил, что к сердечно-сосудистым заболеваниям предрасполагает не столько характер питания или уровень двигательной активности, как считали раньше, сколько личностный стиль поведения, выражающийся в повышенной агрессивности, враждебности, высоких амбициях, частых аффектах.

Сердечно-сосудистые заболевания обостряются в связи с тем, что аффект отводит кровь от органов пищеварения. А это приводит к дистрофии печени. Печень же удаляет холестерин из крови, что создает угрозу для здоровья, вызывая стенокардию, и может привести к инфаркту.

Были обследованы 255 мужчин-врачей, 25 лет назад окончивших институт и заполнявших в то время «Опросник враждебности». Те, у кого враждебность в годы учебы в институте была средней или низкой, заболевали ишемической болезнью в 6 раз реже, чем те, у кого враждебность была высокой. Были обследованы 424 пациента. У 204 из них (48%) выявлен атеросклероз коронарных сосудов. Но у пациентов с выраженной враждебностью атеросклероз коронарных сосудов имел место в 70%.

Кроме того, аффект вызывает также различные заболевания желудка, а также оказывает опосредованное влияние на организм. Озлобленные люди часто болеют, подвержены многим видам заболеваний. Многочисленные исследования Р. Орнстейна показали, что злокачественные опухоли, туберкулез, артриты, осложнения во время беременности чаще имеют место у злобных людей, часто впадающих в состояние аффекта. Такие люди не только подвержены заболеваниям, но и умирают раньше других.

Стрессы и аффекты порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, также психические изменения вследствие эмоционального перенапряжения – неврозы.

 


Невроз возникает при острейшем информационной дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из создавшейся ситуации, мучительной для человека. То есть, когда у человека возникает необходимость разрешения жизненной ситуации и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как.

Повышенная чувствительность, развивающаяся при неврозе, играет две противоположные роли:

Является приспособительным механизмом к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию.

Делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.

В основе большинства неврозов обнаруживается внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация. Однако переживания становятся источником невроза только в том случае, если они особо значимы, занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.

Возникновение и развитие невроза по своей сути социально. Человек заболевает, например, не потому, что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость (действительная или кажущаяся) нарушили его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

По мнению В.Н. Мясищева (1960), в большинстве случаев при неврозах с одной стороны речь идет о внутренних конфликтах между потребностями в самоуважении и соответствии сложившихся представлений о себе, а с другой – мотивами, которые противоречат этому представлению о себе и поэтому неприемлемы для личности.

Потребность в самоуважении тесно связана с потребностью в хорошей оценке со стороны других людей, мнение которых значимо для человека.

Выраженность и особенности невроза зависят, прежде всего, от противоречивого отношения личности к сложной психотравмирующей ситуации, препятствующей рациональному разрешению внутреннего конфликта. В.Н. Мясищев выделяет три основных типа внутренних конфликтов:

1. Неврастенический тип определяется, прежде всего, как противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе, или несоответствие между задачами личности и возможностями их осуществления («Я хочу, но у меня не хватает сил…»)

Особенностям внутреннего конфликта этого типа способствует определенное воспитание, когда стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета физических и психических возможностей и ресурсов. Субъективное стремление к работе ради достижения личного успеха и престижа приводит таких лиц к состоянию утомления и переутомления. В определенной степени возникновению данного типа внутреннего конфликта способствует и высокие требования к человеку, предъявляемые все возрастающим темпом современной жизни.

2. Истерический тип характеризуется чрезмерно завышенными претензиями личности, которые сочетаются с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих («Я хочу, хотя и не имею права…»).

В этом внутреннем конфликте также важную роль играют особенности воспитания, когда стимулируется стремление быть в центре внимания окружающих. Таких лиц отличает повышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе. У них несколько ниже способность тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

2. Обсессивно-психастенический тип характеризуется противоречивыми внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями («Я хочу, но не могу решиться…»).

 

 


При этом, даже если одна из тенденций получает перевес, то сразу возникает противодействие со стороны другой, и все равно увеличивается возможность резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза.

Особенное значение для формирования этого типа внутреннего конфликта имеют усиленные личностные черты по типу неуверенности и нерешительности, которые формируются с детства, когда имеет место предъявление противоречивых требований личности.

Большое значение для психического и физиологического здоровья имеет эмоциональный климат в коллективах (на работе и во внеслужебной обстановке). Настроение каждого человека во многом зависит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, в мимике, в поступках. Общаясь с людьми, невольно воспринимаешь их оптимизм или уныние. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, способствующей высокой эффективности совместной деятельности людей, являются внимание, расположенность, симпатия друг к другу.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности работника, заболеванию, возникновению конфликта и т.д. Поэтому управление стрессами и аффектом является важнейшим компонентом в деловом общении и урегулировании конфликтных ситуаций.

За рубежом существует две основные теории снятия стресса и аффекта:

1. «Вентиляционная». Зарубежные специалисты считают, что отрицательные эмоции генетически обусловлены, поэтому стресс и аффект требуют разрядки. Сторонники этой теории японцы устраивают специальные помещения, где разгневанный рабочий может выплеснуть все свои негативные эмоции на чучело начальника.

Однако такой подход не совсем верен с физиологической точки зрения, так как, распаляя себя гневом, яростью, человек провоцирует негативную реакцию со стороны организма. За «разрядку» приходится платить своим здоровьем.

2. «Смещение» предполагает излить гнев на другой объект: подчиненного, домашнее животное и т.д.

Однако и этот подход является временным ослаблением напряжения, не позволяющим решить проблему и не гасящим раздражение. При этом такое поведение наносит незаслуженную обиду невинному человеку или животному.

К основным мероприятиям по снятию напряжения, ведущего к стрессам и аффектам, относятся:




Дата: 2018-12-21, просмотров: 403.