Б.Н. БЕССОНОВ
Философия многообразна, как мир, глубока, как человеческая душа. Она размышляет о Вселенной, о Боге, о бессмертии, о свойствах человеческого разума, о целях и смысле жизни, об истории, о способностях и возможностях человека.
Философия, считает Платон, знание всеобщего, сущностное знание о мире. Он разделяет философию на собственно теоретическую и социально-практическую. Собственно теоретическая философия исследует исходные принципы знания, то есть сверхчувственные идеи как первопричины вещей, а практическая философия изучает приложение идей, в частности, идей добродетели, благоразумия, справедливости и других к практике государственной жизни. Однако именно теоретическая философия выражает суть философии, именно она приводит к познанию сущности бытия, подчеркивал Платон в своей работе «Государство» 1. Платон остро полемизировал с софистами, которые занимались философией зачастую не столько с целью обретения истины, сколько ради отыскания путей и средств для победы над противником в споре. Софисты развивали не диалектику как искусство поиска истины в споре, но только «эристику», то есть искусство играть мнениями людей.
Платон же противопоставлял мнениям людей знания. Философия, доказывал он в диалогах «Федр» и «Пир», это способ освободить душу человека от ее телесны пут и поднять ее к высотам вечных идей посредствам интеллектуальной творческой деятельности. По Платону, предмет философии не преходящие вещи и события, а именно идеи — высшие, неизменные, вечные. И только философия способна помочь человеку познать идеи и в результате доставить ему подлинное наслаждение духа и привести его душу к вдохновенному, возвышенно — радостному состоя-
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 117
нию2. Без философских знаний, утверждал Платон, невозможно построить и разумное, устойчивое государство.
Как и Платон, Аристотель утверждал, что философия в отличие от других наук обращена на познание «всего», однако не в смысле знания всех мелочей, но в смысле исследования причин явлений. Подлинные причины вещей и процессов обладают общим характером, потому-то в философии и совпадает познание общего и познание существенного.
По мнению Аристотеля, философия — наиболее строгая наука, ибо наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами. Подчеркивая значение осуществляемых философией задач, Аристотель квалифицирует философское познание как «божественное». К нему близки лишь математика, также развиваемая из всеобщих начал, и физика, поскольку она изучает природные первоначала и первоэлементы.
Самое изначальное в рамках философии как высшего теоретического познания — это взаимоотношение возможности (материи) и действительности (формы). Бог же есть вечная, неизменная и непреходящая форма всех форм.
Философия — это и «божественный» образ жизни, это удел тех, кто стремится стать мудрецами. Человек, обретший философскую мудрость, то есть интеллектуальное блаженство, тем сам уже приближается к бессмертию3. Подобно Платону, Аристотель решительно выступал против софистов. Философ, подчеркивал он, должен рассуждать строго определенно, опираясь на средства силлогистики. Он должен отвергать всякого рода приблизительные, вероятностные рассуждения.
Аристотель считает, что правители в поиске совершенного политического устройства и правильных политических решений должны обращаться к философии и философам, которые помогут им подойти к делу всесторонне, с учетом всех обстоятельств.
Высшая форма общения между людьми — государство. Кто не нуждается в нем, кто не является частью государства, тот либо зверь, либо Бог. Государство необходимо для благой жизни. Совершенный человек — это совершенный гражданин. Причем идеальное государство созидается не на месте разрушенного, оно — результат совершенствования существующего.
Основоположник классической немецкой философии И. Кант, отвечая на фундаментальный вопрос «Что такое человек?», отмечает, что все наклонности каждого человека основаны на разуме и направлены к достижению полного развития; что человек стре-
118 |
Ипостаси философии
мится к объединению с другими людьми, создавая такой общественный порядок, при котором частная воля отдельного лица повинуется всеобщей, свобода одного индивида гармонично сливается со свободой всех остальных. Кант разработал учение о нравственности, которое опирается на мысль о том, что в человеческом сознании существует чувство долга. При этом, он считает, что все нравственные понятия, коренящиеся в нашем разуме, имеют чисто априорное происхождение; они не могут быть выведены ни из какого опытного, и поэтому уже случайного, знания; сама чистота их происхождения и составляет их достоинство.
По Канту, нравственная ценность поступка не имеет органической связи с его целью; она вытекает исключительно из принципа, независимо от предмета, который может быть желаем. Как утверждает Кант, этика долга дает человеку уверенность в свободе морального поступка. Благодаря долгу, посредством морального долженствования человек становится достойным счастья. Если чистый разум не может разрешить антиномии, связанные с доказательствами Бога, свободы и бессмертия, то практический разум видит в постулатах Бога, свободы и бессмертия и выражение морального поведения человека.
Другой выдающийся представитель классической немецкой философии — Гегель полагает, что философия — решающая сфера формирования духа, всех наук и истины. В философии, утверждал он, дух возвышается до своего подлинного достоинства; в философской сфере терпят крушение пошлость жизни и пустота интересов. В философии человек постигает субстанциальный дух времени.
Апеллируя к мощи и достоинству разума, Гегель решительно выступал против плоского мышления, предполагающего, что познание истины не существует. С этой точки зрения, отмечал философ, преимуществом быть познанным пользуется лишь временное, преходящее. Отвергая подобную точку зрения, Гегель подчеркивает, что царствоистины и есть обитель философии, которую она создала и к которой мы становимся причастными, занимаясь философией.
Все то, что в жизни истинно, становится таковым посредством идеи, развивает мыслитель свои взгляды. И цель философии — понять идеи. Природа связана тем, что может осуществлять разум только силою необходимости; но царство духа — это царство свободы. Все, что связывает человеческую жизнь воедино, — духовно
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 119
по своей природе; и это царство духа может существовать только посредствам философского осознания истины.
Мужественное принятие истины, вера в силу духа — первое и главное условие занятия философией. Человек должен уважать самого себя и считать себя достойным наивысшего. Скрытая сущность Вселенной не обладает достаточной силой, чтобы противостоять мужеству познания, подчеркивал Гегель4.
К. Маркс, связав философию с революционной практикой, радикально пересмотрел ее задачи. Философы до сих пор лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Категорический императив К. Маркса: человек — высшее существо для человека — повелевает ниспровергнуть все общественные отношения, порабощающие человека. Маркс и Энгельс помогли людям, борющимся за свободу и справедливость, освободить свое мышление от морализаторства, научили их искать корни подавления и уничтожения человека в реальных противоречиях интересов социальных классов. Они научили распознавать в экономических отношениях, в отношениях производства и собственности подлинную основу социальной структуры. Проанализировав диалектику капиталистического способа производства, они пришли к выводу об исторически переходящем характере капитализма, о том, что ему на смену в ходе революции пролетариата придет новый общественный стой — коммунистический, основанный на общественной собственности на средства производства. Коммунизм, с точки зрения Маркса и Энгельса, — это общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Гуманистический характер философии марксизма не подлежит сомнению. Ее целью является человек, свободная ассоциация людей, обобществившееся человечество.
Философии не может не быть, пока живут люди, считал К. Ясперс, философ ХХ века, яркий представитель немецкого экзистенциализма, и именно потому, что философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех конкретных целей в мире, явить смысл, охватывающий эти цели.
Философия как профессия требует развертывать категории и методы, структурировать наше основное знание, ориентироваться в космосе наук, усваивать философию истории, упражняться в спекулятивном мышлении метафизики, в просветляющем «экзистенциональном» мышлении. Философия учит: никогда не низводить какого-либо человека до средства.
120 |
Ипостаси философии
Цель философии — помочь обрести независимость отдельному человеку. Он обретает независимость посредствам отношения к подлинному бытию, глубины его связи с трансцендентным. Чтобы достичь эту независимость, человек должен жить в постоянном духовном напряжении.
К. Ясперс полагает, что XX век разрушил самоуверенность рассудка, показал иллюзорность мировой гармонии; наряду с этим, он вскрыл и низость жизни, ложь и грязь эпохи.
Перед философией стоит задача, подчеркивает мыслитель, вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции. Эта задача содержит в себе следующие этапы:
1. Найти покой посредствам постоянного пробуждения нашего беспокойства.
2. Пройдя через нигилизм, усвоить наши истоки.
3. Найти чистоту науки в качестве предпосылки истины нашего философствования.
4. Разум должен стать безграничной волей к коммуникации.
Сегодня же много фальшивого покоя; необходимо превратить
его в беспокойство. Нужно услышать трансценденцию, чтобы перейти к действию. «Приблизить коммуникацию во всех возможностях ее осуществления есть повседневная задача философской жизни», подчеркивает К. Ясперс5.
М. Хайдеггер, один из выдающихся философов XX века, так говорил о философии и ее задачах: философия — это не мировоззренческая проповедь, философия касается каждого. Философия — последнее выговаривание и последний спор человека захватывающий его целиком и постоянно.
Философия — противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Она — воронка, в середину которой затягивает человека, чтобы только так он без фантазирования смог понять собственное присутствие на земле6.
Философия никогда не закончится потому, что перед каждым человеком вновь и вновь встают такие вопросы, как: что такое мир, жизнь, смерть, боль, счастье? Почему мир зачастую противостоит человеку как чуждая сила, почему существует отчуждение между Я и Ты? Эти беспокоящие дух вопросы и поиск ответов на них всегда были и будут во все времена потребностью мыслящего человека.
Именно поэтому философское мышление, в сущности, непрерывно, опирается всегда на преемственность, на традицию. Никакой мыслитель не может отказаться от прошлого. Ни новые вопросы, ни новые ответы отнюдь не оторваны абсолютно от про-
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 121
шлого. Они, разумеется, отличаются от него, но вместе с тем органично с ним связаны.
Современная философия, осмысливая сегодняшние проблемы, стоящие перед человеком, постоянно обращается к великому духовному наследию человечества. Она возвращается к Платону, Аристотелю, Плотину, Августину Блаженному, Фоме Аквинскому, Ф. Бэкону, Дж. Локку, Р. Декарту, И. Канту, Г. Гегелю, Ф. Ницше. Она развивает и углубляет диалектический метод мышления и познания внешнего мира природы и внутреннего мира человека, который разрабатывали философы прошлого, особенно Платон, Аристотель, Гегель и Маркс.
В отличие от главной тенденции прошлой эпохи, остро противопоставлявшей материализм и идеализм, современная философия делает большой акцент на неразрывную связь материи и сознания, на их взаимодействие. В гносеологии она признает как рациональное, так и чувственное познание. В современной философии все больше нарастает тенденция сближения методологических принципов. Неопозитивизм и герменевтика, в ХХ веке остро противопоставлявшие друг другу «объяснение» и «понимание», сегодня все более сближаются, принимают и обосновывают положение: «и объяснение, и понимание». Понимание предваряет объяснение путем сближения с субъективным замыслом автора; понимание сопутствует объяснению, поскольку формирует образ интерсубъективной коммуникации, понимание завершает объяснение, поскольку сближает интерпретатора и текст, преодолевая их культурную дистанцию. Больше объяснить, чтобы лучше понимать, глубже понимать, чтобы четче, яснее объяснять.
В ХХ веке в познании преобладал исторический подход, и ныне, в ХХI веке историзм, безусловно, необходим. Однако сегодня при рассмотрении исторического генезиса явлений философия все в большей мере должна учитывать и структуру этих явлений. Сегодня философия изучает историю не как какой-то исключительно каузально обусловленный процесс, но как деятельность людей, при анализе и оценки которой необходимо учитывать оба аспекта: и каузальность, и свободу, ибо в истории социальной жизни есть сферы, развитие которых невозможно предсказать, исходя из модели каузальности, они дело — человеческой свободы.
Пожалуй, больший акцент на ценность и свободу человека должен быть самой специфической чертой философского мышления ХХI века.
122 |
Ипостаси философии
При этом, изучая побуждения и поступки людей, их воздействие на ход общественной жизни, важно учитывать как сознательное, так и неосознанное воздействие, как рационально обоснованные мотивы действий, так и воздействие бессознательного. Указание З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Леви-Строса и других мыслителей насчет фактора бессознательного вполне обоснованны, хотя, разумеется, бессознательное нельзя гипертрофировать.
В процессе осмысления исторических событий, любых факторов социальной жизни мы неизбежно приносим оценку, выступаем либо как обвинители, либо как защитниками тех или иных исторических событий, тех или иных исторических деятелей.
Но как давать оценку? И нравственные идеалы, и нормы поведения в ходе истории зачастую изменяются. Насколько сегодняшние наши ценности приемлемы для оценки прошлой истории?
В этой ситуации важно понять, воссоздать социально-исторический контекст изучаемых явлений. Нужно избегать осовременивания истории. Необходимо также исходить из диалектики сущего и должного, то есть реально объективного и оценочного подходов. От оценок не уйти, но важно как можно в большей мере дистанцироваться от того, чтобы оценивать действительность с позиций, какой она должна быть.
В условиях многообразного и быстро меняющегося мира философам нужно изменить свое отношение к таким категориям, как случайность, нестабильность, неустойчивость, перестать рассматривать их исключительно со знаком «минус», как фактор дезорганизации, нарушающий поступательное развитие общества. В духе синергетики их можно и нужно рассматривать как момент социальной самоорганизации.
Важный момент познания заключается сегодня также в том, что все более утверждается духовная установка, в соответствии с которой обращение к реальности означает обращение к тому, что можно сконструировать. Если в новое время человек был обращен к настоящему и прошлому, то ныне он все в большей степени ориентируется на будущее, на то, что может быть им самим создано
И если в ХIХ и даже ХХ вв. в целом все-таки господствовала вера в прогресс, то в наше время слепой, безоговорочной веры в прогресс уже нет. Эту веру разрушают амбивалентный характер развития науки и техники, антидемократические, авторитарные «срывы» в политике, упадок в духовно-культурной сфере. Если
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 123
в ХIХ — ХХ вв. многие философы, ученые, политики связывали прогресс, как правило, с одним классом (буржуазией, а затем пролетариатом), с одним регионом (Западной Европой), то сегодня прогресс должен признаваться как прогресс всего человечества.
В прошлом веке прогресс в решающей степени связывали с достижениями экономики, науки и техники. В наше время признается, что он зависит от взаимодействия всех сфер общественной жизни (экономики, политики, морали). Особенно морали.
В ХIХ веке в мире главенствовала Европа. Первая мировая война подорвала ее главенство. Вторая мировая война положила конец господству Европы, привела к доминированию двух сверхдержав: СССР и США. Сегодня после разрушения СССР существует лишь одна сверхдержава — США, претендующая, по сути, на мировое господство. Но сегодняшняя реальность такова: попытка установления господства одной страны чревата войной, а война ведет человечество к самоуничтожению. Осознание опасности самоуничтожения, конечно, способствует утверждению мира. Однако подлинный мир базируется на духовном единстве, на единой морали, объединяющий человечество.
Ф. Ницше был одним из первых мыслителей, который еще накануне XX столетия осознал возможные негативные последствия европейского развития. Он нарисовал устрашающуюся картину будущего, в котором будут господствовать машина и механизация труда, а на переднем плане социальной арены окажется средний человек, посредственность, человек массы. Культура разрушается, образование подменятся пустым знанием, духовная субстанциональность подавляется. Все тонет в потоке слов и мелких дел. «Вся наша европейская культура давно уже движется с мучительным напряжением, с дрожью и скрежетом… навстречу катастрофе, в результате которой может наступить обезображение и, наконец, озверение человека, в плоть до уровня обезьяны».
Однако именно потому, «что мы можем представить себе эту перспективу, мы, быть может, в состоянии предупредить такой конец истории», – заявляет Ф. Ницше7. Как стало очевидно, Ф. Ницше во многом оказался прав.
Сегодня философия, как никогда прежде, должна быть действенной, должна пробудить, пробуждать совесть, чувство ответственности людей за все происходящее в мире. Философия должна выполнить свою миссию быть «учительницей жизни»; она должна побуждать людей к добродетели, учить их правильно жить,
124 |
Ипостаси философии
указывать на высокие образцы общественной жизни и личного поведения, а также и на их изъяны.
Настоящие философы всегда были воспитателями человечества, людьми высокой нравственности, всегда жили общественными интересами. Сократ, в частности, сказал однажды об одном умном человеке: «Мы бы его приняли в философы, да он человек оказался непорядочный». Сам Сократ всегда был там, где молодежь, где были люди. В своих разговорах с людьми он всегда поднимал самые важные вопросы жизни: что есть справедливость и несправедливость, добро и зло, красота и безобразие, набожность и безбожие, благоразумие и храбрость, государство и его правители и т. д. Противопоставляя свое «незнание» знанию софистов, Сократ придавал своим аргументам огромную силу убедительности; он стал, с одной стороны, наиболее популярной, а с другой — наиболее преследуемой личностью Афин своего времени.
Философия, пребывающая в полной силе, никогда не выступает как нечто инертное, сугубо созерцательное, как пассивное и уже завершенное единство знаний. Порождаемая общественным движением, она сама представляет собой движение и простирает свое влияние на будущее.
Бесспорно, философия практична, бесспорно, она — эпоха, схваченная мыслью. Конечно, важно не упрощать связь философии и практики, философских идей и интересов тех или иных классов или социальных групп. Это может обернуться вульгаризацией философских идей. Различия и противоположность философских учений нередко могут выступать не только в качестве противоположности классовых воззрений, но и в качестве различных ступеней познания и подходов к постижению объективной истины.
Но в любом случае философия должна быть действенной. Философия и философы должны защищать и утверждать высокие духовные ценности. Ради утверждения духовных ценностей, защиты своей чести и чести других людей философ должен действовать с открытым забралом. Он должен быть бескомпромиссным в защите максимы: жизнь, свобода, достоинство человека — превыше всего. Философия призвана утверждать добро, бороться со злом как внутри нас, так и во вне.
Сегодня человек должен осознать свою ответственность за окружающий его мир, должен гармонизировать свои отношения с природой, он должен понять, что цивилизация выступает
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 125
как органическое единство природы и общества. Он должен осознать, что человечество, не смотря на государственные, национальные, социальные, культурные различии едино; едино как вид, как Homo sapiens, что сегодня нужна общая, единая концепция выживания, совместные усилия для спасения и развития природы, культуры, жизни.
Философия и философы должны учить людей пониманию этой задачи, этой цели. Она должна возродить в человеке космоцентри-ческий взгляд на природный и социальный мир, вновь научить его подчиниться Логосу, вселенской необходимости. Установка на коэволюцию человека и биосферы, соразвитие и диалог культур должны стать интеллектуальной и нравственной доминантой современного человека.
Сегодня прогресс науки и техники должен быть органично связан с проблемой ответственности людей. Сегодня наука, техника и этика внутренне взаимосвязаны. Те, кто олицетворяет научно-технический прогресс, отвечают за то, что наука и техника приносят человечеству. Без ответственности сегодня не будет мира, не будет прогресса.
Философия должна объяснить людям, что современная ситуация духовного упадка отнюдь не стихийно-объективный процесс, что во многом он обусловлен деятельностью самих людей, прежде всего власть имущих. Философы должны помочь людям понять, что политические амбиции властей предержащих таят опасность авторитаризма и тоталитаризма, угрожают человеку и тем ценностям, которые выражает его суть, и прежде всего его свободе. Поэтому сегодня так важны формирование гражданского общества, упрочение правового государства, поиск «противовесов» всех звеньев власти, но еще важнее найти способ уравновесить политические структуры конституционно и реально гарантированными социальными правами на достойную, счастливую жизнь.
И самое главное: философия должна помочь людям обрести, найти ценности и идеалы, придающие высокий смысл их жизни, то есть абсолютные, общечеловеческие ценности. Философия, никогда не примирится с самоуверенным, самодовольным мещанством, с пустотой интересов и вкусов.
Развитие человека, его целостность, достоинство и свободу она рассматривала и рассматривает как свою высшую цель. Именно поэтому философия XXI в. решительно настаивает на утверждении абсолютных общечеловеческих ценностей.
126 |
Ипостаси философии
И. В. Гете в свое время подчеркивал, что все эпохи, в которых царила вера в абсолютные ценности, в абсолютный смысл, были блестящи и продуктивны.
Но что значит абсолютные ценности? Возможны ли они? Каков к ним путь? Для этого, учит философия, к самому бытию человек должен относиться как к сущему, как к главной, последней истине.
М. Хайдеггер справедливо утверждал, что когда «техне», «конструирование» и т. п. празднуют триумф, человеку грозит утрата мысли.
Поэтому главное для современного человека — осмысление сущего, озабоченный поиск истины бытия.
Русские философы всегда подчеркивали, что без допущения надчеловеческой трансцендентной цели непостижим смысл бытия, смысл человеческой жизни, человеческой истории. Философия призвана осуществлять связь материальной жизни с высшей сферой — божественной. Она должна способствовать «пересоознанию действительности» на абсолютных началах добра, истины и красоты, что и должно привести к осуществлению христианской идеи примирения людей в составе единого человечества. В этом триединстве Добра, Истины и Красоты Вл. Соловьев приоритет отдает Добру. Истина и Красота — проявления Добра. Добро — цель, смысл жизни человека. Вера в истину — критерий наших знаний о том, что такое добро. Без красоты как критерия преобразования действительности, нет полной радости жизни, нет, следовательно, и совершенного добра. Лишь оправдание добра и как нравственности, и как истины, и как красоты может быть окончательным ручательством его торжества, подчеркивает Вл. Соловьев8.
Единство добра, истины и красоты обуславливает равновесие целого, космоса и всех его частей, взаимную солидарность людей, считает также и П. А. Флоренский; он даже провозглашал тождество «метафизической триады»: истины, добра и красоты. Это не три разных начала, а одно.
Свободная любовь к Богу — вот цель жизни человека, выражение его творческой силы, путь созидания добра, подчеркивает Н. А. Бердяев. Свобода есть независимость и определенность личности изнутри. Подлинная личность, утверждает философ, не вмещается в непрерывный сплошной процесс мировой жизни, она не может быть моментом или элементом эволюции мира… Личность есть прорыв, разрыв в этом мире. Человек есть личность не по природе, а по духу… Личность не есть часть универсума, уни-
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 127
версум есть часть личности, ее качество… Личность — экзистенциальный центр мира… Универсальность отдельного человека мы постигаем не через отвлечение общих нам человеческих свойств, а через погружение в его единичность9.
В любом случае сегодня люди должны осмысливать современную действительность с позиций вечных, абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты, неразрывности их единства.
И здесь нет ничего невозможного. Ведь во все времена люди апеллировали к добродетели, мудрости, добру, справедливости; уважали такие человеческие качества, как благородство, сочувствие, верность дружбе, служение общему делу. Ценили красоту, музыку, литературу, искусство. А все это и есть в своем органическом единстве: Истина, Добро и Красота.
Конечно, в современных условиях быть слепым оптимистом глупо, но быть пессимистом еще более нелепо. В свое время английский философ, писатель и поэт Г. Честертон хорошо написал о различии между оптимистом и пессимистом. Тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить ее к лучшему. Пессимиста зло приводит в ярость, оптимиста удивляет. Преобразователю необходим дар удивления. Для этого мало признать действительность мерзкой, ее надо признать нелепой, ненормальной, достойной смеха, а не слез. Пессимисты вряд ли могут ругать зло, они не видят его на неприглядном, темном фоне. Зла нет потому, что все зло10.
Современная философия должна нести в себе оптимистический дух. Конечно, философы против тезиса будто «все к лучшему в этом лучшем из миров». Философия должна нести людям оптимизм рациональный, просвещенный, критический и конструктивный.
Философия и философы должны быть терпимыми или, как сейчас говорят, толерантными ко всем поискам ответов на животрепещущие вопросы, волнующие человека и человечество. Толерантность выражается не в принципе: «не буду мешать, пусть говорят, мне все равно», а в принципе: «Я уважаю ваше мнение» … Претензия дать безоговорочный ответ в духе: да-нет, черное-белое, или-или, то или другое — не философская.
Ответы на волнующие человека и человечество вопросы, конечно же, могут отличаться друг от друга. Важно одно: в любом случае в центре современной философии, как и всей философии в ее истории, должен быть человек, смысл его жизни, его достоинство, его свобода.
128 |
Ипостаси философии
Философия должна быть бескомпромиссна только в одном — в защите максимы: жизнь, свобода человека — превыше всего. В свое время И. Кант сформулировал формальное правило, обеспечивающее соблюдение этой максимы: поступай так, чтобы ты и другой могли сказать, что твои поступки одновременно являются и всеобщим законом поведения. Каждый, кто игнорирует эту максиму, поступает аморально и асоциально.
Современная философия должна воссоздать в сознании людей твердое ядро таких моральных ценностей, как справедливость, равноправие, равенство шансов, ответственное отношение к свободе, уважение к другим, защиты слабых, солидарность и т. п.
Одной из важнейших предпосылок того, что это может быть достигнуто, является растущая сегодня взаимозависимость мира, различных культур и цивилизаций, обуславливающая, в свою очередь выравнивание в методологических правах различных принципов освоения мира. Все это позволяет философам (и всем людям) и требует от них в процессе познания мира учитывать научный анализ и интуицию, формальную логику и нелинейное мышление, свободомыслие и религиозность, веру в поступательный прогресс и убеждение в циклическом движении истории.
Многие идеи европейской, китайской и индийской философии, а также философские идеи других народов и регионов следует ввести в современную мировую философию. Отечественный ученый В. И. Вернадский даже считает, что «индийская логика пошла глубже Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца ХVIII века». В конечном счете, утверждает он, «девятнадцатое и двадцатое столетие создали прочную основу для единой вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное единство»11.
Одностороннее возвышение европейской философии неверно, аморально, несправедливо.
В сегодняшних условиях нужно объединить идеи Будды и Конфуция, И. Канта и Вл. Соловьева, К. Маркса и М. Ганди. Необходимо в равной мере исследовать объективную и субъективную реальность, все стороны жизни: познавательную, моральную, религиозную, эстетическую, следует создать всеобъемлющий и согласованный взгляд на мир как единое целое.
Лишь разрешив эту задачу, мировая философия сможет стать наставницей всех людей во всех странах, объединив их усилия для построения справедливого общества.
В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 129
Эта задача, эта цель еще раз подтверждает вечный и непреходящий характер философии. А человек, философ, участвующий в решении этой задачи, находит в великих духовных ценностях философии, огромную жизненную поддержку. И в этом также кроется перспектива философии.
И, конечно, принципиальное значение для развития самой философии, для повышения эффективности философских исследований имеет создание творческой атмосферы, широкие обсуждения и дискуссии в философской среде. Философия — это соревнование идей, в котором победу одержат те идеи, которые глубже, точнее, вернее отражают объективную истину и открывают для их реализации новые возможности. Суть подлинной философии — творческое мышление и новаторство в постановке проблем.
Современное социальное развитие характеризуется гигантскими и быстрыми изменениями, охватывающими все сферы человеческой жизни и деятельности. Философы должны постоянно изучать их для того, чтобы на этой основе совершенствовать свою теорию, свою методологию, обеспечивать их неразрывную связь с жизнью, практикой. В конечном счете, главное, чем объясняется выдающиеся роль и место философии в современном мире, — это то, что она служит инструментом верной ориентации в самых сложных и противоречивых событиях эпохи, позволяет разобраться в них и дать им правильную оценку с точки зрения социального и нравственного прогресса.
Наше время требует резкой интенсификации теоретической деятельности, глубокого обогащения философии. Сегодня на новом витке истории, когда человечество встало перед дилеммой: быть или не быть человеческой цивилизации, самой жизни на земле, необходимо решительно расчистить путь для смелых фундаментальных прорывов в науке об обществе, разрабатывать глубокие, перспективные философские идеи и концепции, обеспечивающие устойчивый социальный динамизм, всестороннее физическое и духовное совершенствование человека.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3, 4. – М., 1990. – С. 256.
2. Платон. Диалоги. – М., 1965. – С. 169, 213, 214.
3. Аристотель. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. – М., 1975. – С. 68.
4. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – С. 82, 83.
5. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 500 – 502.
130 |
Ипостаси философии
М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993. - С. 327 - 329, 337.
7. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. - С. 237.
8. Соловьев Вл. Собр. соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - С. 305.
9. Н. А. Бердяев. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939. - С. 20 -21.
10. Честертон Г. К. Избранное. - М.: Терра, 1996. - С. 491.
11. Григорьева Т. П. Дао и Логос. Встреча культур. - М., 1992. - С. 31 -32.
Аннотация
Автор утверждает, что поскольку философия приводит к познанию сущности бытия, к усвоению абсолютных духовных ценностей, постольку она должна быть «учительницей жизни»: учить людей правильно жить, побуждать их к добродетели, указывать на высокие образы общественной жизни и личного поведения.
Ключевые слова: философия, гуманизм, мораль, наука, прогресс.
Summary
The author asserts that since philosophy leads to the knowledge of the essence of being, to the adoption of absolute moral values, it must be a «teacher of life». Philosophy must to teach people how to live rightly, must to encourage them to virtue, to indicate the lofty examples of social life and personal comportment.
Keywords: philosophy, humanism, morality, science, progress.
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
131
СОФИйНОСТь ОБРАЗОВАНИя
В. А. ТИТОВ
Проблеме философии образования уделяется повышенное внимание, так как без разработки соответствующей методологии довольно трудно реализовывать образовательную программу. В современной литературе встречается довольно много разнообразных проектов, направленных на совершенствование процесса образования. Вместе с тем во многих разработках иногда трудно вычленить суть философии образования. Обратимся, например, к пособию Гусинского Э. Н., Турчаниновой Ю. И. «Введение в философию образования». При знакомстве с этой работой бросается в глаза очень расширительное толкование предмета философии образования1. Получается, что философия образования должна охватить собой все аспекты образовательного процесса, что грозит чрезмерным расширением предмета этой дисциплины. При таком широком подходе невольно теряется сущностное представление о философии образования. Не спасает от этого ощущения и обращение к идеологии образования, которая чаще всего сводится к перечислению многообразия философских направлений с вычленением вкраплений, затрагивающих различные аспекты образования.
Большое место в философии образования занимает антропо-гуманистическая концепция. Один из ее авторов сводит философию образования к решению следующих задач: развитие нравственной целостности личности; развитие его творческого потенциала и реализация его в продуктивной деятельности; гармоничная соотнесенность в ней социальных и уникальных черт. В основе названных задач лежит процесс индивидуального освоения че ловеком духовных идеалов и образования в нем личностных механизмов целеполагания по их осуществлению2 Вместе с тем данная модель ориентирована на фиксацию полной реализации предложенной программы и не позволяет концептуально выделять иерархические уровни менее успешного решения поставленной задачи. Этот же автор в своей одной из последних публикаций ставит вопрос о синергетической парадигме исследования образования. В связи с этим выделяется проблемное поле образования, характеризующееся следующими методологическими подходами: «1. Социальное измерение образования (проблема взаимодействия образования и общества). 2. Культурологическое измерение (соотношение образования и ценностей культуры).
132 |
Ипостаси философии
3. Антропологическое измерение (становление человека в образовании). 4. Онтологическое измерение (образование как мировой процесс). Каждое измерение предполагает выявление особой цели образования, которая, свою очередь, выражается через целый веер задач и педагогических методов»3. Вряд ли можно оспаривать столь многогранный подход к философии образования, хотя, как нам кажется, обращение к синергетике нередко вызывается наивной верой в то, что нелинейные, неустойчивые системы, способные к самоорганизации, вдруг, каким-то чудодейственным способом самопроизвольно подарят нам эффективную саморегулирующую систему, в том числе образовательную.
В связи с этим заслуживает внимание работа В. И. Панова «Психодидактика образовательных систем: теория и практика». В ней дается характеристика различных образовательных парадигм от традиционного обучения к развивающемуся образованию4. Развивающее образование «включает в себя кроме интеллектуальной и / или личностной сфер психики также и эмоциональную, духовно-нравственную, а также телесную (психосоматическую) сферы психики и, можно сказать, сознания (в широком смысле) индивида в целом»5. Данный подход весьма близок к нашему представлению о софийной парадигме образования.
В истории философии складывались разные образы философствования. Не секрет, что философия формировалась под сильным воздействием смыслового поля «софии». Известный специалист по философии античности А. Ф. Лосев показал, как сложно складывалось точное определение «софии»6. Несмотря на эти трудности постепенно «софия» стала пониматься как своеобразный синтез высших духовных ценностей. Сократ для этого использует термин «софросина» и, несмотря на все сложности его перевода, понимает под ним «целостность ума, не сводимую ни на какие отдельные и специфические функции чистого мышления»7. Платоновскую (да и вообще античную) софию, как отмечает Лосев, никак нельзя понимать только формально, то есть только структурно, вне всякого реального содержания этой Софии; пульсирующий смысловой скелет Софии, пронизывая собой содержание любой предметности, всегда несет на себе следы также и этого содержания. «В этом смысле всякая добродетель, будучи целостным целостным осуществлением определенной идеи, обязательно софийна, так что отрицание добродетельности софии всегда сводится к отрицанию значимости самой софии»8. Так постепенно вырабатывался софийный образ философии, которому противостояли эпистемный и технеметиче-
133 |
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
ский9. Нам кажется, что предложенная классификация может стать одним из методологических подходов к рассмотрению философии образования.
Софийный облик философии сформировался в эпоху античности. У его истоков стоит Пифагор, который не только ввел термин «философия», но и превратил его в полноценное понятие.
Спустя столетие Сократ развил эту традицию. Им был реализован единственно верный способ выражения философских идей: свободный диалог, а не трактат, практикуемый в науках как переход от найденных в себе частных истин к более общим.
Завершает создание софийного облика философии Платон. Центральной идеей (эйдосом) его философии является благо. Оно задает абсолютный смысл всему умопостигаемому миру. Платон сравнивает благо с Солнцем: «Чем будет благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно постигаемым вещам»10. Платон распространил приоритетность блага не только по отношению к истине, на по отношению к прекрасному: «…идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного»11. Он, сохранив верность сократовскому пониманию единства абсолютной истины и абсолютного добра (Блага), дополнил это понимание идеей абсолютной красоты и тем самым впервые представил в полноте триединый софийный идеал философии. У Платона эта мысль выражена в связи с проблемой улавливания сути блага: «Итак, если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймаем его тремя — красотой, соразмерностью и истиной»12.
Следовательно, для Платона человеческий дух полнокровно проявляется только в единстве интеллектуальных моральных и эстетических качеств. Отсутствие одного из них разрушает всю суть философии. Эпистемный облик философии берет свое начало от элеатов. Уже Парменид провозгласил, что бытие не содержит в себе никакой примеси своей противоположности — небытия, ибо истинное — непротиворечиво мыслимое. По этой причине становление не может быть мыслимо, иначе было бы мыслимо противоречивое.
Следующий шаг был сделан Аристотелем. Он уже не делает различия между философией и другими науками. Когда он разрабатывает классификацию наук, то хотя и ставит философию выше других наук, она всё же ничем не отличается от других наук,
134 |
Ипостаси философии
кроме своего предмета, и, следовательно, она есть обыкновенная теоретическая наука. Она стоит в иерархическом перечне выше математики и физике, поэтому она «метафизика». Далее, Аристотель отделяет этику от первой философии. Первая философия или метафизика, по его мнению, предметом своего изучения считает сверхчувственные сущности. Что же касается его этики, то она охватывает область добродетелей. Однако помимо умственных добродетелей есть еще и нравственные, в которых велика роль чувств. Более того, Аристотель прямо говорит: «Вообще, вопреки мнению некоторых, не разум — начало и руководитель добродетели, а, скорее, движение чувств»13. Тем самым из философии изымается нравственное ядро и она теряет свой моральный пафос. Аристотель превратил философию из творчества любви в работу рассудка. Этот подход Аристотеля к философии получил свое выражение в гносеологии, когда с предмета познания снимается требование соотнесенности со смысложизненными ценностями и идеалами более радикальной формы.
Третий образ философии — технема. В технематическом понимании философия представляется искусством мысли, в котором не истина, а сама техника мышления является целью. Технематическое понимание философии начинает складываться в эпоху софистов. Софисты считали мудростью многознание и умение доказывать и опровергать всё, что угодно. Софист Горгий прославился тем, что умел блестяще опровергать сегодня то, что блестяще доказал вчера. Горгий брался восхвалять и ниспровергать любую вещь независимо от ее объективных свойств и считал, что «искусство убеждать много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению»14.
Традиция существования различных образов философии сохранилась и в ходе дальнейшего развития философии. В эпоху средневековья доминирующее положение занимает религия, и философия становится служанкой богословия. В этой ситуации за философией сохраняется познавательная функция, которая редуцируется к логике и физике, а этическая составляющая отходит к религии. Разумеется, в эпоху средневековья были свои исключения. Так к философам-теологам софийного направления можно отнести Августина. Он уже в первых своих философских сочинениях устанавливает существенное различие между мудростью (sapientia) и научным знанием (scientia), что соответствует греческому различия «софии» и «эпистеме». Однако всё же не со-фийная мысль Августина была главным фактором, определяю-
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
135
щим понимание философии в западном средневековье. Таким фактором был схоластический аристотелизм, начинающий свою историю с Боэция.
В Новое время философия в большей мере принимает эпистем-ный характер. Философия, по Ф. Бэкону, — это, прежде всего, методология наук. Если Ф. Бэкон стремился построить философию по образцу экспериментального естествознания, то Декарт считал, что философия должна стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом с помощью дедукции и исчисления смогла бы выводить все свои многообразные следствия. С этого времени попытки построить философию либо по образцу опытного естествознания, либо по образцу математики не прекращались вплоть до наших дней15.
Эпистемный образ философии не мог захватить все философские умы и уже немецкая классическая философия начинает оспаривать правомерность такого толкования философии. Узость эпистемных рамок не могла долго оставаться тайной. Первым из немецких мыслителей на это обстоятельство обратил внимание Кант. Он не оспаривает научного характера философии, но выделяет границы дозволенности именно такого понимания философии. Этими границами становится область рассудка. Именно в его познавательных возможностях и разворачивается поле научного исследования. Однако рассудком не исчерпывается вся широта человеческого духа. Важную роль в нем играет разум16. Заслуга Канта в том, что он возвратил мораль в лоно философии не просто как ее составную часть, а как средство преодоления ограниченности теоретического познания. Та софийность философии, которая была во многом утеряна в Новое время, стала возрождаться усилиями Канта. Это выразилось в попытке объединить в органическое целое мораль и науку посредством создания определенной иерархии взаимодействия теоретического и практического разума. Следующий шаг Канта заключался в объединении теоретического и практического разума с эстетическими проявлениями человеческого духа17. Важную роль в формировании эпистемного образа духа сыграло развитие сверхспециализированной науки с целью утилитарно-прагматического освоения мира, как одного их условий развития буржуазного способа производства. Об этом весьма убедительного говорит великий немецкий поэт, драматург, теоретик искусства Просвещения И. Ф. Шиллер: «Дух практической деятельности, ограниченный однообразным кругом объектов, а в этом круге — еще более ограниченный формулами, неизбежно теряет из виду свободное целое и оскудевает
136 |
Ипостаси философии
со всей сферою… Отвлеченный мыслитель потому обладает весьма часто холодным сердцем, что он расчленяет впечатления, которые способны тронуть душу только в их цельности. У практика очень часто узкое сердце, ибо его воображение, заключенное в однообразной сфере его занятий, не может приспособиться к чужому способу представления»18.
Разделение на «рассудок» и «разум», с одной стороны, должно было подчеркнуть разницу между «эпистемным» и «софийным» подходами к освоению мира, но, с другой стороны, это различие смазывалось в силу рационалистической направленности немецкой классической философии. Это особенно заметно в творчестве Гегеля, который много усилий потратил на исследования «рассудка» и «разума». Обычно, когда Гегель имеет в виду обыденный рассудок, он приписывает ему возможность оперировать лишь конечными определениями. Рассудочное познание, по Гегелю, оперирует категориями «или — или», т. е. абсолютно противополагает различие и тождество: «Для рассудка всякое определение, противоположное простому тождеству, есть лишь ограничение, отрицание как таковое»19. Из-за этой абсолютизации рассудка он и становится синонимом метафизического мышления. Но вряд ли можно гегелевскую трактовку рассудка однозначно отнести к «эпистемному» освоения мира. Во-первых, нередко рассудок рассматривается как момент разумного мышления. У него встречается «интуитивный рассудок». Можно согласиться с Автономовой, что «интуитивный рассудок — не что иное, как обыденный здравый смысл, заключающий в себе моменты, не подлежащие ведению рассудочной дискурсии»20. Этот рассудок работает не только по нормам рефлексии, но и по нормам нравственного, художественного, философского и религиозного сознания. Поэтому вполне убедительно звучат слова Автономовой, что «присутствие всех этих элементов в рассудке и придает ему все те эвристические и творческие возможности, которые по определению могут быть лишь привилегией разума»21. Во-вторых, ближе к «эпистемности» будет одна из стадий развития разума. В учении Гегель «диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность»22. Следовательно, диалектика «снимает» ограниченность рассудка. Это осуществляется «отрицательно-разумной» стадией деятельности диалектического разума. Можно сказать, отрицательно-разумная стадия отождествляется Гегелем с деятельностью ученого, но еще не философа. Поэтому «отрицательно-разумную» ипостась гегелевского разума
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
137
можно рассматривать как «эпистемный» образ философствования. А вот уже «положительно-разумное» или «спекулятивное», по Гегелю, есть стихия подлинно философского мышления. В известной мере можно спекулятивную стадию развития разума рассматривать как «софийный» образ философии. Почему в известной мере? Потому что душой философии у Гегеля выступает логика. Но может ли логика раскрыть всё проявление человеческого духа? Скорее всего — нет. Поэтому можно полностью согласиться со В.С. Швыревым, что недостаточность и ограниченность гегелевской философии связана «с представлением о развивающейся мысли не как о реальной человеческой деятельности, предполагающей альтернативы многовариантности, различные стратегии поведения в проблемных ситуациях и пр., а в соответствии с объективно-идеалистической установкой как некоего квазиестественного телеологического линейного детерминированного процесса саморазвития понятия, где результат уже предопределен и все дело сводится к реализации предначертанного плана»23.
Определенную аналогию при различении «софийного» и «эпи-стемного» подходов можно увидеть в видах социального действия М. Вебера. Как известно, М. Вебер четыре вида социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. В этой классификации для нас представляют интерес ценностно-рациональное и целерациональное действие, так как характеристики первого перекликаются с софийностью, а последнего с этистемностью. Если сравнить эти два вида социальных действий, то «с целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлею щая ценность поведения как такового (чистота убеждения, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга)»24. В вебе-ровской классификации типов социального поведения присутствует принцип возрастания рациональности, вследствие чего целерацио-нальный тип обретает статус высшего. По его мнению, рационализация, наиболее адекватно выраженная в целерациональном типе социального действия, есть всемирно-исторический процесс, в ходе которого произойдет вытеснение не только аффективного и традиционного, но и ценностно-рационального. По мнению Вебера, наибольшим воплощением принципа рациональности является наука. Причем рациональность он трактует как формальную, которая
138 |
Ипостаси философии
отличается от материальной. Материальная рациональность — это рациональность для чего-то; формальная — это рациональность «ни для чего», рациональность сама по себе, взятая как самоценность. Однако движение в направлении формальной рациональности — это, как показывает М. Вебер во многих своих работах, движение самого исторического процесса. В прежних типах общества преобладала материальная рациональность, в современном обществе, считает Вебер, проявляется тенденция к преобладанию формальной рациональности, что соответствует доминанте целера-ционального типа действия над всеми остальными.
Известная аналогия между «софийностью» и «эпистемностью» прослеживается в работах В. С. Швырёва, внесшего большой вклад в разработку проблемы рациональности как ценности культуры. Он выделяет два типа рациональности: «закрытую» и «открытую». Принцип закрытой рациональности реализуется в рационализированной целесообразной или целенаправленной деятельности, где задача сводится к поиску наиболее адекватным средствам реализации заданной цели. Зачастую рациональность сводят к успешной целесообразной или целерациональной деятельности. Обязательным условием рационально-познавательной деятельности в режиме «открытой рациональности» является установка на критический рефлексивный анализ имеющихся исходных предпосылок рационального сознания, выявление границ их познавательных возможностей и тем самым открытие новых перспектив рационально-познавательной деятельности, горизонтов постижения реальности на ее основе25. Если воспользоваться термином психологии, то «закрытая рациональность» отвечает смыслу репродуктивной деятельности в рамках фиксированных концептуальных норм.
Переход к признанию гетерогенности познавательной деятельности означает отказ от позиции монологизма. Это понятие ввел Бахтин для обозначения определенной идеологии познания, которая заключается в признании определенной познавательной позиции, обладающей исключительной привилегией на истину. Такую позицию Бахтин называет «алиби», имея в виду то, что субъект познания попадает в зависимость от логики развития научного знания и освобождается от ответственности за принятие решений. Все это еще раз показывает важность выработки софийного подхода к познавательной деятельности, потому что ответственное решение можно принять только с учетом большого числа факторов, пропущенных через призму добра, красоты и истины.
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
139
Эти теоретические рассуждения Швырева кому-то могут показаться весьма абстрактными и имеющими отношение лишь к метафизике образования. Но это не так. Достаточно обратиться к любой публикации о проблемах образования в средствах массовой информации, чтобы увидеть жизненность этих теоретических выводов. К примеру, оценка введенного единого государственного экзамена член-корреспондентом Российской академии образования А. Абрамовым. Он пишет, что современная политика образования, провозглашенная в 2000 году, опирается на ряд скрытых принципов. Первый из них — воинствующий экономизм. Восторжествовала точка зрения, согласно которой система образования — это главным образом рынок образовательных продуктов и услуг. На самом деле в сфере образования приоритетны категории принципиально нерыночные. Такие как ценности, убеждения, стремление к истине и гармонии26. Это буквальная иллюстрация к словам Швырева, что «целерациональность» — примитивная модель рациональности. Далее, А. Абрамов пишет, что если в советское время существовала практика влияния общественности на практику образовательной деятельности, то сегодня картина иная. Практика регулярных публичных и открытых отчетов о проделанной работе осталась в проклятом тоталитарном прошлом. Многочисленные обращения в высшие инстанции по поводу того же ЕГЭ не имели решительно никакого отклика. Крупные чиновники, связанные с образованием, не утруждают себя ни доказательствами разумности реформ, ни признанием явных ошибок27. Эти констатации А. Абрамова прямо накладываются на идею В. С. Швырева о важнейшем условии «открытой рациональности» — «установки на критический рефлексивный анализ, имеющихся исходных предпосылок».
Таким образом, рассмотрение разума, рациональности во всем многообразии их проявления подводит нас «софийному» облику философии. Иногда говорят, что это единение реализуется в идеале28. Вряд ли мы можем убедительно показать, что эвристические устремления разума неминуемо теряют свой потенциал, как только «отключаются» ценностные опосредования познавательного отношения посредством красоты, добра и религиозной веры. Более того, проницательные мыслители вынуждены были констатировать, что проникновение в суть объекта нередко достигается выделением интеллектуальной составляющей человеческого разума. Об этом вынужден был сказать Ф. Шиллер, который ратовал всегда за целостность духа: «Только благодаря тому, что отдельные силы в человеке обособляются и присваивают себе исключительное право на законодательство, они
140 |
Ипостаси философии
впадают в противоречие с предметной истиной и заставляют здравый смысл, обыкновенно лениво довольствующийся лишь внешностью явлений, проникать в глубину объектов»29. В результате этого и происходит тот «развод» единого человеческого духа на его составляющие или это единство заменяется какой-то иной конфигурацией, входящих в него компонентов. Кроме того, сохраняется соблазн постичь суть бытия одним из ценностных проявлений человеческого духа. На такой путь встал Шеллинг, абсолютизировав эстетическую составляющую разума. Поскольку прекрасное оказывается совпадением противоположностей природного и нравственного, постольку оно настолько выше нравственного, насколько целое выше части. Поэтому искусство, согласно Шеллингу, должно быть абсолютно свободно от всякого подчинения нравственному началу. Искусство, пишет Шеллинг, должно «порвать со всем, что носит морализирующий характер»30. В этой ситуации возникают две возможности: объявить в качестве высшей сферы, где снимается противоположность конечного и бесконечного — искусство или науку (иначе говоря, истину). Хотя Шеллинг и признавал, что наука идет в том же направлении, что и искусство, но первенство отдавал последнему. Искусство наделяется возможностью постичь Абсолютное, т. е. такое видение мира, которое традиционно связывали с софийным постижением бытия. Художественно-эстетическая деятельность, по Шеллингу, достигает такого уровня постижения бытия, когда само бытие раскрывается как абсолютное. Это достигается благодаря особому дару художника — его гению.
У Шеллинга прекрасное плод сознательного и бессознательного, причем бессознательное в большей мере сопряжено с той тайной бытия, которая обнаруживается в произведении искусства. Поэтому не случайно Шеллинг постепенно переходит к религиозному откровению, несущему на себе печать иррациональности, что уже слабо коррелируется с сутью софийности.
Софийная парадигма закладывается в истоках зарождения философии и тогда еще не были ясны все сложности единения интеллекта, морали, чувства прекрасного и религиозных переживаний. Не ясно каким образом представления о добре и красоте могут стать судьями рассудка в начале его деятельности, потенциально рождающей угрозу человеческому существованию. Попытки религиозного контроля над наукой также не дали положительного эффекта. В свете этих обстоятельств, некоторые исследователи предлагают поиск таких моделей взаимодействия проявлений человеческого духа, которые достигли бы желаемого результата — нормального
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
141
существования человеческого сообщества — вне жесткой структуры синтеза добра, истины и красоты. Одну из таких моделей предлагает Ю. Хабермас. Он склоняется к мнению, что все беды современной цивилизации порождены «субъект-центрированным разумом»31. Этому «субъект-центрированному разуму» Хабермас противопоставляет «коммуникативный разум». По мнению немецкого философа, «коммуникативный разум находит для себя масштаб и меру в способе аргументации в процессе прямой или косвенной реализации претензий на пропозициональную истину, правильность нормативов, субъективную правдивость и эстетическую достоверность»32. Как мы видим, в концепции Хабермаса присутствует образ со-фийности, но в несколько ином терминологическом оформлении. Определенную аналогию можно увидеть между трактуемой нами реализацией софийности в жизни общества и разрабатываемой известным отечественным этиком Р.Г. Апресяном концепцией «общественной морали». Последнюю он трактует в некотором противопоставлении индивидуальной морали. Если индивидуальная мораль рассматривается как реализация в субъекте всей мощи идеальных побудителей, выводящих человека на уровень вселенского судьи, способного выносить свой приговор «сущему» с финальных высот родового человеческого развития, то общественная мораль «предстает как вырабатываемое людьми устройство по распределению между членами сообщества имеющихся благ и необходимых тягот и совокупность принципов, упорядочивающих притязания членов сообщества в отношении доступных благ»33. Если обратиться к качествам общественной морали, то они во многом выражают софийность конкретного общества34.
К сожалению, современная педагогика считает, что всякое упоминание о софийности является свидетельством признания важности неких метафизических дискурсов прошлого, не имеющих прямого отношения к современной жизни. К примеру, в одной из работ с многообещающим названием «Модернизация образования: философия, политика, культура», ее автор, А. Г Бермус, анализируя существующие концепции образования, приходит к выводу, что можно выделить классическую, неклассическую и постклассическую философии модернизации образования. Что касается классической философии модернизации образования, то, по его мнению, все наработки прошлого связаны с уже ушедшим временем и поэтому эти «артефакты» «не обладают достаточной укорененностью в нашем собственном человеческом бытии35. И хотя автор вроде бы обозначает альтернативу — «возможно ли исторически прошедшее сделать современным
142 |
Ипостаси философии
и одновременно осознать современность как результат некоторого исторического бытия?» – его ответ более чем очевиден: нет и нет. Дело в том, что никто не пытается «исторически прошедшее сделать современным». Дело в том, что софийная парадигма образования вытекает из логики развития философии, основана на умонастроении многих мыслителей и может быть методологическим основанием для выработки устойчивых контуров системы образования в наше слишком переменчивое время. Судя по всему, А. Г. Бермус считает, что она «не обладает достаточной укорененностью в нашем собственном человеческом бытии». Мы же стоим на противоположной позиции, что, собственно, и попытались отразить в этой работе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образова
ния. - М.: Логос, 2003. - С. 5.
2 См.: Бирич И. А. Философская антропология и образование (На путях
к ново му педагогическому сознанию). - М., 2003.
3 Бирич И. А. Синергетические задачи образовании // Философские нау
ки. 2010. - Спецвыпуск № 1. - С. 41 - 42.
4 См.: Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория
и практика. Часть 1. - СПб.: Питер, 2007.
5 Там же. - С. 59.
6 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего раз
вития. Книга 2. - М., 1994. - С. 220 - 233.
7 Там же. - С. 224.
8 Там же. - С. 225.
9 Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические
и исторические. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 21.
10 Платон. Соч. В 3 т. Т. 3. Часть 1. - М., 1971. - С. 315.
11 Там же. - С. 324.
12 Там же. - С. 83.
13 Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. - М., 1984. - С. 357
14 Цит. по: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ,
Платон. - М., 1969. - С. 19.
15 Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница:
учебное пособие. - М.: КДУ, 2007. - С. 35.
16 См.: Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. - М., 1966. - С. 438.
17 См.: Кант И. Соч. В 6 т. Т. 5. - М., 1966. - С. 10-11.
18 Шиллер Ф. Собр. Соч. В 7 т. Т. 6. - М., 1957. - С. 267 - 268.
19 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -
М.: Мысль, 1974. - С. 169.
20 Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988. - С. 83.
21 Там же.
22 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -
М.: Мысль, 1974. - С. 205.
143 |
В.А. ТИТОВ. Софийность образования
23 Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиции и со
временность. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157.
24 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 630.
25 См.: Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиции
и современность. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 49 - 50.
26 См.: Независимая газета, 16 марта 2009 г.
27 См.: там же.
28 См.: Автономов а Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988. -
С. 106.
29 Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. - М., 1957. - С. 268 - 269.
30 Шеллинг Ф. В. Й. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1987. - С. 479.
31 См.: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лек
ций. - М.: Весь мир, 2008. - С. 324.
32 Там же
33 Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) //
Вопросы философии. 2006. № 5. - С. 11.
34 См. там же. - С. 12 - 13.
35 Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, куль
тура. - М., 2008. - С. 96.
Аннотация
В статье рассматривается система философских идей в их историческом и современном распространении на сферу образования. Автор анализирует противоречия развития образовательного процесса в современной России, предлагает основные средства и способы совершенствования гуманистической основы образования и воспитания личности.
Ключевые слова: философия, целостность личности, синтез духовных ценностей, многообразие образовательной практики.
Summary
In article the system of philosophical ideas in their historical and modern distribution on an education sphere is considered. The author analyzes contradictions of development of educational process in the modern Russia, offers the basic means and ways of perfection of a humanistic basis of formation and education of the person.
Keywords: philosophy, integrity of the person, synthesis of cultural wealth, variety of educational practice.
Специальный выпуск
Человек и познание
Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.