Вопрошание как форма наивного философствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как бы пронизывает собой диалог и полилог такая форма наивного философствования как вопрошание. Структура вопроса задается способом философствования и личным опытом ребенка. Опыт - это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает, т.е. опыт есть совокупность «внешнего» и «внутреннего». Философствование как форма познания расширяет непосредственный опыт ребенка, оно (философствование) может или его упорядочить, или его изменить. К пониманию того, что дело обстоит иначе, чем предполагалось ранее, ребенок, несомненно, приходит через вопрос о том, как же именно обстоит дело? Открытость, свойственная процессу философствования, есть именно эта открытость для вопроса. Согласно Г.-Г. ГадамерУ> подобно тому, как диалектическая негативность опыта обретает

142


законченность в идее завершенного опыта, в котором человек осознает свою собственную конечность и ограниченность, - точно так же логическая форма вопроса и заложенная в ней негативность обретают завершенность в некоей радикальной негативности: в знании незнания.13

Вопрошание как форма наивного философствования близка по смыслу к первоначальному значению платоновской диалектики, то есть это вопрошание и ответствование, или, лучше сказать, осознание того, что всякое знание проходит через вопрос. «Спрашивать - значит выводить в открытое».14 Открытость спрашиваемого состоит в неустановленности ответа. Спрашиваемое пребывает в состоянии неопределенности по отношению к решаемому, устанавливающему истину высказыванию. Смысл спрашивания и заключается в том, чтобы подобным образом раскрыть спрашиваемое в его проблематичности. Смысл любого вопроса в философствовании обретает завершенность, лишь проходя через подобную неопределенность, в которой вопрос становится открытым вопросом. Всякий подлинный вопрос требует открытости. Если она отсутствует, то вопрос остается в конечном счете лишь видимостью вопроса, лишенной подлинного смысла. Вопрос философствующего ребенка отличается от логического или риторического вопроса тем, что и логический, и риторический вопросы, несмотря на всю их возможную сложность и парадоксальность, лишены самого главного -действительно спрашивающего, активного интерпретирующего субъекта.

Для нас важно подчеркнуть, что вопрошание как форма наивного философствования обусловлено не столько удовлетворением простого любопытства, сколько личной заинтересованностью спрашивающего, ищущего ориентиры в новой, непривычной реальности. «Выход в открытое» не имеет иных критериев выбора исследовательского пути, кроме удивления, сомнения и воли к коммуникации, свойственных наивному философствованию. Вопрошая, ребенок начинает понимать. Своим вопросом он расширяет пространство жизненного мира, чтобы вместить в него новое знание и сделать это знание «своим». Поэтому ребенок задает вопросы с «пулеметной» скоростью и страстной одержимостью, как бы, сгорая от нетерпения, желая быстрей

13 См.: Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М, 1988. С. 426. 14 Там же. С. 427.

143


«завоевать» новое пространство для новой смысловой игры. Например, в течение двух минут четырехлетним мальчиком были заданы отцу следующие вопросы: «А куда летит дым? А медведи носят брошки? А кто качает деревья? А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда? А осьминог из икры вылупляется или он молокососный? А куры ходят без калош?» Или: «Как небо получилось? Как солнце получилось? Отчего луна такая ламповая? Кто делает клопов? Кто сделал дырки в носу?»

«Скорострельность» и «избыточность» детских вопросов свидетельствует о том, что вопрошание сопряжено с рассуждением, которое порождает новый вопрос и стимулируется старым. Пятилетняя девочка спрашивает у матери: «Кто такой гигант? А гигант может поместиться в нашей комнате? А если встанет на четвереньки? А гиганты ходят в одежде или голые? А что гиганты кушают? Они добрые или нет? А может один гигант убить всех фашистов?»17 «При более ясном восприятии некоторых решающих понятий, - отмечает Ф. Вайсман, - один вопрос трансформируется в другой».18 Конечно, это не значит, что на вопрос ответили. Скорее, с помощью более глубокого анализа вопрошающий ребенок устраняет факторы, подсказавшие вопрос. Суть этого процесса, на наш взгляд, в том, что он ведет вопрошающего к какому-то новому аспекту, притом ведет с его добровольного согласия. Тем самым расширяется поле видения вопрошающего. С помощью такого своеобразного критического анализа вопрошающий ребенок стремится противодействовать влиянию языкового поля повседневности, а также открывает для себя саму конструкцию понятий и формы, в которых он выражает свой вопрос.

Вопрошание ребенка обусловлено его изначальным эгоцентризмом, как естественной установкой познания. В процессе же вопрошания-рассуждения происходит постепенное снятие эгоцентрической позиции культуро- и социоцентрической, оборачивающейся «завоеванием» нового мира «вне меня», мира «самого по себе». Данное «завоевание» представляет собой ассимиляцию «внешнего мира» посредством мифических и антропоморфных схем символического пространства жизненного

15 Чуковский К.И. От двух до пяти... С. 168-169.

16 Там же. С. 169.
17 Там же.

18 Вайсман Ф. Как я понимаю философию... С. 98.

144


мира ребенка. Итак, когда целесообразность окружающих ребенка людей и предметов становится ему непонятной, значит он оказался в «пограничной зоне» реальностей. Первый вопрос - это первый протест: почему все так неразумно? «Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Ведь косточки все равно надо выбрасывать»; «Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках!»; «Ну хорошо: в зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери?»

Впоследствии у ребенка изменяется направленность вопрошания в силу того, что, хотя «пограничных зон» становится больше, у ребенка появляется опыт исследования и «завоевания» этих зон. Излюбленной формой вопроса может стать: «А что было бы, если...» Что было бы, если бы все люди стали табуретками? Что было бы, если бы других людей не было, а были только мы?'9 Неизменным предметом интереса детей остаются предельные вопросы, ведущие к регрессу в бесконечность, которые возникают в возрасте от 3 до 5 лет и являются постоянными спутниками детства: «кто родил маму первого человека?; что было, когда ничего не было?; кто придумал смерть?» и т.п.

По способу формулировки детских вопросов существует определенная статистика.20 Однако нас интересует не формальная, а содержательная сторона вопрошания. По тематике детских вопросов можно составить своеобразный рейтинг их «популярности».21 Главный интерес представляют вопросы об устройстве окружающего мира (За какое время можно обойти весь свет? Почему солнце горячее? Почему вода жидкая? Как возник мир? и т.п.), а также вопросы антропологической проблематики, функционирования тела (Зачем люди ходят? Почему мозг думает? Как люди растут? Почему мы слышим и видим? и т.п.). Затем следуют вопросы, связанные с поведением людей (Почему люди дружат или враждуют? Почему люди работают? Почему люди играют? и т.п.), вопросы этической проблематики (Почему люди совершают плохие поступки? Почему люди убивают друг друга? Как сделать, чтобы плохих людей не было? и т.п.), а также социокультурной проблематики (Зачем нужна школа? Почему на уроках пишут синей пастой? Почему у девочек

19 См.: Абрамова Г. С. Возрастная психология... с. 167. 20 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка... С. 228-231. 21 См.: Философия -детям: Материалы Международной научно-практической конференции. 27-29 января 2005 г. М, 2005. С. 156-159.

145


косички, а у мальчиков нет? и т.п.). Немалый интерес представляют также вопросы, посвященные жизни и смерти (Зачем люди живут? Что такое жизнь? Почему люди умирают? и т.п.), осознанию собственного Я (Почему существую я? Почему и зачем я родился? и т.п.), семейным отношениям (Почему некоторые родители не живут с детьми? Почему некоторые родители не любят своих детей? и т.п.), отношению к сказочному и чудесному (Существует ли Баба Яга? Существует ли Дед Мороз? и т.п.), отношению к Богу (Откуда произошел Бог? Почему люди верят в Бога? и т.п.).






Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.