Лит.: Москвичка, 1992, № 31; Неделя, 1993, №4; Комсомольская правда, 1993, 22 мая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                       БРАК 127. Он - Лошадь, она - Кот

Плюсом брака является открытость супругов. Со всеми сложностями идите к людям. Посторонний анализ во многом поможет вам понять то, что вы не поняли вдвоем.

Мужу надо избавляться от домостроевских повадок и впрягаться в домашнее хозяйство. Ваша жена никогда не сможет до конца посвятить себя кухне. Диктат в отношении женщин-Котов вообще не уместен.

Жене стоит помнить, что она всего добьется, если обратится к чуткому сердцу мужа.

 

                       БРАК 128. Он - Лошадь, она - Кабан

В духовные искания вмешивается векторное кольцо, которое ускорит взаимопроникновение, но сделает брак очень рискованным мероприятием. Энергичный и целенаправленный муж будет пытаться переделать, растормошить свою спутницу. К ее романтическому чувству примешается еще и безропотное восхищение слуги хозяином. Долго ли она все это выдержит? Вероятно, ей поможет способность быть безжалостной к себе.

И все-таки из векторных союзов это не самый гибельный вариант.

 

                       БРАК 129. Он - Лошадь, она - Коза

Супруги чуткие и легкоранимые люди. В первую очередь будьте внимательны к спутнику жизни, а не к себе. Каждая ссора для вас станет потрясением. Любые эмоции нарушают духовное единство.

Препятствием могут стать чрезмерная открытость и хлебосольство мужа, с одной стороны, и упрямство плюс капризность жены - с другой. Важно помнить, что в этом браке преодолимы все преграды, со временем у вас должны измениться привычки.

 

                       БРАК 130. Он - Тигр, она - Кот

Духовным исканиям тут есть на что опереться, супруги принадлежат к взлетным знакам, которым доступна материализация слова.

Главное не свести этот высокий стиль отношений к банальным бытовым коллизиям: взлетные знаки не любят заниматься хозяйством. Муж должен забыть о домострое, во всем помогать жене.

Жена должна уменьшить круг знакомых и сосредоточиться на муже. Только там вы избежите его жуткой ревности.

 

                        БРАК 131. Он - Тигр, она - Кабан

Оба супруга относятся к эстетическим знакам. Это прекрасное дополнительное качество для духовных поисков. Главное, чтобы приоритет собственной личности не взял верх над духовным единением.

Многое зависит от мужа, так как женщина-Кабан может существовать в огромном диапазоне жизненных вариантов. В его силах сделать так, чтобы она предпочла духовную ориентацию.

С бытом проблем не должно быть. Жена просто не заметит, что муж самоустранился от домашних забот.

 

                             БРАК 132. Он - Тигр, она - Коза

И вновь векторное кольцо правит бал. И катастрофа может стать неизбежной, несмотря на то что супруги великолепно подходят друг другу: нежная, сексуальная, семейственная жена и влюбленный, ревнивый муж. Давление хозяина-мужа может быть чрезмерным - чувствительная жена вряд ли это выдержит. А муж будет в недоумении от ее постоянных истерик. Что же пожелать? Как всегда в векторном браке - не дышать, замереть...

 

                          БРАК 133. Он - Собака, она - Кот

Брак освещен именем Рерихов. Ради одного этого стоит постараться найти пути к сближению. Думается, стремление мужчины-Собаки к постоянству отношений, его трудолюбие и любовная мудрость жены облегчат путь духовных исканий. Открытость жены сообщит мужу дополнительную уверенность в силах. Вот только взаимный пессимизм супругов не облегчит им работу по духовному единению. Постарайтесь совладать с собой.

Брак очень распространен и почти всегда удачен.

 

                          БРАК 134. Он - Собака, она - Кабан

Дополнительных стимулов для сближения не так много, но грустить не надо. Оптимизм женщины-Кабана подавит вечную тоску мужчины-Собаки. Он уже не будет тратить силы на душевные переживания, а займется конкретным делом.

Семейная ориентация, заложенная в характере мужа, и закрытость (эзотеризм) жены играют на руку стабильности процесса духовного единения. Жена может существовать в огромном диапазоне жизненных вариантов - тут многое зависит от мужа. Он должен быть настойчив в своем желании отгородиться от мира.

Трудолюбие Собаки и неприхотливость Кабана дают возможность не акцентировать внимание на быте.

 

                          БРАК 135. Он - Собака, она - Коза

Оба супруга ортодоксы, то есть оба упрямы - это минус, и оба трепетно относятся к семье - это плюс. Супруги не разбегутся при первых сложностях, но процесс духовного взаимопроникновения будет прерывист. Надо учиться компромиссам.

Главное - не свести духовный союз к быту. Супруги могут переусердствовать с хозяйственностью и в один прекрасный момент оказаться у разбитого корыта: семья есть, а духовности - нет.

Жена должна знать, что ее слезы и капризы не достигнут цели. Муж не поймет ее эмоций, хотя и пожалеет.

 

 

                                             Глава 16
                                            СТРАСТНЫЙ БРАК

     (Муж: Петух, Змея, Бык; жена: Крыса, Обезьяна, Дракон).

 

Примеры:              С. Я. Эфрон - М. И. Цветаева (Змея - Дракон),
                                             Л. Арагон - Э. Триоле (Петух - Обезьяна),
                                             М. В. Войнич - 3. Л. Войнич (Бык - Крыса),
                                             A. В. Сухово-Кобылин - Я. К Нарышкина (Бык - Крыса),
                                             Я. М. Свердлов - К. Т. Новгородцева-Свердлова (Петух-Крыса),
                                             B. Я. Брюсов - Я И. Петровская (Петух - Обезьяна).

 

Страстный брак - такое определение очень трудно соединить с главной задачей этого типа брака: с поисками духовного единства. Да, именно в этом союзе супруги идут самым трудным и сложным путем к вершинам духовного единения. Ведь здесь встречаются (вспомним брачные характеристики знаков) Рыцарь и Красавица. Страсть не только сопутствует этим союзам, но является неотъемлемой частью отношений. До выяснений ли тут смысла, поиска разумных компромиссов, вообще до разума ли здесь, когда в буквальном смысле горит пожар в крови. Но энергетикой любви и воли не обладает ни один из супругов, в конце концов страсть проходит. Вот тут, казалось бы, и заняться духовным взаимопроникновением, но как же быть с взаимным разочарованием, обидами? Тем более что духовные искания, точно так же, как и в браке, который описан в главе 14, идут в боевой области.

Да, духовность этого союза тоже рождается в постоянной борьбе. Вид борьбы не важен. Она может быть революционной, как в семье Свердловых, или любой другой - главное, чтобы она была совместной.

Я. Свердлов пишет Клавдии Новгородцевой: "... наш общий рост за время и под влиянием совместной жизни несомненен... Ты сумела возбудить во мне целую гамму новых, порою сложных переживаний. Ты во многом способствовала моему "довоспитанию", если так можно выразиться... Я научился интересоваться всеми проявлениями жизни, научился любить изящное, красивое..."

Он продолжает: «Наши взаимоотношения дают мне в большой степени тот колорит бодрости, неизменной жизнерадостности, без которой меня и представить трудно…»

"Пишу просто потому, что хочется хоть пару слов черкнуть родной, близкой... Тысячи верст, а порой и нет расстояния... Мучительно, тоскливо, далеко-далеко нахлынет тепло, согреет, повеет лаской, вижу глубокий, милый взгляд родных глаз, сожмется сердце, смешается тоска и боль с захватывающей дух радостью - и есть расстояние и нет его..."

Да, супруги испытывают глубокое, романтическое, светлое чувство, которое поднимает их над собой, изменяет, "доделывает". Поэтому горе от потери не просто любимого человека, а части своей личности не только глубоко, но и беспредельно.

"Горе каждый переживает по-своему,- писала Клавдия Тимофеевна Новгородцева,- я не могла плакать, но я с трудом сдерживала себя, чтобы не кричать нечеловеческим голосом..."

Поговорим еще немного о "свойствах страсти". Ведь именно она делает таким непростым этот союз. Как никакой другой, он полон ошибок и иллюзий.

О страстном романе Сухово-Кобылина и Надежды Нарышкиной судачила Москва 40-х годов XIX века. А семью они не создали, хотя и были свободны. Их ребенок воспитывался как сирота.

Михаил Войнич увидел свою будущую жену, автора "Овода", из тюремного окошка Варшавского централа. Любовь с первого взгляда, потом супружеское счастье, вроде бы совместная революционная борьба... и отход Михаила от революционных идей, его занятия коммерцией, стремление Этель превратиться из литератора в композитора.

Да, этот союз требует глубочайшего уровня взаимопроникновения.

Эльза Триоле писала о своем знакомстве с Луи Арагоном: "Это было 6 ноября 1928 года, и свое летосчисление я веду с этой даты. Познакомил нас, по моей просьбе, Ролан Тюраль, после того как я прочла в журнале очерк Арагона... Очерк меня поразил поэзией изумительной прозы, и в первый раз в жизни мне захотелось посмотреть на автора замечательного произведения, а не только читать его".

Заочная любовь и интерес к произведениям друг друга - отличительная черта духовного союза.

Но даже когда страсть и духовные поиски шли рука об руку, как в случае Арагона и Триоле, это не помогло им избежать разочарований.

Признание Луи Арагона: "Моя жизнь подобна страшной игре, которую я полностью проиграл. Мою собственную жизнь я искалечил, исковеркал безвозвратно..." И признание Эльзы Триоле: "У меня муж - коммунист. Коммунист по моей вине. Я - орудие советских властей. Я люблю носить драгоценности, я светская дама и я грязнуха".

Возможно, апофеозом страсти был семилетний роман Брюсова и Нины Петровской. Она была не просто музой поэта, но стала прототипом его Ренаты из "Огненного ангела". Ей он посвятил следующие строки:

Ты - слаще смерти, ты желанней яда,
Околдовала мой свободный дух!

Ей же он писал в письме: "То была вершина моей жизни, ее высший пик. Ты вознесла меня к зениту моего неба. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. И все, что было в горниле моей души буйством, безумием, отчаянием, страстью, перегорело и, словно золотой слиток, вылилось в любовь, единую, беспредельную, навсегда".

Однако не всякий готов пожертвовать своей свободой, своей личностью, не смог пойти до конца и Брюсов. Творческая свобода оказалась для него важнее духовных изменений личности. Нина Петровская, "по натуре противоречивая, чувствительная, склонная к экзальтации и мистике", не сумела освободиться от связывающих ее с Брюсовым уз. Она пыталась их обрубить покушением на Брюсова, но в конце концов свела счеты с собственной жизнью.

Да, такая связь требует человека без остатка.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Классическое, как мы уже убедились, романтическое начало.

А. Эфрон о первой встрече родителей: "Они... встретились на пустынном коктебельском берегу... Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел..."

Они оказались достойны своих чувств, и работа духа не затруднила их, наоборот, все трудности только укрепляли семью.

Их дочь продолжает воспоминания: "...мужественная бедность Марины и Сережи, достоинство, выдержка и зачастую юмор, с которыми они боролись со всеми повседневными тяготами, поддерживая и ободряя друг друга, вызывали у меня такое чувство любви к ним... что уже это само по себе было счастьем".

Отметим еще одну особенность духовного союза - отношение к детям. Так как родители постоянно заняты духовной работой (в удачных браках), то и воспитание они в первую очередь обращают к разуму ребенка и его личности.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон: "В ребенке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели... самостоятельность мысли и действий... Смело выкинув из педагогической цепи промежуточные звенья, Марина выучила меня читать - бегло и достаточно осмысленно - к четырем годам, писать - к пяти, а вести дневниковые записи - более или менее связно и вполне... грамотно - к шести-семи годам".

Главное пожелание в таком союзе - надо быть спокойнее, все чувства проверять холодным разумом.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Гай Юлий Цезарь (Змея) (100-44 гг. до н. э.) - полководец, римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 - пожизненно. Автор "Записок о Галльской войне", "Записок о гражданских войнах".

Клеопатра VII Филопатр (Крыса) (69 г. до н.э.-30г. до н. э.) - последняя царица Египта из династии Птолемеев. Любовница Юлия Цезаря. После поражения в войне с Римом и вступления в Египет армии под командованием Октавиана покончила жизнь самоубийством.

Любовь Цезаря и Клеопатры давно стала легендой. Мы только отметим, что ни древняя эпоха, ни законы античного мира, ничто не изменило характер отношений, который определяется годами рождения, между мужчиной-логиком и женщиной-реалистом.

В этих отношениях господствуют страсти, эмоции, что мешает многим выйти на полноценное духовное общение. Отношения Цезаря и Клеопатры были именно такими. В большей степени они походили на историю любви и страсти, чем на историю духа.

При первой встрече им помогла обстановка: оба государственных деятеля боролись за упрочение своего политического положения - Цезарь в Риме, Клеопатра в Египте.

Цезарь явился в Египет, чтобы подчинить страну и положить конец конфронтации Клеопатры, с одной стороны, и ее мужа и одновременно брата Птолемея ХIII с евнухом Потином - с другой.

Первая встреча легендарных любовников была таинственной и романтической. Клеопатру доставили к полководцу в мешке.

"Цезаря сразу подкупило и столь оригинальное появление, и красота Клеопатры, и ее ум... Цезарь не устоял перед зовом прекрасной царицы и отдался ее воле...

Свидание затянулось до рассвета. Наутро же утомленный бессонной ночью Цезарь заявил пришедшему к нему Птолемею, что он должен помириться с сестрой и разделить с нею власть... Цезарь провозгласил Птолемея XIII и Клеопатру правителями Египта..."

А дальше начались события, которые стали прекрасной основой для слияния реалистического ума женщины и логического - мужчины.

Клеопатра помогала Цезарю разобраться в хитросплетениях дворцовых интриг, предотвращала заговоры и тайные убийства, он же отвоевывал ей государство на поле боя, громя армии конкурентов на престол. Это взаимодействие, столь благотворное для обоих, делало Цезаря и Клеопатру неразделимой парой. Клеопатра становилась роковой женщиной Цезаря.

Он бросил к ее ногам завоеванный Египет, хотя мог сделать страну римской провинцией. Он оставлял Клеопатру только на время военных сражений. Даже когда дела потребовали его присутствия в Риме, он не смог расстаться с "державной красавицей". Мир переставал существовать для Цезаря, когда он был рядом с Клеопатрой. Страсть едва не довела до катастрофы: только нападение боспорского царя Фарнака на римские владения вывела Цезаря из любовной летаргии. Последовало быстрое прощание.

Спустя несколько месяцев Клеопатра родила Цезарю сына, назвав его Птолемеем-Цезарионом.

Во второй раз они встретились через полтора года. Успешно завершив очередной поход и направляясь в Рим праздновать триумф, Цезарь пригласил туда египетскую царицу с сыном.

Два года были вместе Цезарь и Клеопатра. Но на этот раз им не удалось добиться такого единения, как в Египте. Успокоение развело мужчину-логика и женщину-реалиста. Теперь их связывала только страсть. Клеопатре принадлежали ночи Цезаря, его государственная деятельность ее не интересовала. А зря. В который раз мужчина-логик, великий полководец пал жертвой политического заговора.

"Все-таки Клеопатра была никчемным политиком. Да, увидав триумф Цезаря, ликующую толпу, она не сомневалась в силе и могуществе этого человека. Потому, прожив два года в Риме, не интересовалась его окружением, расстановкой сил в сенате, не ведала о росте оппозиции, направленной против ее избранника... Конечно" она чувствовала, как растет неприязнь римлян к ней, но что для нее мнение толпы?! Тем более что Цезарь приходил к ней, успокаивал, обещая все, что она требовала.

15 марта 44 года до н. э. Цезаря убили в сенате. Когда Клеопатра узнала об этом, поначалу не поверила: столь ошеломляющим было для нее это известие. Только ночью, когда никто не пришел в ее дом, а стража в страхе разбежалась, Клеопатра поняла: все ее планы, честолюбивые мечты разом рухнули. 6 один день она собралась и отбыла в Египет".

Так закончилась история величайшей любви и бездарной политики.

Лит.: Советская историческая энциклопедия; Гай Светоний, Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей, М., Художественная литература, 1990; Губченков Ю., Романова В. Любовь и власть, Вильнюс, Полина, 1991.

                      БРАК 136. Он - Петух, она - Крыса

В обществе, на людях формируется этот союз, для которого характерны идейная борьба и пожар страстей. Женщина-Крыса не может обойтись без поклонников, мужчина-Петух будет отвоевывать ее у всего мира. Главное не потерять голову в этом процессе, не разойтись в житейском море.

Активность мужа создаст для жены прекрасное материальное обеспечение. Она же, посвятив себя только ему, освободит его от комплексов и сомнений по любому поводу. Супруги не должны переводить свои отношения только в хозяйственное русло. Надо преодолевать врожденные наклонности и стремиться к высокому.

Супруги не должны переводить свои отношения только в хозяйственное русло. Надо преодолевать врожденные наклонности и стремиться к высокому.

 

                      БРАК 137. Он - Петух, она - Обезьяна

Жена отвечает за высокий уровень отношений в браке. Но если союз двух конкретных людей выльется в чисто деловое предприятие - тоже неплохо.

Мудрость и доброжелательность женщины-Обезьяны порука тому, что этот брак не захлестнут страсти и путь духовного единения будет пройден до конца.

Для столь активных людей быт не станет камнем преткновения в духовных поисках. Они его не заметят.

 

                      БРАК 138. Он - Петух, она - Дракон

В этом браке помимо духовного общения очень сильна романтическая волна. Главное обратить эти эмоции на благо духовного единения. Пусть муж полюбит мечтательность и неторопливость жены, а она -его активность. Эти качества мужа помогут преодолеть бытовые сложности.

От жены требуется большая работа духа: не надо замыкаться в общепринятых стандартах, следуйте за мужем, перенимайте у него широту охвата любой проблемы.

 

                      БРАК 139. Он - Змея, она - Крыса

Умудренного и холодноватого мужчину-Змею нелегко поймать на романтических чувствах, но Крыса, если захочет, может быть неотразима в своем обаянии. Он, чувствительный и сексуальный, завоюет ее, отобьет у всех поклонников.

Муж будет восхищен широтой души жены, она найдет привлекательные черты в его аристократизме. Духовный уровень поддержит в этом браке муж. Главное не опуститься с духовной ступени на бытовую.

Жене не стоит забывать о чуткой душе мужа, он же должен простить ей некоторую грубоватость. Со временем он найдет в ее поведении привлекательные черты.

 

                       БРАК 140. Он - Змея, она - Обезьяна

Осторожно: векторный брак, вас уже как бы нет, вы - единое существо. Способность эзотерика проникнуть в чужую душу достигает максимума. Закрытый знак работает в одном направлении: забыв о своей личности, он живет другой. Духовное общение будет на высоте, но выдержат ли супруги энергетические затраты? Как ни странно, но первым может не выдержать чувствительный муж... Он слишком добрый хозяин, но если жена все тяготы быта возьмет на себя и поддержит высокий уровень общения, то брак может тянуться довольно долго.

 

                       БРАК 141. Он - Змея, она - Дракон

Жена очень привлекательная, мужчина-Змея - эстет. Ее знак семейный, а его - быстро устающий и достаточно изнеженный. Муж нуждается в домашнем тепле. Все это способствует тому, что супруги вскоре замыкаются на своем доме и друг на друге. Опасность одна - слишком углубиться в бытовую сторону жизни и забыть о поэзии, живописи, религиозных поисках.

Жене надо побольше уделять внимание внутреннему миру мужа, иначе он замкнется в себе, и духовного единения не получится. Муж должен оценить ненавязчивый оптимизм жены, который поможет ему справиться с депрессиями.

 

                       БРАК 142. Он - Бык, она - Крыса

Борьба в этом союзе нежелательна. Супруги могут выдержать длительное противостояние, но при этом полностью ликвидировать духовное взаимопроникновение.

Компромисса надо достигнуть между ортодоксальностью мужа и широтой интересов жены. Здесь гигантская база для совместной работы.

Оба супруга неприхотливы, а если заняты чем-нибудь интересным, то вообще не обращают внимания на еду, сон и тому подобные мелочи.

 

                       БРАК 143. Он - Бык, она - Обезьяна

Быки не относятся к знакам повышенной духовности, главное для них - действие. Пусть жена начнет перевоспитывать супруга. Это прекрасный способ проявить свои врожденные способности эзотерика.

Муж должен знать, что жена не столь неприхотливый человек, как он. Ей нужен комфорт.

Конкретность мышления Обезьяны прекрасно сочетается с трудолюбием Быка. А вот, мягко говоря, малая чувствительность мужа больно ранит аристократическую душу жены. Мужу для семейного счастья надо стать чуть-чуть сентиментальнее.

 

                       БРАК 144. Он - Бык, она - Дракон

Тяга к семейственности и постоянству есть у обоих супругов. Главное- побыстрей пройти семейную стадию и заняться познанием души. Здесь первую скрипку будет играть жена с ее взлетностью и мечтами, муж должен придать активность этому процессу.

Духовные отношения строятся на компромиссах, а взаимное упрямство двух ортодоксов может усложнить взаимопроникновение.

Сложность в том, что Бык - это малочувствительный знак, а жена за своими мечтами может забыть о том, что с мужем надо постоянно советоваться. Ей надо помнить: каждый день и час она должна пробивать его броню.

 

 

                                  Часть VI.

                           Философия брака

Как ни странно это звучит, но брак является чисто человеческим изобретением и относится к достаточно немногочисленной сфере тех явлений, что отличают человека от других живых созданий.

Самой губительной иллюзией является представление о том, что мужчина и женщина - это два полюса человека и брак между любой женщиной и любым мужчиной должен подчиняться одним и тем же законам. Откуда же берется такое заблуждение? Совершенно ясно, что из простого сопоставления человека с братьями нашими меньшими.

В человеческом сообществе, как мы убедились, есть по крайней мере четыре брачных типа мужчин и женщин, кардинально отличающихся друг от друга, и четыре основных типа брака, каждый из которых требует совершенно особой жизненной стратегии и тактики.

Четыре основных типа брака имеют свою собственную задачу и свое предназначение. Одно и то же действие или явление в одном браке может быть большим благом, а в другом - большим злом. А поэтому важно уяснить главное: нет ни одного рецепта и ни одного правила, одинаково применимого ко всем бракам. Точно так же, как нет ни одного заведомо удачного или заведомо неудачного брака. Любой брак при правильном к нему отношении можно спасти, а при неправильном - загубить самый удачный.

Конечно, вся проблематика брака не сводится к точному исполнению инструкций. Да это и невозможно. Как правило, человек, вступая в социальную жизнь, уже несет в себе определенный стереотип брака. И в какой бы из четырех типов брака он ни попал, он все равно будет пытаться осуществить свой идеал брака. Во многом это связано с национальными и культурными традициями. Если национальный стереотип предполагает главенство мужа в семье, то трудно рассчитывать на удачу в равном или духовном браке. Если главенствует идея сексуальных отношений, то труднее будет осуществить гнездовой брак.

Огромное значение для формирования изначальной установки играет брак родителей. Очень часто подсознательно дети стремятся повторить его или, наоборот, создать что-то диаметрально противоположное.

И все-таки необходимо понять, что брак вполне управляем. В отличие от любви, чувства мистического, он основан на разуме, и корректировка отношений супругов в браке возможна. Чаще всего учителем в браке становится жизнь. Супруги, пытающиеся сохранить свой союз, пробуют разные варианты и часто находят спасительный выход.

Но движение вслепую слишком трудное и ненадежное занятие, жизнь коротка, и силы не безграничны. Кризис, в котором находится современный брак, свидетельствует об этом. Человек уже не полагается на религию, закон, как в былые годы, а сам ищет пути к своему семейному счастью.

Дело, собственно, даже не столько в счастье родителей, а в том, что без нормального брака немыслима сама жизнь общества: искалеченная психика детей, развал общественной жизни - вот цена распадающегося института брака.

Если вы еще не создали семью или корректируете ваш союз, то надо понять одно: какими бы ни были ваши брачные стереотипы, создав семью одного из четырех типов, вы можете добиться удачи в браке только в том случае, если ваша семья будет развиваться по законам, которые диктует именно этот союз, иначе семьи не получится.

Обобщая накопленный нами материал, можно сказать, что наиболее оптимальным браком в молодые годы является гнездовой. Он чрезвычайно соблазнителен легкостью налаживания отношений, быстро достигаемой гармонией. Непременным условием такого типа брака является воспитание детей. Собственно, это единственный брак, в котором человек подобен всем живым существам, которые встречаются, как мы знаем, подчиняясь закону продолжения рода.

Лев Толстой и Софья Андреевна, Шаляпин и Торнаги, Мейерхольд и Зинаида Райх, Николай II и Александра Федоровна, Марксы - в их браках воспитание детей играло первостепенную роль. Марина Влади и Владимир Высоцкий заключили гнездовой союз, и, даже несмотря на то что большое место в их жизни занимало творчество, дети были важны для них. Все двенадцать лет они пытались объеди- нить детей от всех своих браков, мечты о Доме проходят красной нитью через воспоминания Марины Влади.

"Мне очень хотелось иметь возможность общаться с твоими сыновьями - я вижу, что ты и сам мучаешься от всего этого. И потом, мои трое мальчиков приезжают к нам на каникулы, ты их очень любишь, но жалеешь, наверное, что твои собственные дети не с нами.

Твои отношения с... моими сыновьями... походят скорее на сообщничество... Соучастниками вы остаетесь до конца. Став взрослыми, они будут лучшими твоими адвокатами передо мной и... всегда будут защищать своего друга Володю от всех и наперекор всему".

Конечно, тут дело не только в детях, в этих браках очень важна мирная спокойная обстановка, дети позволяют супругам не входить в слишком тесный контакт, окрашивая общение своим посредничеством, необходимостью заботы о них. У Мандельштамов не было детей, но такой брак позволял Осипу Эмильевичу сохранять творческую индивидуальность, чувствовать себя свободным.

В этом браке очень важно предотвратить попытки улучшить и без того хорошие отношения. Желание углубить контакт, заняться общим делом может разрушить гармонию совместной жизни.

Вот почему начались сложности в браке Толстого, пришлось развестись Шаляпину с Иолой Торнаги. Большие личности начинают искать более тесного контакта с супругой, им становится важнее не свобода творчества и личности, а сопереживание, соучастие в творчестве.

Дети не будут помехой и в другом случае не слишком глубокого брака - романтического.

В обществе точно так же распространена установка на брак ради нежных и негасимых чувств, как и на брак ради детей. Романтический брак окрыляет человека, вдохновляет его, зовет к подвигам, к покорению вершин. Мечтающим о такой жизни мы напомним о прекрасной любви Мастера и Маргариты (Булгаковы), Бухарина и Лариной, Николая и Раисы Островских.

Но сохранение нежных чувств в этом браке также требует определенных условий. Он строится на иллюзиях, разрушать которые нельзя. Столкновения с бытовыми неурядицами губительны для него. Если в гнездовом браке быт - подспорье, то в романтическом - помеха.

Наконец, третий идеал брака - брак равных людей, супругов-соратников. Этот идеал реализуется в союзе равных. Обычно если первые два брака начинают сверкать сразу, то для расцвета брака равных требуется определенное время и работа. Он - для людей сформировавшихся, одержимых делом. Шаляпин после гнездового вступает именно в равный брак с Марией Петцольд. Достоевский пришел к своему браку со Сниткиной тоже не сразу, уже зрелым мастером, именно тогда, когда ему стала нужна жена- соратник.

Соратниками по революционной борьбе были Ленин и Крупская. Отсутствие детей в таком союзе не является недостатком. Главное - общее дело. Вспомним Тургенева и Полину Виардо, а также кинематографические браки Шукшина, Росселини с Бергман, Климова с Шепитько.

В таком браке супруги общаются на равных, и это общение должно реализовываться в общем деле.

И, наконец, четвертый тип брака - духовный. Он как никакой другой вмещает в себя почти все брачные идеалы и установки и поэтому предъявляет к человеку повышенные требования. Чтобы такой союз заиграл всеми красками, необходимо не только время, но и кропотливая, непрекращающаяся работа.

В юные годы подобный брак не многим под силу, даже такие титаны духа, как Блок и Цветаева, с трудом достигали в нем гармонии.

И тем не менее духовный брак лучше заключить в юные годы, так как индивидуальность еще не сформирована до конца и человек легко идет на слияние, не отстаивает свою самобытность.

Духовный брак очень сложен в юные годы, но он становится подарком судьбы после 10, 15, 20 лет совместной жизни. Зрелый человек стремится к максимальной духовности.

Одни заключают духовный брак в юные годы и притираются всю жизнь, другие - в зрелом возрасте, когда после периода самостоятельной реализации наступает время духовных исканий. Так, Тютчев нашел свою последнюю любовь, Елену Денисьеву, именно на склоне лет и обрел счастье в духовном союзе.

Николай Рерих и Елена Рерих, может быть, самый яркий пример духовного союза. Они не тратили времени на поиски верного пути в браке, а по наитию или благодаря своей высокой духовности сразу же вступили на него.

Осознание неоднородности браков - это не призыв к многоженству и многомужеству. Просто каждый должен осознать, что он всегда находится перед выбором. Человеку необходимо понять, что именно ему дороже: дети, любовная страсть, работа, духовная близость.

Ну а самое главное - это осознать, что ни от одного брака нельзя ждать всего сразу.

Пожалуй, основная ошибка всех, кто вступает в брак, состоит именно в том, что они хотят от брака всего и сразу: и налаженного быта, и яркой любви, и детей, и духовной близости. Понять, что это невозможно в полном объеме, очень трудно, но необходимо, именно в этом состоит главная идея философии брака.

 

 








Часть VII.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 424.