ТЕМА 10:Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду (подвтжные игры или физические упражнения на прогулке,физкультминутки)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Вопрос 1. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке с разнообразным двигательным содержанием .                                                                         Их отличие от физкультминутки.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизичес­кого здоровья. Целесообразное чередование характера деятельно­сти ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллек­туальной и физической активности, что обеспечивает профилак­тику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадост­ное настроение и оптимальную работоспособность.

Совершенствование двигательных навыков в повседневной жиз­ни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двига­тельной деятельности ребенка. Именно самостоятельное «и твор­ческое использование ребенком двигательного опыта в физичес­ких упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует раз­витию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмо­циональную сферу. Организация двигательной деятельности долж­на проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся педа­гогом в различное время дня в соответствии с общепринятым ре­жимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспита­тель планирует использование многообразного двигательного ма­териала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие си­стему совершенствования двигательных навыков.

Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребен­ка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов дея­тельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в те­чение дня.

При составлении календарного плана проведения подвижных, спортивных игр и физических упражнений следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнооб­разия движений и двигательных действий. Педагог следит за тем,чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время про­гулок.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. На­личие должного оборудования на участке создает условия для со­вершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также под­вижных игр.

Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный тен­нис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, ринго, лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погод­ных условий.

В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражне­ния с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение «шко­лой мяча»).

Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогул­ке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повы­шаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные усло­вия для самовыражения, самореализации, совершенствования пси­хофизических и личностных качеств.

***Подвижная игра - важнейший метод и средство физического воспитание детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические качества - силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и др.

Значение подвижных игр в физическом развитии детей трудно переоценить. Они ведут свою историю из начал народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались на потешках, играх-забавах, связанных с первыми движениями малыша. В старшем возрасте возникают игры с более разнообразным двигательным содержанием. Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроем детей, возникающем в процессе игровой деятельности. Этот подъём побуждает их к осознанию задачи, улучшению координации, точной ориентировки в пространстве и чёткости выполнения движений. В игре дети совершенствуют уже освоенные движения, а также изучают новые.

Игры должны проводится под непосредственном руководстве взрослого, что создаёт благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Использование сюжетных подвижных игр для оптимизации двигательной активности предусматривает умелое руководство ими. Приступая к работе с детьми педагог анализирует состояние двигательных навыков, уровень их общего развития. Такая проверка позволяет вести в дальнейшем целенаправленную работу, наметить конкретные задачи по отношению к каждому ребёнку.

Воспитателю важно правильно выбрать игру, учесть время и место её проведения, количество участников, имеющиеся у них двигательный опыт. Большую роль играет объяснение игр: оно требует от педагога серьёзной подготовки целесообразного использования слова, эмоциональной выразительности, умение интонацией выделить главное, пробудить у воспитанников интерес к игре, задать ей соответствующий темп.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

-Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).

-Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).

-Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

-Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

-Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.

-Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки).

Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Таким образом, подвижная игра способствует оптимизации двигательной активности ребёнка. Играя, он входит в образ, берёт на себя определённую роль, более точно выполняет движения персонажа, становится активнее.

***Человек рождается и сразу начинает играть. Игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребёнок от рождения уникален и наделён неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игры раскрывается его духовный мир.

Основой всестороннего развития ребёнка впервые годы жизни является физическое воспитание, а так же свободная двигательная деятельность, когда ребёнок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.д. Через подвижную игру ребёнок познаёт мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития ощущений, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Любое мероприятие с детьми в детском саду - событие непростое. Основную особенность в ежедневной работе с детьми на занятиях, вне занятий, на прогулке составляют игры.

Подвижные игры в детском саду - это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формируют характер, развивают у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда.

Много игр заимствованы младшим поколением у более старшего поколения. Мы задаём вопрос: кто придумал эти игры? («Гуси-лебеди», Коршун и цыплята», «У медведя во бору» и т.д.) Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.д.

Все случаи, события, которые составляют игру, ребёнок эмоционально переживает. Подвижные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьёвка). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд подвижных игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня постепенно переходит в игру.

 

Как правило, много подвижных игр не требует специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте в любое время года.

Подвижным играм в детском саду отводится важное место, ведь малыши должны расти не только умными, но и здоровыми. Все маленькие дети любят всякие игры. Но если дома и на площадке, гуляя с родителями, дети играют во что придётся, игры в детских садах проходят по правилам взрослых.

Роль таких игр трудно переоценить - они не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию таких качеств, как выносливость, быстрота, сила и ловкость.

 Кроме того, в подвижных играх дети учатся действовать сообща и следовать установленным правилам. Ребёнок приучается к самообладанию, у него появляется ответственность за свои действия, такие игры развивают волю и сдержанность, смекалку и сноровку, морально-волевые качества.

 

Физические упражнения, организованные на прогулке в детском саду так же проходят по строго установленным правилам, в которых прописана и продолжительность упражнений (игры, количество игроков в команде, задействованный инвентарь). Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей, здоровья, возраста малышей.

Общие элементы проводимых игр и физических упражнений - это прыжки и бег, метание и упражнения на равновесии.

Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, когда уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке. Однако приобщая детей к спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребёнку во вред. Подвижные игры и физические упражнения в детском саду как раз и являются некой золотой серединой.

 

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели. Их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале, с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение, продолжительностью от 15 до 20 минут.                                       

в другие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью в среднем до 30 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулке.

 

При планировании игр и физических упражнений на прогулке необходимо предусмотреть:

1. Сложность движений и целесообразность их сочетания с учётом подготовленности детей;

2. Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;

3. Использование разных приёмов выбора детей на ведущие роли.

 

Так же педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности. Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания. Например, предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через скамейку, подлезание под дугами, прыжки с разбега, ходьба по буму и по снежным валам, упражнения с преодолением препятствий и т.д.)

 

Пребывание детей на групповом участке позволяет широко использовать всё пространство, поэтому значительное место на прогулке следует отводить спортивным упражнениям.

Они планируются согласно времени года:

 

-зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах;

-весной и летом - езда на велосипеде, роликовых коньках и катание на самокате;

                                                                                                                                    в зимний период со старшими дошкольниками можно организовать различные упражнения:

-пробежать между санками (% санок на расстоянии 1-1,5 м. друг от друга) змейкой;

-встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них; -----устоять на санках на одной ноге как можно дольше.

Интересны упражнения «Гонки санок», «Успей первым!», «На санки!», «Быстрые упряжки», разнообразные игры-эстафеты с санками.                                   

 

Так же во время скольжения по ледяным дорожкам (длинна 4 м., ширина 60 см.) предлагаются разные задания:

-повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться,

- скользить после разбега лицом вперёд на одной ноге или, поставить ноги параллельно,

-поймать брошенный снежок.

 

Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким (3-4 м.) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.

 

Более сложное задание:

-скользить по дорожке длинной 15 м. с невысокой горки вдвоём - втроём («поездом»), положив руки на пояс впередистоящего;

-при скольжении быстро поднять предмет (снежок или кубик), брошенный воспитателем.

-Так же предлагать детям играть в хоккей.

 

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель), когда выпадает большое количество осадков и не всегда существует возможность организовать спортивные игры и упражнения. В содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, кольцом и др. (организовать их можно под навесом, на веранде и т.д.).

В детском саду для каждого возраста разработаны свои подвижные игры, которые учитывают психологические и физические особенности того или иного возраста.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.