Вопрос 2: Педагогическая целесообразность проведения физкультминуток
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физкультминутка используется с целью приостановления развивающегося в процессе учебных занятий торможения в ко­ре головного мозга, предотвращения развития острого хрони­ческого умственного утомления. Она дает разрядку умственно­му и эмоциональному напряжению, улучшает восприятие учеб­ного материала на занятиях малоподвижного характера.

Продолжительность непрерывного внимания ограничива­ется в дошкольном возрасте в среднем 8—12 мин. Кроме того, ребенок не может долго сохранять заданную позу: малыши со­храняют ее в течение 1,5—2 мин, старшие — 3—4 мин. Основные признаки утомления — нарушение недавно сформированных умений и координации мелких движений, примитивные мани­пуляции, повышенная раздражительность.

Эффективность проведения физкультминутки особенно ве­лика до накопления умственного утомления. Используются фи­зические упражнения средней интенсивности, которые дают яр­ко выраженную степень повышения работоспособности. Малые физические нагрузки существенно не влияют на работоспособ­ность, а большие дают скорее отрицательный эффект. В среднем и старшем дошкольном возрасте физкультминутка длится 2— 3 мин. Ее содержание составляют упражнения для снятия напря­жения мышц спины, шеи, кистей рук, ног. Выполняются они из положения стоя или сидя и повторяются 4—6 раз. Всего для ком­плекса подбираются 3—4 упражнения с учетом характера нагруз­ки в данном занятии: для осанки и дыхания; для кистей или рук; для туловища и ног. Все упражнения просты по технике и удоб­ны для выполнения в групповой комнате.

Физкультминутка может сопровождаться текстом (стихи известных поэтов, потешки), который позволяет ребенку вы­полнять разнообразные движения. При произнесении текста нужно следить, чтобы выдох дети производили, проговаривая слова первой строки текста, а вдох — до начала следующей. Тог­да после физкультминутки дыхание ребенка будет спокойным и ровным. Хорошо, если содержание стихотворного текста со­четается с темой занятия.

Роль физкультминутки может выполнять подвижная игра, пальчиковая или дыхательная гимнастика. Переключение де­тей на данные виды деятельности значительно улучшает их са­мочувствие.

Во все занятия, проводимые с детьми младшего дошкольно­го возраста, включаются элементы двигательной деятельности, поэтому специально организованная физкультминутка не про­водится.

 

  Вопрос 3: Использование в физкультминутках физических упражнений и игр средней интенсивности.                           Вариативное содержание физкультминуток.

Потребность в двигательной активности у детей до­школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы дви­гательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ яв­ляются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического ком­понента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз и физкультминутокво время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, ди­намических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Дата: 2018-12-21, просмотров: 468.