Физкультминутка используется с целью приостановления развивающегося в процессе учебных занятий торможения в коре головного мозга, предотвращения развития острого хронического умственного утомления. Она дает разрядку умственному и эмоциональному напряжению, улучшает восприятие учебного материала на занятиях малоподвижного характера.
Продолжительность непрерывного внимания ограничивается в дошкольном возрасте в среднем 8—12 мин. Кроме того, ребенок не может долго сохранять заданную позу: малыши сохраняют ее в течение 1,5—2 мин, старшие — 3—4 мин. Основные признаки утомления — нарушение недавно сформированных умений и координации мелких движений, примитивные манипуляции, повышенная раздражительность.
Эффективность проведения физкультминутки особенно велика до накопления умственного утомления. Используются физические упражнения средней интенсивности, которые дают ярко выраженную степень повышения работоспособности. Малые физические нагрузки существенно не влияют на работоспособность, а большие дают скорее отрицательный эффект. В среднем и старшем дошкольном возрасте физкультминутка длится 2— 3 мин. Ее содержание составляют упражнения для снятия напряжения мышц спины, шеи, кистей рук, ног. Выполняются они из положения стоя или сидя и повторяются 4—6 раз. Всего для комплекса подбираются 3—4 упражнения с учетом характера нагрузки в данном занятии: для осанки и дыхания; для кистей или рук; для туловища и ног. Все упражнения просты по технике и удобны для выполнения в групповой комнате.
Физкультминутка может сопровождаться текстом (стихи известных поэтов, потешки), который позволяет ребенку выполнять разнообразные движения. При произнесении текста нужно следить, чтобы выдох дети производили, проговаривая слова первой строки текста, а вдох — до начала следующей. Тогда после физкультминутки дыхание ребенка будет спокойным и ровным. Хорошо, если содержание стихотворного текста сочетается с темой занятия.
Роль физкультминутки может выполнять подвижная игра, пальчиковая или дыхательная гимнастика. Переключение детей на данные виды деятельности значительно улучшает их самочувствие.
Во все занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, включаются элементы двигательной деятельности, поэтому специально организованная физкультминутка не проводится.
Вопрос 3: Использование в физкультминутках физических упражнений и игр средней интенсивности. Вариативное содержание физкультминуток.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.
Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз и физкультминутокво время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин
Дата: 2018-12-21, просмотров: 557.