1 В международном космическом праве как и в общем международном праве признаются два вида ответственности - политическая и материальная. Также существует два вида оснований ответственности – фактическое и нормативное. Фактическими основаниями являются совершение действий, запрещенных международным космическим правом. А вот перечень действий, которые запрещены международным космическим правом, а также действий, предписанных международным космическим правом для государств содержится в различных международных конвенциях. Эти конвенции и являются нормативным основанием ответственности в международном космическом праве. Соответственно, совершение действий, которые запрещены, и несовершение действий, которые предписаны, и будет являть международным правонарушением.
Прежде всего следует назвать Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года. В соответствии со статьей 1 Договора космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами, без какой-бы то ни было дискриминации, при свободном доступе во все районы небесных тел. Космическое пространство свободно для научных исследований.
Согласно принципу 2 космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Статья 4 налагает на государства обязательства не выводить на орбиту вокруг Земли никакие объекты с ядерным или любым оружием массового уничтожения, не устанавливать такого оружия на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях. Запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия.
Статья 5 закрепила принцип, согласно которому космонавты признаются посланцами человечества в космосе. В случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на территории другого государства или открытом море они должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в реестр которого занесен их космический корабль.
Статьей 6 на государства наложена международная ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с Договором. Деятельность неправительственных организаций в космическом пространстве должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства.
Статья 7 установила, что государство, осуществляющее или организующее запуск объекта в космическое пространство, а также государство, с территории которого или с установок которого производится запуск объекта, несут ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на земле, в воде или космическом пространстве. Статья 8 налагает на государство обязанность возвратить упавшие на его территорию космические объекты или их составные части, государству, которому принадлежит право собственности на них. В соответствии со статьей 9 государства осуществляют изучение и исследование космического пространства таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.
2 Основанием для возникновения материальной ответственности является причинение ущерба космическим объектом или средством его доставки. В соответствии со статьей 1(а) Конвенции 1972 года ущерб означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, либо уничтожение или повреждение имущества государства, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций. В понятие ущерба могут быть включены также должным образом обоснованные расходы на проведение операций по поиску и эвакуации радиоактивных элементов и расчистке территории от них в случае причинения ущерба космическим объектом с ядерным источником энергии на борту.
Запускающее государство не освобождается от ответственности, если осуществляет космическую деятельность, не соответствующую международному праву, включая устав ООН и Договор по космосу. Например, пуски ракет в акваторию океана с целью осуществить незаконную морскую блокаду побережья какого-либо государства.
В случае причинения ущерба космическим объектом одного государства космическому объекту другого государства бремя доказывания вины государства-ответчика лежит на государстве-истце. В любом случае претензия о компенсации за ущерб предъявляется по дипломатическим каналам. Для предъявления претензии установлена годичная давность с даты причинения ущерба или с даты установления запускающего государства, а также с даты, когда государство-истец узнало о факте причинения ущерба. Например, когда физическое лицо сообщает властям, что потерпело ущерб от иностранного космического объекта, по прошествии годичного периода. Государство-истец имеет право воздержаться от предъявления претензии по дипломатическим каналам и предпочесть предъявить иск в судах или административных трибуналах государства-ответчика.
Другим сложным случаем может быть ущерб от запуска, который производится совместно двумя или более государствами. Статья 5 Конвенции 1972 года установила солидарную ответственность двух и более запускающих государств, совместно производящих запуск космического объекта.
3 Конвенция производит различие между ущербом, причиненным на поверхности Земли или воздушному судну в полете, и ущербом, причиненным в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту другого государства. Так, в соответствии со статьей 3 установлен принцип виновной ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом космическому объекту, лицам или имуществу на борту космического объекта, принадлежащим другому запускающему государству, в любом месте помимо поверхности Земли.
В статье 2 Конвенции установлен принцип абсолютной (объективной) ответственности запускающего государства за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Объективная ответственность не связана с виной запускающего государства. Для привлечения его к ответственности не надо устанавливать наличие вины. Здесь достаточно наличия материального ущерба, который должен быть возмещен.
4 Сумма компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба. По форме это могут быть репарация, реституция или субституция. В случаях репарации или субституции большое значение приобретает оценка убытков потерпевшего. По общему международному праву в убытки не включаются упущенная выгода, но включается как прямой, так и косвенный ущерб. Компенсация в форме репарации предусматривается если истец и ответчик не договорились о субституции или реституции. Репарации должны быть выплачены в валюте государства-истца либо в валюте государства-ответчика. Государство освобождается от абсолютной ответственности, если докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности со стороны государства-истца. В любом случае претензия о компенсации за ущерб предъявляется по дипломатическим каналам.
Если претензия не удовлетворяется в результате дипломатических переговоров, возникает ситуация международного спора. В этой ситуации через год после предъявления претензии спорящие стороны создают по требованию любой из них Комиссию по рассмотрению претензий. Комиссия образуется в составе трех человек – по одному от спорящих сторон и председателя, которого стороны выбирают совместно. Для назначения членов комиссии сторонам предоставляется два месяца. Решения Комиссии принимаются большинством голосов. Комиссия полномочна устанавливать обоснованность претензий и определять сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны об этом предварительно согласились.
5 В соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года объекты комплекса «Байконур» передаются Республикой Казахстан в аренду Российской Федерации. Комплекс «Байконур» используется Российской Федерацией для гражданских и оборонных космических программ, совместных космических проектов и международных космических программ. В течение 1999 года, 5 июля и 27 октября, российской стороной были предприняты неудачные попытки запуска спутников связи с помощью российской ракеты-носителя «Протон». После отказа двигателя второй ступени ракета упала в 25 км северо-восточнее райцентра Атасу Жанааркинского района Карагандинской области. Было начато расследование причин аварии. На место падения выехали службы ЧС и экологического контроля. Для расследования инцидента была создана правительственная комиссия. В результате аварий произошел разлив ядовитого гептилового топлива, обломки ракеты разрушили хозпостройки. Была достигнута договоренность о сотрудничестве казахстанской правительственной комиссии с российскими специалистами по вопросам ликвидации последствий аварии (выбиты стекла в окнах в ближайших поселках, разбросаны части упавшей ракеты). Казахстанской стороной поставлен вопрос об ущербе экологии и здоровью населения Карагандинской области. Конкретный размер был установлен после соответствующего совместного обследования района падения ракеты. МИД РК направил ноту, в которой указывается на решение казахстанской стороны о запрете на полеты всех видов ракет с космодрома «Байконур» до особого уведомления казахстанского правительства. Российская сторона выплатила Казахстану все обоснованные и документально подтвержденные издержки, в том числе связанные с оценкой и ликвидацией последствий аварии. В рамках изучения и ликвидации последствий аварий осуществлялось медицинское обследование жителей пострадавшего района. В течение двух последующих лет проводился постоянный мониторинг состояния здоровья населения.
Основная литература: 1 - 4, 6 - 9, 13, 14
Нормативные правовые акты: 7, 10, 12, 13, 14
Периодические издания: 3, 15, 19
Электронные ресурсы: 1 - 5
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.