Становление советской системы управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрирова­но 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и др.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание поки­нули представители бундовцев, правых эсеров и часть меньше­виков, а большевики получили дополнительно более 80 голосов за счет прибытия опоздавших. В написанном В.И. Лениным обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам!» было зафиксирова­но взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах.

Съезд сформировал новые органы власти. Они были опреде­лены в следующем виде. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнитель­ный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалиста­ми. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября сменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, кото­рым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.

Съезд сформировал правительство — Совет народных комис­саров. Отличительной чертой новой власти было соединение зако­нодательных и исполнительных функций. Левые эсеры и мень­шевики-интернационалисты отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительствен­ной коалиции. Однако блок большевиков с левыми течениями осе­нью 1917 г. сложился как блок «низов» этих партий, самочинно решающий коренные вопросы революции, хотя «в верхах» партий он еще заключен не был. Большевики продолжали переговоры с левыми эсерами о формировании коалиционного правительства[252], но поскольку последние колебались, то Совнарком был сформи­рован из одних большевиков при многопартийном ВЦИКе в сле­дующем составе:

Председатель Совета — В.И. Ленин (Ульянов) (47 лет, далее в скобках указан возраст наркомов);

народные комиссары:

по внутренним делам — А.И. Рыков (36);

земледелия — В.П. Милютин (33);

труда — А. Г. Шляпников (32);

по делам военным и морским — комитет в составе:

В. А. Овсеенко (Антонов) (34), Н.В. Крыленко (32), П.Е. Ды­бенко (28);

по делам торговли и промышленности — В.П. Ногин (39);

народного просвещения — А.В. Луначарский (42);

финансов — И.И. Скворцов (Степанов) (47);

по делам иностранным — Л.Д. Бронштейн (Троцкий) (38);

юстиции — Г.И. Оппоков (Ломов) (29);

по делам продовольствия — И.А. Теодорович (42);

почты, телеграфов — Н.П. Авилов (Глебов) (30);

председатель по делам национальностей — И.В. Джугашви­ли (Сталин) (38).

Старшим членам Советского правительства было 47 лет (В.И. Ленин, И.И. Скворцов-Степанов), а младшим — 28 (П. Е. Дыбенко) и 29 (Г.А. Оппоков). Все они уже имели значитель­ный опыт нелегальной и легальной революционной деятельнос­ти, многие знали по нескольку иностранных языков, имели свои труды и свои подходы к управленческим проблемам. II Всероссий­ский съезд Советов принял Декрет о мире и Декрет о земле. В Декрете о мире Советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам с предложением на­чать немедленные переговоры о заключении справедливого, де­мократического мира без аннексий и контрибуций.

Советская власть не смогла бы упрочиться без решения ко­ренного вопроса революции — вопроса о земле. При работе над Декретом о земле Ленин использовал эсеровский наказ о «социа­лизации земли», составленный на основании 242 местных крес­тьянских наказов, и целиком включил его раздел «О земле» в текст декрета. Таким образом, сами крестьяне решили аграрный вопрос. В наказе содержалось требование отмены частной собственности на землю. Согласно Декрету о земле помещичьи зем­ли конфисковывались без выкупа и передавались в пользование крестьянам, делились по принципу уравнительного землеполь­зования (т.е. поровну, по трудовой норме — по количеству ра­ботников в семье, которые могли обрабатывать надел, или по потребительской норме — по числу едоков в семье).

Это был удар по феодальной собственности помещиков, ре­шительный шаг в развитии фермерского хозяйства. Победил об­щинный принцип распределения земли, который означал изъ­ятие ее из торгового оборота и уравнительный раздел земствами (Советами) между крестьянами.

Деревня того времени была в основном бедняцкой и серед­няцкой, и Декрет о земле привлек все крестьянство на сторону революции. Он был актом буржуазной революции, был выгоден всему крестьянству, в том числе и кулачеству. Вместе с тем дек­рет был предложением компромисса большевиков партии левых эсеров, поскольку включал положение их программы о социали­зации земли. Это был весомый аргумент к приглашению левых эсеров в большевистское правительство, одной из задач которого было претворение Декрета о земле в жизнь.

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились к 10 декабря 1917 г. В состав СНК вошли семь представителей партии левых эсеров: В.А. Алгасов — нарком внутренних дел, Н.Ф. Измайлов — нарком по дворцам республики; В.А. Каре­лин — нарком имуществ республики, А. Л. Колегаев — земле­делия; Михайлов — по военным и морским делам; П. П. Прошьян — почт и телеграфов; В.Е. Трутовский — по городским и земским самоуправлениям; Н.Э. Штейнберг — юстиции. В осталь­ных наркоматах представители партии левых эсеров заняли по­сты заместителей наркомов и членов коллегий. Посланцы партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.

Заключение блока позволило более эффективно воздейство­вать на управленческие процессы, расширить социальную базу государственной власти России, рационализировать управление страной. В период существования левого блока, с декабря 1917 г. до начала июля 1918 г. (до 16 марта 1918 г. он был правитель­ственным, пока левые эсеры, не приняв ратификацию Брестско­го мира, не вышли из СНК), воздействие органов государствен­ной власти на общественные процессы было таково, что удалось сравнительно легко избежать крупных вооруженных столкнове­ний, гражданской войны. Последняя началась с распада левого блока весной—летом 1918 г.

Социальной основой левого блока был союз крестьян и рабо­чих, за которым стояло подавляющее большинство населения России. Наряду с большевиками в органы управления борьбой с мятежниками входили и левые эсеры. Они являлись членами не только СНК РСФСР, но и правительств региональных респуб­лик, руководили многими Советами и ревкомами. Заместителя­ми наркомов СНК были левые эсеры Н.Н. Алексеев (Наркозом), Г.Д. Закс (Наркомпрос), А.А. Шрейдер (Наркомюст), чле­нами коллегий были назначены П.Е. Лазимир (Наркоманудел), а также В.Ф. Зита, М.А. Левин, С.Д. Мстиславский и др. В борь­бе с антисоветскими силами юга в октябре 1917 — феврале 1918 гг. левые эсеры принимали участие как командующие различными группами войск: А.И. Автономов, М.К. Левандовский, Г.К. Пет­ров, Ю.В. Саблин, И.А. Сирадзе, М.А. Муравьев (начальник штаба Южного фронта), П.П. Прошьян (комиссар по делам Украины). Левый блок представлял собой широкий фронт демокра­тических сил, противостоящий сторонникам гражданской вой­ны[253].

Компромиссом левых эсеров в РКП(б) был такой важный конституционный акт, как Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

3 января 1918 г. на заседании ВЦИК левые эсеры голосовали за утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа. 5 января открылось Учредительное собрание, кото­рое должно было утвердить Декларацию, но правоэсеровское его большинство отказалось от ее обсуждения[254]. Тогда большевики, а через день и левые эсеры покинули это собрание. Спустя сутки левые эсеры вместе с большевиками единодушно голосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания. Его делегаты — левые эсеры — были включены в состав ВЦИК. Роспуск Учредительного собрания как волеизъявление не одних большевиков, а действие левого блока являлся веским аргументом в формировании общественного мнения. Если лозунг защиты Учредительно­го собрания в годы гражданской войны был главным в лагере вооруженных антибольшевистских сил, то в период действия левого блока значительных вооруженных выступлений в защиту Учредительного собрания не наблюдалось. Его роспуск поддер­живался так или иначе большинством населения страны.

Зенитом существования левого блока был III Всероссийский съезд Советов, который проходил в Петрограде 10—13 января 1918 г. Он был созван, как говорилось в Постановлении ВЦИК, чтобы «силой Советов поддержать левую половину Учредитель­ного собрания против его правой «соглашательской половины»[255]. С помощью левых эсеров большевики решили на съезде важнейшую управленческую задачу — создание единых органов рабоче-крестьянской власти. 13 января 1918 г. объединились в III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов[256]. Был избран единый ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Компромиссом народнического и марксистского подходов к решению аграрного вопроса явился Закон о социализации земли, утвержденный съездом. Центральные и местные органы власти начали проводить этот закон в жизнь.

К началу 1918 г. были распущены старые органы власти и управления, в основном были сформированы наркоматы. 2 декаб­ря 1917 г. при СНК был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который призван был руководить хозяйствен­но-экономической жизнью страны. Ближайшей задачей ВСНХ была организация рабочего управления на национализированных пред­приятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность хозяйственных наркоматов.

28 октября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял постановление о создании Рабоче-крестьянской милиции. При СНК была образована Всероссийская Чрезвычай­ная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (предсе­датель — Ф. Э. Дзержинский). 15 января 1918 г. В. И. Ленин под­писал Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Первона­чально РККА строилась на добровольческих началах. 29 января 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьян­ского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам.

Упрочение Советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привело к необходимости принятия Основного Закона страны — Конституции РСФСР. Он должен был юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Со­веты, партия, профсоюзы).

Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918г.). Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, при­нятую на III съезде Советов. В пятой главе излагались следую­щие положения: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви, свобода слова, мне­ний, собраний для рабочих; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории Рос­сии; право убежища для иностранцев, преследуемых по полити­ческим или религиозным мотивам, уничтожение всякой дискри­минации по расовым или национальным признакам.

Главы с шестой по восьмую касались организации централь­ной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съез­ду Советов, который состоял из представителей городских Сове­тов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернс­ких Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский Центральный Исполнитель­ный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет Народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Соци­алистической Федеративной Советской Республики», а также из­дание «декретов, распоряжений, инструкций».

В главе девятой были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, а главы с десятой по двенадцатую были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Со­ветов.

В тринадцатой главе определялись избирательные права. Право избирать и быть избранным получали «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако избирательных прав лишались лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, монахи и священнослу­жители, служащие и агенты бывшей полиции.

Такова была первая в истории России Конституция. Она за­крепила систему государственного управления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Провоз­глашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации.

 

Центром формирования антибольшевистской власти в пер­вый год пролетарской диктатуры были Новочеркасск и Екатеринодар (Краснодар), а с приездом из-за границы в октябре 1918 г. адмирала Колчака таким центром стал и Омск.

В ноябре — декабре 1917 г. на казачьем Дону стали собираться гонимые революцией сторонники спасения государственности и дальнейшего накопления либеральных ценностей. К этому време­ни в Новочеркасске находились примерно 20 тыс. офицеров[257] и бо­лее 20 видных государственных деятелей — сторонников Времен­ного правительства. Здесь было создано антисоветское белогвар­дейское правительство — «Донской гражданский совет», которое претендовало на роль всероссийского. Им руководил «триумви­рат», состоявший из генералов М.В. Алексеева (финансы, вопро­сы «общегосударственной» внутренней и внешней политики), Л.Г. Корнилова (организация и командование Добровольческой ар­мией), A.M. Каледина (управление Донской областью и командо­вание донским казачеством). В правительство также входили: от Добровольческой армии — генералы А.С. Лукомский, И.П. Ро­мановский, А.И. Деникин; от партии кадетов — П.Н. Милюков, М.М. Федоров, князь Г.Н. Трубецкой, А.С. Белецкий, миллионер Н.Е. Парамонов, В.А. Степанов, П.Б. Струве; от Донского вой­скового правительства — его председатель М.П. Богаевский. Ге­нерал A.M. Каледин был сторонником включения в правитель­ство «социалистов».

Л.Г. Корнилов и М.В. Алексеев начали переговоры с эсером Б. В. Савинковым при посредничестве лидеров партии кадетов П.Н. Милюкова и М.М. Федорова. Б.В. Савинков доказывал, что «отмежевание от демократии составляет политическую ошибку», что в состав гражданского совета необходимо включить предста­вителей партий меньшевиков и эсеров, причем он заверял, что демократия «хлынет в ряды Добровольческой армии». A.M. Ка­ледин заявил, что «без этой уступки демократии ему не удастся обеспечить пребывание на Дону Добровольческой армии». В правительство были включены «социалисты»: Б.В. Савинков, быв­ший комиссар 8-й армии Вендзягольский и донские деятели П.М. Агеев и В.П. Мазуренко. Генералы поручили Савинкову пригласить в правительство члена ЦК партии народных социали­стов, участника движения народников Н.В. Чайковского (1850— 1926 гг.) и Г.В. Плеханова (1856—1918 гг.). Речь шла, таким об­разом, о реорганизации Донского гражданского совета с включе­нием в него известных в России представителей демократии. Од­нако Г. В. Плеханов отказался принять предложение, а встреча Савинкова с Н.В. Чайковским не состоялась. Последний только в марте 1920 г. стал членом Южнорусского правительства[258].

Вхождение социалистов в белогвардейское правительство со­здавало впечатление о продолжении линии Керенского на коали­цию всех антибольшевистских сил.

Руководители донского казачества отводили обвинения боль­шевиков в монархизме и взаимодействовали с демократией. М.П. Богаевский 26 октября телеграфировал А.Ф. Керенскому приглашение в Новочеркасск «для восстановления и укрепления государственной власти». Орган меньшевиков Юзовки газета «До­нецкая мысль» 20 октября заявила: «Керенский с войсками на­правляется в Петроград. Войсковое казачье правительство не при­знало нового правительства, объявило себя верховной властью на Дону и приглашает Керенского приехать и возглавить новое правительство». Донское войсковое правительство ожидало А.Ф. Керенского. Оно проводило курс на соглашение с правыми течениями социалистических партий — «керенщину» — линию на коалицию «всех живых сил страны», лавировало между основны­ми противоборствующими сторонами. Это совпадало с позицией партии кадетов, настаивающей на развитии контактов с «социа­листическими группами, принципиально стоящими на государ­ственной почве».

Таким образом, общерусское правительство — Донской граж­данский совет — было сформировано на принципе коалиции, как и Временное правительство состава 5 мая, 24 июля, 25 сентября 1917 г. Это свидетельствовало, что и после Октября в белом дви­жении имелись сторонники линии А.Ф. Керенского, направлен­ной на консенсус всех антибольшевистских сил. Это была вы­нужденная рядом обстоятельств мера. Правительство не имело необходимой поддержки населения, в его окружении по отноше­нию к социалистам отсутствовало единство. Сознавая слабость социалистов, видя их колебания, руководители белого движения все больше использовали их в качестве прикрытия приготовле­ний для нанесения удара по большевикам. Сами руководители белого движения считали это тактическим приемом.

В основу деятельности «Донского гражданского совета» была положена «Политическая программа Корнилова» (так называе­мая конституция Корнилова). П.Н. Милюков не являлся рядо­вым участником разработки «конституции». В совершенно новой для партии кадетов обстановке он стал руководителем процесса воссоздания буржуазной государственности. «Конституция Л. Г. Корнилова» отражала элементы программы партии каде­тов. В ней провозглашались общедемократические свободы и уничтожение классовых привилегий, восстановление «свободы промышленности и торговли», «право собственности», денацио­нализацию банков, формирование «русской армии» на доброволь­ческих началах, введение всеобщего начального образования, со­зыв Учредительного собрания для выработки основных законов русской конституции и окончательного конструирования государ­ственного строя, решение аграрного вопроса, сохранение за рабо­чими «политико-экономических завоеваний» периода Февральской революции «в области нормировки труда, свободы рабочих со­юзов, собраний и стачек», упразднение рабочего контроля и за­прещение социализации предприятий, признание за отдельными народностями России прав «на широкую местную автономию», поддержку стремлений к государственному возрождению Польши, Украины, Финляндии, дальнейшее участие вместе с союзниками в первой мировой войне. Названные кадетские идеи государственно-охранительного течения в белом движении в силу ряда причин (прежде всего обострившейся гражданской войны) не были претворены в жизнь.

П.Н. Милюков и другие члены ЦК и лидеры кадетов приня­ли участие в Южно-Русской конференции партии, которая открылась в Ростове 13 января 1918 г. с участием представителей парторганизаций не только Дона, но и Москвы, Батуми, Симфе­рополя, Харькова. Конференция заслушала доклады «О Добро­вольческой армии», «О юридической природе Юго-Восточного союза». Были приняты соответствующие резолюции, где Добрармия рассматривалась как орудие восстановления государствен­ности в соответствии с идеологией кадетов «О единстве и недели­мости русского государства».

В чем причины краха антибольшевистского правительства? В 1918 г. ушли из жизни руководители Донского гражданского со­вета: 29 января покончил жизнь самоубийством A.M. Каледин, 13 апреля при штурме Екатеринодара был убит Л.Г. Корнилов, 7 октября умер М.В. Алексеев. Первое общерусское антисоветс­кое правительство распалось. Поиски согласия не привели к ус­пеху. Разгром калединщины большевиками, отрицательное от­ношение к коалиции «капиталистов» и «социалистов» в белогвар­дейском движении и в широких массах населения были причи­ной краха керенщины в первые месяцы после Октября. Граждан­ский мир оказался тогда невозможным в связи с голодом и раз­рухой, иностранной интервенцией, озлоблением населения в связи с затянувшейся мировой войной, глубоким, затяжным и тяже­лым имперским кризисом. Страна распалась на враждующие лагеря, которые повели борьбу на уничтожение; в гражданской войне погибло 13 млн. человек. Борьба за гражданский мир в 1917 г. проходила в иной обстановке, нежели борьба за общерос­сийский консенсус на исходе XX — начале XXI в.

Борьба за формирование нового Всероссийского правитель­ства на юге продолжалась летом — осенью 1918 г. По масшта­бам ресурсов юга (70% казачества страны), стратегическому рас­положению подконтрольной территории на первое место выдви­нулся главнокомандующий вооруженными силами юга России генерал-лейтенант А.И. Деникин.

Выдвинув лозунг «непредрешения» принципов будущего государственного строя России, опираясь на казачество и руководя­щее ядро генеральско-монархических сил, он объединил в анти­большевистском лагере громадную территорию (Дон, Северный Кавказ, Украину), подчинив себе правительства казачьих и гор­ских областей, Крыма, Украины. Партия кадетов перенесла центр своей деятельности на юг и руководила процессом формирова­ния общероссийской власти. Она провела на юге три юго-восточных съезда партии (в литературе они именуются конференция­ми): в Ростове — 13—15 января 1917 г., в Екатеринодаре — 28— 31 октября 1918 г.; в Харькове — 3 ноября 1919 г. На юг переме­стил свою деятельность национальный центр — межпартийная антибольшевистская организация, возглавляемая кадетами. Пред­седателем его являлся М.М. Федоров — бывший министр тор­говли и промышленности царского правительства, заместителя­ми его стали руководители партии кадетов П.М. Милюков и П.Д. Долгоруков. Отделения центра имелись почти во всех круп­ных городах юга, а также на Урале, в Сибири. Направлениями деятельности организации были:

1. Составление «законодательных проектов по всем отраслям управления».

2. Агитационно-пропагандистская работа (Осваг — осведоми­тельное агентство — крупнейший идеологический центр при верховном руководстве Добровольческой армии, руководи­тели — кадеты С.С. Чахотин, затем Н.Е. Парамонов и с мар­та 1919 г. профессор К.Н. Соколов)[259].

3. Постоянная тесная связь с армиями Деникина, Юденича, Колчака и др.

4. Регулярная связь с руководящими кругами стран Антанты (через В.А. Маклакова, находившегося в Париже). Важную роль в формировании общероссийской власти и лик­видации раскола в партии кадетов между представителями про­германской и антантовской ориентации в борьбе с большевиками сыграл Юго-Восточный краевой съезд кадетов, который прохо­дил в Екатеринодаре 28—31 октября 1918 г. (100 делегатов). Здесь были представлены кадетские организации всей белой России, за исключением Сибири. Присутствующие почтили память погиб­ших от разбушевавшейся анархической стихии членов ЦК Ф.Ф. Кокошкина, А.И. Шингарева (Петроград), профессора А. Р. Колли (Ростов-на-Дону), бывшего правительственного ко­миссара Кубанской области К. Л. Бардижа (Екатеринодар). Съез­дом руководили члены ЦК партии: П.Н Милюков, В.И. Вернад­ский, М.М. Винавер, В.Д. Набоков, Н.И. Астров, В.А. Степа­нов, К.Н. Соколов, И.П. Демидов, графиня С.В. Панина, М.Л. Мендельштам, В. А. Харламов, а также М.В. Родзянко (быв­ший председатель IV Государственной думы), В.Н. Малянтович (бывший министр юстиции Временного правительства), В.В. Шульгин (депутат IV Государственной думы)[260], Д.Н. Григо­рович-Барский (председатель главного комитета партии кадетов на Украине — Киев), Ф.И. Иваницкий и А.В. Десятое (Харьковский комитет), С.Н. Сирии (председатель Тифлисского комите­та).

Значительное влияние на решения съезда оказала позиция П.Н. Милюкова как председателя партии. Газета «Приазовский край» (Ростов н/Д) 11 октября 1918 г., накануне прибытия П.Н. Милюкова в Екатеринодар, опубликовала интервью Павла Нико­лаевича корреспонденту «Трансокеан» в Киеве, в котором он зая­вил, что «исходным пунктом и местом сбора для похода против большевиков следует наметить Добровольческую армию, сража­ющуюся под командованием Деникина», что он «поддерживает план об использовании немцев после занятия Украины в борьбе против большевиков». Хотя Положение о конституционной мо­нархии в марте 1917 г. на 7-м съезде кадетской партии было ис­ключено из ее программы и заменено требованием республики, вождь партии возвратился все-таки к дофевральскому 1917 г. тре­бованию кадетов по вопросу о власти.

В резолюции конференции по внешнеполитическим вопро­сам содержалось резкое высказывание против самоопределения и отделения народов бывшей царской империи. В частности, о Польше было сказано однозначно, что решения Временного пра­вительства об отказе в суверенитете Польши «должны оставаться непоколебимыми». В этом же духе построил свое выступление присутствовавший на конференции французский посол Гонье, под­черкнувший, что «союзники помогут воссоздать былую мощь России». П.Н. Милюков, подытоживая работу съезда, отметил: «На III съезд вынес постановление входить в контакт только с теми государственными образованиями, которые откажутся от своей независимости и признают формулу: единая и неделимая великая Россия. Пока Украина этого не сделала. Гораздо легче договориться с Доном, ибо в первой же декларации правитель­ства Краснова было заявлено, что Донское правительство — власть временная, до образования всероссийской власти, которая объе­динит разрозненные земли России».

Позиции кадетов по вопросу о формировании всероссийской власти на съезде в Екатеринодаре были изложены членом ЦК В. А. Степановым в тезисах:

1. «Создание Временной всероссийской государственной влас­ти, единой для всей России», было признано «основной и не­отложной задачей текущего политического момента».

2. «Объединение всех правительств отдаленных частей России для общей деятельности, направленной к образованию еди­ной Всероссийской государственной власти», было определе­но съездом в качестве «очередной задачи партии народной свободы».

Добровольческая армия, на формировании которой, как из­вестно, была печать классового отбора, рассматривалась как «общенациональная и общегосударственная сила», центр во­енного и территориального объединения. При этой армии, по мнению съезда, должно сформироваться Всероссийское правительство из военных с участием представителей партии кадетов.

4. Съезд высказался за переговоры с эсеровскими правитель­ствами Поволжья, Сибири по вопросу о формировании об­щероссийской власти. Признана была, однако, недопустимой коалиция с социалистами.

5. Съезд признал Юго-Восточный краевой комитет партии на­родной свободы «центром политической деятельности партии на юго-востоке России» (председатель В.Ф. Зеелер, бывший комиссар Временного правительства в Ростове-на-Дону, юрист по образованию, товарищ председателя; Н.Е. Парамонов — Ростов-на-Дону; В.М. Бухштаб — Таганрог; М.С. Воронков (бывший правительственный комиссар Донской области) — Новочеркасск; секретарь — С.В. Зеленский (Ростов-на-Дону). Таким образам, съезд санкционировал вступление партии во Всероссийское правительство, именуемое особым совещанием, состав которого был объявлен через несколько дней после закры­тия съезда; председатель — генерал А.И. Драгомиров; товарищ председателя правительства — В.А. Степанов; военный ми­нистр — генерал А.С. Лукомский; товарищ военного министра — генерал Макаренко; министр иностранных дел — С. Д. Сазонов (бывший царский министр); товарищ министра иностранных дел — А.А. Нератов (монархист); министр внутренних дел — И.И. Астров; министр торговли и промышленности — В.А. Ле­бедев; министр путей сообщения — Э.И. Шуберский.

Кадеты заняли в правительстве ключевые посты (Н.И. Аст­ров, В. А. Степанов, В. А. Лебедев, в другое время в него входили также М.М. Федоров, В.Н. Челищев, К.Н. Соколов).

Разработанное кадетами «Временное положение об управле­нии областями, занимаемыми Добровольческой армией» после­довательно проводило принцип диктатуры. В соответствии с ним вся полнота власти в районах, подконтрольных Добровольческой армии, принадлежала одному лицу — ее верховному руководи­телю. Особое совещание находилось при диктаторе и являлось совещательным органом. Законы и указы мог издавать только главнокомандующий. Параграф 2 первого раздела «Положения» гласил, что на захваченной территории сохраняют силу законы, изданные до 25 октября 1917 г., т.е. формально признавалась юри­дическая деятельность Временного правительства, созданного в результате свержения самодержавия. Однако в специальном до­полнении разъяснялось, что законы, принятые до 25 октября 1917 г., сохраняют свою силу «с изменениями, а равно из имею­щих быть изданными на основании этих законов». По букве и смыслу этого дополнения верховный руководитель, или главно­командующий Добровольческой армией, мог вносить изменения и в послефевральское законодательство, если считал это нуж­ным и своевременным[261].

В особом совещании большинство принадлежало генералам-монархистам, которые обсуждали вопрос о предложении велико­му князю Николаю Николаевичу Романову принять корону после освобождения России от большевиков. Так, на юге возникла «деникия», государство «царя Антона» (как полушутливо называли Деникина в Особом совещании).

Осенью 1918 г. наступил новый этап в гражданской войне. 18 ноября 1918 г. адмирал Колчак произвел в Омске военный переворот. Он арестовал социалистов — членов директории и ус­тановил военную диктатуру в Сибири, на Урале, Дальнем Восто­ке, принял титул «верховного правителя российского государства» и звание главковерха. Умеренные социалисты были отброшены на второй план, во главе антибольшевистских сил выступили буржуазия и помещики при поддержке иностранных войск 14 государств.

В марте 1919 г. адмирал Колчак начал широким фронтом наступать от Урала к Волге. Он не стал продвигаться к Царицы­ну на соединение с Деникиным, не стал координировать свои действия с южными армиями. Он решил наступать на восток и первым войти в Москву, но был разбит войсками большевиков и отступал, преследуемый партизанами. 27 декабря 1919 г. он был пленен белочехами. 4 января 1920 г. Колчак издал указ о переда­че «верховной всероссийской власти» А.И. Деникину, Противоборство диктатуры «буржуазии» с диктатурой пролетариата обострилось.

«Третий путь» в государственном

строительстве и управлении

В огне гражданской войны возник и чисто человеческий про­тест против кровавой бойни. Средние слои города и деревни, выразителями интересов которых были умеренные социалистические партии меньшевиков и эсеров, выступили против двух диктатур («белых» и «красных»), как выражались, против «аван­тюристов обоих лагерей». В гражданской войне такие социалис­ты видели столкновение не двух социальных потоков — буржуа­зии и помещиков, с одной стороны, рабочих и беднейших крес­тьян — с другой, а трех: буржуазии и помещиков, во-первых, пролетариата, руководимого большевиками, во-вторых, и «демо­кратии», к которой они относили трудовых крестьян, ремеслен­ников, мелких торговцев и интеллигенцию, — в-третьих. Из та­кого понимания расстановки сил вытекала и задача, поставлен­ная меньшевиками и эсерами, — вести одновременно борьбу на два фронта: и против большевиков, и против «золотопогонной буржуазно-помещичьей орды». Во имя осуществления «третьего пути» обещали вести политику эсеровские правительства, сформировавшиеся в 1918 г. в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере, в Поволжье. Изучение организации власти и системы централь­ного и местного управления эсеровских правительств представ­ляет профессиональный, научный и общественный интерес.

Депутаты эсеровского большинства Учредительного собра­ния считали его «хозяином земли русской». После его роспуска ЦК эсеров начал переброску депутатов в Сибирь, Поволжье и другие регионы для организации власти. 8 июня 1918 г. такие депутаты собрались в Самаре, где сформировали правительство — Комитет членов Учредительного собрания (сокращено Комуч). Это правительство соединяло в себе все функции власти — зако­нодательную, исполнительную, судебную и военную. Оно стави­ло цель: действовать от имени Учредительного собрания и под­готовить его созыв. Правительство составилось в следующем виде: Е.Ф. Роговский — председатель и управляющий ведомством ох­раны; П.Г. Маслов — ведомство земледелия; В.И. Алмазов — продовольствие; В.Н. Филипповский — торговля и промышлен­ность; И.М. Майский — отдел труда; Д.Ф. Раков — финансы; И. П. Нестеров — пути сообщения; П.Г. Белозеров — ведомство почт и телеграфов; Краснов — государственный контроль; В.А. Абрамов — государственные имущества; полковник Н.А. Гал­кин — военное ведомство; П.Д. Климушкин — ведомство ино­странных дел; А.С. Былинский — юстиция; Е.Е. Лазарев — про­свещение. Все министры были эсерами (за исключением беспар­тийных Галкина и Краснова, а также меньшевика Майского)[262].

Самарский комуч посылал своих «наместников-комиссаров» на места, где формировались региональные органы эсеровской всероссийской власти. Таким посланцем на Кубани, например, являлся бывший городской голова Петрограда эсер Г. И. Шрейдер, возглавивший в Екатеринодаре Юго-Восточный комуч и из­дававший газету «Родная земля». В это эсеровское правительство входили как представители бывшего Временного правительства (И. В. Пешехонов, В. Н. Малянтович и др.), так и местные уме­ренные социалисты — эсеры A.M. Белоусов, М.Г. Бабин-Корень, М.Г. Бочарников (секретарь комитета), Н.Ф. Березов и другие, всего примерно 20 человек, в том числе представители «Союза возрождения», Кубанской краевой рады, посланцы от партий и различных общественных организаций[263]. Формирование комите­тов Учредительного собрания проходило и в других регионах с целью развертывания подготовки Всероссийского Учредительного собрания.

Самарский комуч декларировал «восстановление демократи­ческих свобод», формально установил 8-часовой рабочий день; раз­решил созыв рабочих конференций и крестьянских съездов, дея­тельность фабзавкомов и профсоюзов, 30 августа 1918 г. в Самаре был создан Совет рабочих депутатов. Комуч отменил декреты Советской власти, возвратил фабрики, заводы и банки бывшим владельцам, объявил свободу частной торговли, восстановил зем­ства и городские думы и другие демократические учреждения, признавал необходимость уравнительного распределения земли.

Предметом особой заботы комуча было формирование армии Учредительного собрания для защиты «попранных прав на­рода». «Народная армия» формировалась на принципе доброволь­ного привлечения людей в войска, а затем на принципе мобили­зации (срок службы 3 месяца, полное довольствие, жалованье — 15 рублей в месяц). За служащими, поступавшими в армию, со­хранялись должности до окончания срока службы.

К лету 1918 г. Комитету членов Учредительного собрания подчинялась территория от Волги до Урала. Помимо Самарской губернии в нее входили Симбирская, Казанская, Уфимская, Орен­бургская (на началах автономии в делах внутреннего управления), а также отдельные уезды Саратовской и Пензенской губерний. Территориальное расширение поставило перед комучем задачу организации системы местного управления.

Местное государственное управление при комуче выполняли губернские и уездные уполномоченные. Согласно приказу кому­ча «Временные правила о губернских уполномоченных» (№ 85 от 6 июля 1918 г.) ближайшей задачей губернского уполномоченно­го было принятие экстренных мер к восстановлению деятельности губернских учреждений и должностных лиц в тех формах, в каких они функционировали при Временном правительстве.

Комуч возобновил деятельность местного самоуправления: в городах — городских дум, а в пределах губерний и уездов — земских собраний.

Низшей ступенью местного управления при комуче были: в деревнях — сход с функциями, предусмотренными прежним за­коном, с сельским старостой во главе, а в городах — кварталь­ные советы. Они разделялись на собственно квартальные (по уча­сткам — кварталам), районные и центральный совет кварталов. Каждый квартальный совет избирался на общем собрании жите­лей данного квартала обоего пола, достигших 20-летнего возрас­та, большинством голосов, сроком на 1 год; районный и центральный советы кварталов избирались соответственно кварталь­ными и районными советами (по два от каждого). Квартальные советы занимались жилищно-санитарными и продовольственны­ми делами, ведали самоохраной и культурно-просветительными мероприятиями. Для осуществления этих функций они избирали из своей среды председателя, секретаря, казначея, имели канце­лярию и разделялись на соответствующие секции. Центральному совету кварталов разрешалось ходатайствовать перед властью об издании обязательных постановлений и «о наложении взысканий на граждан за нарушение постановлений по самоохране».

На территории комуча развивался процесс организации и самоорганизации населения с целью попечительства о местных пользах и нуждах, организации представительства в органах го­сударственного управления и местного самоуправления. К таким организациям относились: «Общество инженеров и техников», «Техническое общество», «Фабричная инспекция», «Хлебный союз», «Самарский биржевой комитет», «Союз домовладельцев», «Общество фабрикантов и заводчиков», «Торгово-промышленное общество» и многие другие[264].

Однако на государственное строительство налагала отпеча­ток обострившаяся гражданская война. Сам комуч вынужден был расширять карательные функции своих ведомств, принять учас­тие в вооруженной борьбе. В сентябре 1918 г. «народная армия» потерпела ряд поражений от Красной Армии. 7 октября 1918 г. Самара была занята советскими войсками. Комуч бежал в Уфу, где еще 23 сентября уступил власть Уфимской директории. Со­вет управляющих ведомствами перешел на положение Областно­го Уфимского правительства. Комитет был переименован в Съезд членов Учредительного собрания. В декабре 1918 г. часть его членов была расстреляна в Омске белогвардейцами. Тогда же «съезд» и «совет» были окончательно упразднены.

В 1918 г. в ряде регионов также были предприняты попытки формирования демократических правительств под флагом уме­ренных социалистических партий.

2 августа 1918 г. в Архангельске было сформировано «социалистическое» правительство — «Верховное управление Северной области» под председательством народного социалиста Н.В. Чай­ковского. Правительство отменило декреты Советской власти, ликвидировало советские учреждения, приступило к денациона­лизации промышленности, торговли, флота, домовладений и банков, восстановило частную торговлю, пригласило союзников и начало формирование «славянско-британского легиона». Было арестовано 6 сентября белогвардейцами, но освобождено амери­канцами. 28 сентября Н.В. Чайковский в контакте с американ­ским дипломатом Д. Фрэнсисом сформировал «Временное пра­вительство Северной области». Однако социалистические элемен­ты были оттеснены от руководства правительством. С января 1919 г. главную роль в нем играл генерал Е.К. Миллер. 20 апре­ля 1918 г. правительство признало верховную власть Колчака.

Временное Сибирское правительство возникло 27 января 1918 г. в Томске в основном из эсеров. Его председателем стал эсер П.Я. Дербер, который одновременно являлся министром зем­леделия. В декларации правительство объявило о борьбе с Совет­ской властью, но сохраняло Советы как «классовые организации», на которые должно опираться Учредительное собрание, «об авто­номии Сибири» и непризнании Декрета о земле и др. В марте 1918 г. оно находилось в Харбине, вело переговоры с Колчаком, а 29 июня переехало во Владивосток, который был занят белочехами, в мае 1918 г. самораспустилось. Уполномоченные Сибир­ского правительства в Томске 23 июня 1918 г. создали новое об­разование — Западно-Сибирский комиссариат (председатель и министр иностранных дел эсер П. В. Вологодский). Правитель­ство пыталось вести преобразования в духе «демократической контрреволюции», но на деле подготовило приход колчаковской диктатуры. Оно было свергнуто Колчаком 18 ноября 1918 г. Власть перешла к белогвардейскому Омскому правительству.

Таким образом, «третий путь» в государственном строитель­стве повсеместно был прерван установлением власти или «белых», или «красных». Эти силы имели армии, значительные матери­альные ресурсы, их противоборство и определяло обстановку. Правительства в Поволжье, на Севере и в Сибири не устраивали буржуазию, она везде требовала установления твердой власти и добивалась этого. Стать всероссийской властью «третьей силе» не удалось.

С июля 1918 г. в Советской республике установилась одно­партийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предпри­няла попытку государственного переворота, решением V Всерос­сийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппози­ция в Советах. А между тем существование такой оппозиции спо­собствовало усилению политической и экономической активнос­ти самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные.

Однопартийность таила в себе огромную опасность[265]. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государствен­ных и общественных структурах, она перестала быть контроли­руемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у больше­виков сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды[266] и конференции. За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК (из них 59 пленумов, 95 — политбюро, 222 — оргбюро, 19 объединенных заседаний двух последующих орга­нов). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60—65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся[267]. Без обсуждения правящей парти­ей не решалась ни одна управленческая проблема.

В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Сове­тов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где с отчетами выступали руководители государства[268]. Всероссийские съезды Советов (а также областные, губернские, уездные и воло­стные) как органы государственной власти сыграли большую роль в управлении страной. Они обосновывали стратегию государствен­ного управления, его приемы и методы, формировали управлен­ческое сознание и волю населения, осуществляли передачу необ­ходимой информации на места. Народная власть обретала авто­ритет.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные прин­ципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным:

1. Единство Советов и их полновластие.

2. Партийное руководство.

3. Участие трудящихся масс в государственном управлении.

4. Демократический централизм.

5. Равноправие национальностей.

6. Единоначалие и коллегиальность.

7. Контроль и проверка исполнения.

8. Социалистическое планирование.

9. Социалистическая законность.

10. Постоянное совершенствование государственного аппарата.

11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами[269].

Вождь большевиков В.И. Ленин призвал превратить Советс­кую республику в единый военный лагерь, свести коллегиаль­ность «к самому краткому обсуждению только самых важных вопросов в наименее широкой коллегии, а практическое распоря­жение учреждением, предприятием, делом, задачей должно быть поручено одному товарищу, известному своей твердостью, ре­шительностью, умением вести практическое дело, пользующе­муся наибольшим доверием».

Председатель СНК РСФСР призвал не создавать новые государственные учреждения, а вести работу помощи войне «через существующие уже военные учреждения, путем их исправления, укрепления, расширения, поддержки». Он подчеркивал, что «безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло, которое грозит всем, не имеющим боль­шого опыта в деловой коллегиальной работе, и которое в воен­ном деле сплошь и рядом ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, многовластию, поражению»[270].

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. Числен­ность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г., до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г.

На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредствен­ное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР, утвержден­ное ВЦИК 30 сентября 1918 г., обязывало советские учреждения, организации и граждан рассматривать и удовлетворять требова­ния РВСР в первую очередь. Председателем являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентяб­ря 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало на разных эта­пах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий[271]. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военны­ми действиями. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны под пред­седательством В.И. Ленина, что завершило меры по организа­ции руководства Красной Армией. Новый орган власти и управ­ления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кав­каз. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной задачей в этих условиях было мобили­зовать все оставшиеся ресурсы на нужды Обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых, чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным ком­мунизмом.

Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в инте­ресах обороны. На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий (с 1 октября 1919 г.). Они управлялись на основании строгой централизации. Высшим ор­ганом управления промышленностью оставался ВСНХ; его струк­тура имела в этот период ярко выраженный военный характер (имелись отделы снабжения и нормирования, финансово-экономический, производственные отделы — горный, металла, тек­стильный и др.). Оперативное повседневное руководство пред­приятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в так называемых главных комитетах — главках (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1913 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями. Такая система цент­рализованного управления получила название «главкизма».

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку — отделу ВСНХ. Однако главное не в этом подчинении, а в том, что все экономи­ческие, т.е. денежные, отношения прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы. Рентабельность и себестоимость продукции теперь не имели значе­ния. Предприятия бесплатно получали от государства все необ­ходимое для производства, бесплатно отдавали готовую продук­цию. Такая система управления не могла остановить разруху, но смогла изолировать военную промышленность от влияния раз­рухи[272].

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах кото­рых в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли норми­рование труда и заработной платы, определяли размер продо­вольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, имевшая большое значение в осуществлении контроля за дея­тельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции[273].

В налаживании действенности государственных органов ва­жен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного конт­роля. Ленин предложил слить контрольные партийные учрежде­ния с контрольными советскими. Так был создан новый орган — ЦКК РКИ.

В ноябре 1920 г. советские войска освободили Крым от войск Врангеля. Этими событиями завершилась гражданская война, начался новый период в истории страны — восстановление на­родного хозяйства.

Руководители антибольшевистских сил потерпели поражение. И руководство, и «среднее звено» «белого» движения в 1918— 1920 гг. определенно проигрывали «красным» в моральном отно­шении. В борьбе «белых» присутствовал психологический над­лом, который углублялся невиданными физическими перегруз­ками. Не случайно Л.Г. Корнилов еще в 1917 г. не смог стать харизматическим лидером, также как не стал им и А.И. Деникин в 1918 и 1919 гг. В 1920 г. Деникин передал командование Врангелю. Причина его управленческой несостоятельности в том, что возвышению Деникина на юге способствовали в большей мере материальные ресурсы края и в меньшей мере его личные каче­ства, кроме того, руководители «белого» движения всегда лишь состояли на службе у государства, в то время как лидеры боль­шевиков, руководствуясь идеалами мировой революции, созда­вали новую государственность по всем правилам реального, а не декларативного великодержавия. Деятели «белого» движения про­играли не случайно. Они не сумели предложить России програм­му, которая могла бы увлечь народ и превзошла бы большевист­ское понимание будущего России[274].

Лидеры умеренных социалистических партий также не вы­двинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Ке­ренский, который по своему положению мог бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность даль­нейшей борьбы и уже в 1918 г. эмигрировал. Один из крупней­ших представителей рабочего движения дореволюционного и ре­волюционного времени — Г. В. Плеханов отрицательно воспри­нял Октябрь, но активно не выступил против Советской власти. После попыток принять деятельное участие в сплочении анти­большевистских сил в Поволжье и Сибири в конце 1918 г. уеха­ли виднейшие эсеры Н.Д. Авксентьев, бывший в октябре 1917 г. председателем предпарламента, и В.М. Чернов, являвшийся председателем Учредительного собрания. Б. В. Савинков руко­водил в начале гражданской войны белогвардейским подполь­ем. Но как эсер он не мог претендовать на роль лидера в белогвардейском лагере, где тон задавало монархистски настроен­ное офицерство[275].

Гражданская война — общенациональная трагедия. Ее воз­никновению способствовали мировая война, глубокий, затяжной имперский кризис. Вина за нее лежит на всей политической эли­те России независимо от ее оттенков. Она оказалась слишком слабой, не смогла выдвинуть лидеров общенационального мас­штаба, способных сплотить общество, не дать ему сорваться с исторических якорей. Вместо поиска путей к гражданскому согласию, стабильности она была занята внутренней борьбой, во­влекая массы в скрытое противостояние. Именно элита несет от­ветственность за трагедию страны, большинство населения кото­рой было неграмотно[276].

Большевики реализовали идеи Ленина о создании государ­ства диктатуры пролетариата. Они обеспечили ликвидацию раз­деления властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов (изначально возникших как объективный ответ широких слоев трудящихся на отстранение их от принятия жизненно важных решений).

За первые три года Советской власти численность управлен­ческого аппарата увеличилась почти в пять раз. Причина роста бюрократизма — ликвидация рыночных механизмов саморегули­рования и замена их огромными по количеству и непрофессио­нальными отрядами «новых управленцев», обеспечивающих реа­лизацию идеи всеобщего учета и контроля за производством и распределением[277]. В годы гражданской войны развивался процесс сращивания партийных и государственных структур. РКП(б) рас­пространила свое влияние на все сферы — экономику, культуру, семью, общество. В этих условиях любая попытка воспрепятство­вать ее контролю за общественным и политическим развитием расценивалась как саботаж.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему в 1917—1918 гг. в России утвердились три системы государ­ственной власти и управления?

2. Охарактеризуйте лидеров трех систем государственной власти Рос­сии.

3. Расскажите о процессе становления важнейших атрибутов советской государственности в 1917—1918 гг.

4. Дайте характеристику охранительно-государственной линии белого движения в 1917—1920 гг.

5. Вскройте сущность «третьего пути» в государственном строитель­стве.

6. Раскройте сущность большевистской системы управления в 1918— 1920 гг.

7. Почему в 1917—1920 гг. верх одержали большевики?

 

Рекомендуемая литература

Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы: политический и нравствен­ный облик (1917¾1920 гг.). М., 1998.

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917—1920. М., 1987.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1995.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы исто­рии. 1990. № 6¾12. 1991. № 1¾12.

Козлов А.И. Антон Иванович Деникин//Вопросы истории. 1995. № 10.

Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

Ленин В. И. Все не борьбу с Деникиным! // Полн. собр. соч. Т. 39.

Очерки истории экономики. М., 1993.

Поляков Ю.А. Гражданская война в России (поиски нового видения) // История СССР. 1990. № 2.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Глава 8

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.