Нарастание кризиса государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

и местного самоуправления

Кризисы Временного правительства

Кризис государственного управления разразился прежде все­го из-за неспособности Временного правительства за восемь ме­сяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обста­новку. В марте—октябре 1917 г. произошло четыре правитель­ственных кризиса:

I. Первое Временное правительство князя Г.Е. Львова просуществовало всего два месяца. Апрельский кризис, поводом для которого послужила нота Милюкова, привел к его отставке. 5 мая было сформировано первое коалиционное правительство, в кото­ром 10 мест было у буржуазных партий, 6 — у социалистов.

II. Первое коалиционное правительство просуществовало око­ло двух месяцев (5 мая — 2 июля). В июне оно пережило второй политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда. Большевики стремились использовать недовольство рабочих для проведения 10 июня антиправитель­ственной демонстрации. I Всероссийский съезд Советов (2— 24 июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. В состоявшей­ся демонстрации участвовало 500 тыс. человек под антиправи­тельственными лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 ми­нистров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Демонстрации прошли во многих городах России. В отличие от апрельского кризиса июньский не был ограничен рамками столицы, а носил всероссийский характер. 18 июня началось наступление на фрон­те, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну, но третий — июльский кризис оно не пережило.

III. Третий июльский кризис Временного правительства раз­разился 2 июля с выходом из правительства кадетов в знак про­теста против уступок украинским «сепаратистам». Кризис обо­стрился 3—4 июля в связи с расстрелом 500-тысячной мирной демонстрации в Петрограде (убито 56, ранено 650 человек), а также поражением русских войск на фронте и их отступлением. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е. Львова. Главой пра­вительства стал А.Ф. Керенский. Двоевластие закончилось поражением Советов. Казалось, укрепилось единовластие второго коалиционного правительства (8 капиталистов и 7 социалистов), однако и вторая коалиция просуществовала недолго (немногим более месяца — с 24 июля до 26 августа). Ситуация в стране раз­вивалась в сторону военной диктатуры.

IV. Четвертый кризис Временного правительства связан с мятежом Верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Кор­нилова, который 25 августа двинул войска на Петроград и потре­бовал отставки Временного правительства. Целью правого госу­дарственного переворота было: установление открытой военной диктатуры, разгром вооруженных рабочих отрядов и Советов. 27 августа министры-кадеты подали в отставку, выражая тем со­лидарность с Корниловым. Так разразился четвертый правительственный кризис, который продлился месяц (до 25 сентября, когда было сформировано третье коалиционное правительство). Вмес­те с августовским правительственным кризисом возник кризис политический, переросший в общенациональный и завершивший­ся переворотом слева.

Свою единоличную власть Керенский прикрывал Директо­рией (совет 5 министров, существовал с 1 сентября да 25 сентября).

25 сентября было сформировано третье коалиционное прави­тельство — десять мест у социалистов, шесть у «капиталистов» (министр-председатель и главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерении стать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии» 2 октября Временное правительство утвердило Положение о пред­парламенте, получившем наименование Временного Совета Рос­сийской республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но был превращен в совещательный орган при прави­тельстве. 7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концент­рировалась в руках большевистского Петросовета.

25 октября Керенский завил, что Петроград находится в со­стоянии восстания. Предпарламент выступил с требованием по­давить его, но перевес сил в Петрограде был на стороне восстав­ших. Вскоре министры Временного правительства были препро­вождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.

 

Кризис правящих партий

Произошедший осенью раскол правящих партий эсеров и меньшевиков (они занимали большинство министерских постов) был проявлением кризиса государственного управления. Этот раскол отражал процесс левения масс, их отход от партий демо­кратического социализма к большевикам.

Самая многочисленная российская партия — социалистов-революционеров (лидер В.М. Чернов) летом 1917 г. насчитывала в своих рядах более 500 тыс. человек, имела организации в 63 гу­берниях, на фронтах и флотах. Но она раскололась осенью 1917 г. Из нее вышли левые эсеры, которые на I съезде 19—27 ноября 1917г. образовали партию левых социалистов-революционеров интернационалистов (лидеры Б.Д. Камков, М.А. Натансон, М.А. Спиридонова).

Партия меньшевиков насчитывала в августе 1917 г. 193 тыс. человек.

Свидетельством кризиса партии меньшевиков (официальное название РСДРП (объединенная)) было оформление в самостоя­тельную партию левого крыла меньшевизма — внефракционных социал-демократов, группирующихся вокруг газеты «Новая жизнь». В октябре 1917 г. они провели Всероссийскую конференцию, на которой было представлено свыше 4 тыс. членов их организа­ций, а в январе 1918г. — I съезд, провозгласивший создание РСДРП (интернационалистов). Лидеры Л. Мартов, Ю. Ларин, А.С. Мартынов и др.

Раскол правящих партий прокатился по всем их организаци­ям страны, проявился среди партийцев и в органах государствен­ной власти и управления, свидетельствуя об их кризисе.

 

Распад общественных исполнительных комитетов

и дискредитация института правительственных комиссаров

В 1917 г. Россия представляла собой огромное государство с разветвленной и сложной системой управления. В 1917 г. в ней числилось 78 губерний, 21 областей и 2 округа. Губернии дели­лись на 679 уездов, а области — на округа и отделы. Уезды в свою очередь состояли из волостей. В первые недели марта 1917г. общественные исполнительные комитеты быстро распространи­лись по всей стране и действовали на губернском (областном и окружном), уездном, волосном и даже сельском уровнях. Это был орган власти и управления на местах, который вобрал в себя представителей всех организаций и учреждений, признающих революцию, и максимально полно отражал волю всех слоев на­селения. На общественные исполнительные комитеты опирались комиссары Временного правительства (имевшие права упразднен­ных губернаторов). Весной — летом 1917 г. наблюдался подъем деятельности комитетов, однако к осени 1917 г. их роль начала ослабевать отчасти из-за отсутствия необходимого финансирова­ния.

Профессор Г.А. Герасименко считает общественные испол­нительные комитеты выразителями интересов средних слоев го­рода и деревни. Он пришел к выводу: «Социальная дифференци­ация общества и обострение политической борьбы вели к поля­ризации сил между левыми и правыми флангами за счет демок­ратического стана. Из общественных исполнительных комите­тов стали уходить и леворадикальные, и буржуазно-помещичьи элементы. Организации и учреждения, базировавшиеся на широких слоях населения, теряли под собой почву и ослабевали... Основная масса общественных исполнительных комитетов к мо­менту решающей схватки за власть была ликвидирована»[250].

К осени был дискредитирован институт правительственных комиссаров, назначенных Временным правительством по рекомен­дации партии кадетов. К маю 1917 г. было 57 губернских и 353 уездных комиссара, в основном кадеты и октябристы. В расшаты­вании власти комиссаров главную роль сыграли социалистические партии, прежде всего меньшевики и эсеры. Они решили заменить назначенных комиссаров на «правильно» избранных (т.е. на осно­вании всеобщего избирательного права). С весны до осени 1917 г. они вели кампанию против «назначенных» и невольно, таким образом способствовали ослаблению власти центра на местах. Во многих местах к осени 1917 г. меньшевики и эсеры сменили преж­де назначенных комиссаров. Однако этот институт власти был ос­лаблен и дезорганизован. В дискредитации власти комиссаров ро­ковую роль сыграл и продовольственный кризис (комиссары, как правило, возглавляли местные продовольственные органы). Мас­сы населения возлагали на них ответственность за начавшийся в стране голод, дороговизну, растущую анархию.

 

Нарастание советизации России и кризис земского

и городского самоуправлений

К октябрю 1917 г. Россия покрылась густой сетью Советов (по неполным данным, их насчитывалось 1429). Усиление вла­ствования Советов определялось ослаблением органов власти Временного правительства. Для развития Советов в городах при­годились навыки самоуправления, приобретенные рабочими в условиях капиталистической фабрики — больничные и страхо­вые кассы, кооперативы, профсоюзы, советы старост, воскрес­ные школы. Сила Советов была не только в них самих, но и в системе тех общественных организаций, которые они представ­ляли (солдатские комитеты, профсоюзы, рудкомы, советы ста­рост, фабзавкомы и др.).

Советы крестьянских депутатов формировались на традици­ях русской крестьянской общины. Она являлась, как известно, поземельной соседской организацией мелких непосредственных производителей, экономическим объединением и низшей адми­нистративной единицей. Регулирование внутриобщинных отно­шений производилось на основе заложенных в общине принци­пов общественной организации, нашедших выражение в неписа­ном обычном праве. Эти принципы были базисными как для всего крестьянского мира, так и для отдельных членов общества: кол­лективизм, сход, авторитет старосты, взаимная поддержка и выручка, артельная форма труда, социальная справедливость. Основными органами сельского общественного управления были сельский сход (в 1917 — съезд депутатов Советов), сельский ста­роста и его заместители: полевые, лесные, сенокосные (в 1917 г. — президиум Совета, исполком). Общинные традиции проявились особенно значительно в работе низовых Советов.

Временное правительство противопоставляло Советам мест­ные органы самоуправления (губернские и уездные земские со­брания, городские думы и их управы, которые были созданы на территории всей России, а ранее отсутствовали в национальных окраинах). Роль самоуправления все больше брали на себя Советы, а введенные летом 1917 г. в волостях и национальных окраи­нах земства не успели развиться. «В деревне ситуацию могло спа­сти укорененное всесословное земство, — отмечали П.В. Волобуев и В.П. Булдаков, — но такое редко где существовало; от­сутствовала также сбалансированность самоуправления различ­ного уровня (от губернского до волостного). В этих условиях ре­альной низовой властью становились сельские сходы... »[251]

Углублению кризиса органов местного самоуправления спо­собствовал ряд обстоятельств:

1) осенью 1917 г. они сильно политизировались, начали отхо­дить от своих непосредственных функций заботы о нуждах населения, теряли связь с избирателями, с народом;

2) в дни корниловского мятежа на городские думы пала тень причастности к его организации и сочувствия корниловцам. По крайней мере вопрос о роли кадетов-гласных в организа­ции мятежа обсуждался в муниципалитетах, Советах и по­всеместно. Выступление кадетов на стороне корниловских мятежников — одна из причин того, что не городские думы, а Советы стали центрами борьбы с корниловщиной (при них возникли «Ревкомы — Комитеты спасения Родины и рево­люции»).

 

* * *

В феврале—октябре 1917 г. Временное правительство начало перестройку государственного управления страной.

В четырех составах правительства участвовало 38 человек, принадлежащих к десяти различным партиям и течениям. Уже по этой причине в условиях острого кризиса правительство не смогло стать союзом борцов-единомышленников, а было ареной борьбы различных политических партий и течений. Осенью 1917 г. распался правящий Россией блок двух блоков: блок буржуазии и помещиков и блок этого блока с блоком меньшевиков и эсеров. Борьба в правительстве между «капиталистами» и «социалиста­ми» мешала слаженной работе, ослабляла правительство. Каждые два месяца почти полностью менялся его состав (во все че­тыре состава правительства входили лишь два министра из 38 — А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко). Естественно, что никакой серьезной перспективной работы правительство выполнять не могло. Главная линия его работы — быть посредником в противоборстве различных политических и социально-экономических сил — требовала огромного количества кадров управленцев. Ми­нистры Временного правительства были готовы к выполнению своих обязанностей, имели необходимую подготовку, однако про­явить себя государственными деятелями не смогли в силу ряда причин (общая разруха, усиление вызванных войной антипра­вительственных настроений населения и др.). Правительство не имело необходимой опоры на местах. Осенью 1917 г. распались комитеты общественных организаций, давшие массовую поддер­жку правительству весной. Был дискредитирован институт пра­вительственных комиссаров. Управлявшая на местах номенкла­тура партии эсеров раскололась, как и сама партия эсеров, на две партии — правых эсеров (В.М. Чернов) и левых эсеров (М.А. Спи­ридонова). Администрация А.Ф. Керенского изжила себя, не су­мев выработать антикризисного управления.

Пиковая точка глубокого и затяжного имперского кризиса, начавшегося в России на пороге XX в., еще не прошла. Отчетли­во проявлялся главный признак этого кризиса — десакрализации власти — потеря ее священности и авторитета. Свою ненависть к царской власти население перенесло на власть Временного пра­вительства.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему самодержавная управленческая элита быстро отошла от поддержки царя и легко приняла буржуазно-демократический строп?

2. В чем проявился раскол общества весной 1917 г.?

3. Было ли в России 1917г. двоевластие. Когда оно завершилось?

4. Дайте характеристику механизму управления новой Россией.

5. Назовите реформы, которые удалось провести Временному правительству, и какие преобразования оказались неосуществленными?

6. Охарактеризуйте премьеров Временного правительства Г. Е. Львова и А.Ф. Керенского как управленцев.

7. Назовите главные проявления кризиса государственного управления и местного самоуправления осенью 1917 г.

 

Рекомендуемая литература

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996.

Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подхо­ды к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5—6.

Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: обществен­ные исполнительные комитеты. М., 1992.

Герасименко Г. А. Трансформация власти в России в 1917 г. //Отечественная история. 1997. № 1.

Герасименко Г.А., Гусев К. В. и др. Александр Федорович Керенский. М., 1996.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3.

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март— апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.

Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отечественная история. 1992. № 5.

Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы //Вопросы истории. 1994. № 6.

Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 г. Международный семинар историков... // Отечественная история. 1999. № 4.

Ленин В. И. Три кризиса. Полн. собр. соч. Т. 32.

Ленин В. И. Уроки революции. Полн. собр. соч. Т. 34.

Минц И. И. История Великого Октября. Т. 1. М., 1967; Т.2. М., 1968; Т. 3. М., 1994.

Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. M., 1994.

Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история. 1994. № 1.

Сенин А. С. Александр Иванович Гучков. М., 1996.

Спирин Л.М. Россия 1917 год. Из истории борьбы политических партий. М,, 1987.

Старцев В. И. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990. № 16.

Старцев В. И. Крах керенщины. М., 1982.

Старцев В. И. Революция и власть. М., 1978.

Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1—4. М., 1991.

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.