Пояснительная записка
Творческая деятельность человека – это создание чего-то нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности теснейшим образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности нашего мозга, которая является механизмом воображения.
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений. Этот процесс основан на познании свойств объектов и преобразовании этих свойств. Поэтому при всей разновидности методов развития воображения, они имеют общую модель:
Объект - Преобразование признака или его значения - Новый объект
Пример создания фантастического объекта по данной модели:
Кот (объект) - говорит (добавлен признак человека) - говорящий кот (новый объект)
Кот (объект) - без цвета (убран признак цвета) - прозрачный кот (новый объект)
Кот (объект) - все части тела сменили форму и стали круглыми (преобразование значения признака формы) - кот, составленный из шариков (новый объект - Шарокот).
Умение манипулировать признаками объекта и их значениями необходимо человеку при решении творческих задач. Работа с данной моделью способствует развитию воображения и является первым шагом при формировании творческих способностей человека в целом.
Уже в раннем детстве можно заметить возникновение творческих процессов, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности.
Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка, складывается и развивается постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.
1. Произвольность (активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное, и воли, которая помогает “удержать” и довести творческую деятельность до конца.
Поэтому перед педагогом ставятся следующие задачи:
· формирование произвольного воображения,
· формирование мотивационного поля,
· развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.
Непроизвольность характеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.
2 . Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующее от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом).
Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:
· организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;
· расширение информационного фонда ребенка.
3. Уровни творческого воображения:
Первый уровень - представление объектов или процессов, существующих в опыте ребенка.
Второй уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте дошкольника, но у него имеется достаточно полная информация о них из разнообразных источников (телевидение, рассказы очевидцев, чтение литературы и т.д.).
Третий уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте ребенка и информации о них крайне мало.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
· организация работы по увеличению заданий, требующих от ребенка второго и третьего уровней творческого воображения;
· расширение информационного фонда ребенка, которое позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности;
· организация длительных наблюдений объекта или процесса с подробным обсуждением;
· создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств.
4. Показатели вариативности и подробности воображаемого объекта.
Об уровне развития воображения можно судить по показателям вариативности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и подробности (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимосвязи).
При развитии уровня подробности воображаемого образа целесообразно использовать модель описания объекта по набору признаков: функция, составляющие части, материалы, размер, форма, цвет, окружение фантастического объекта, история его возникновения и возможности дальнейшего развития.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
· организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта;
· выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта о нем с большой степенью подробности.
5. Показатель оригинальности.
Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
· создание условий работы в группе (предоставление детям возможности выслушать ответы других и выбрать самый необычный объект из предложенных);
· создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга, доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей.
6. Показатель толерантности характеризуется степенью открытости творческому продукту, созданному другим.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
· создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга,
· учить радоваться чужим успехам,
· приучать уважительно относиться к мнению других детей.
Для определения уровня творческих работ детей разработаны правила, в основе которых лежат идеи Г. С. Альтшуллера и М. С. Гафитулина.
Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Используя данные правила, педагог имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой детской работы по тому или иному показателю развития творческого воображения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.