Правило 1
Уровень оригинальности работы определяется на основе сравнения с работами других детей в группе, выполняющих это же задание.
ПР.: дети старшей группы по заданию воспитателя рисовали разные виды транспорта будущего. Все воспитанники группы нарисовали какие-либо механизмы, имеющие обязательно колеса или крылья. Один из детей изобразил движущийся подземный тоннель как средство перемещения людей. Эту работу можно считать оригинальной в рамках данной темы, так как аналогичного решения не было ни у одного ребенка группы.
Правило 2
Оригинальность определяется по четырем основным критериям:
· новизна;
· убедительность;
· гуманность;
· художественная ценность на доступном для дошкольника уровне.
Характеристика каждого критерия дается в правилах 3, 4, 5, 6 соответственно.
Правило 3
Используя критерий новизны для оценки детской творческой работы, необходимо учитывать уровни.
Первый уровень: прототип аналогичен ранее высказанному или сделанному кем-либо (в сюжете, ситуации, рисунке, лепке и т.д.).
ПР.: тема “Дом, который я никогда не видел”; к первому уровню относятся рисунки домов, встречающихся в опыте ребенка, с разнообразными по цвету и форме деталями.
Второй уровень: прототип изменен, но отсутствует качественно новая идея. Ребенок произвел некоторую модификацию объекта без значимого изменения.
ПР.: изображение дома, необычного по форме, цвету, деталям (дом круглый или окна в виде силуэта мишки) и т.д.
Третий уровень: прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.
ПР.: сам дом “прячется” в других предметах (дом в виде торта или телевизора); дом в необычной среде обитания и не типичный для жителей (дом для муравьев под водой в виде улья).
Четвертый уровень: какой-либо прототип отсутствует, появляется совершенно новая идея в данной ситуации.
ПР.: дом представлен как абстрактное понятие (неизвестная планета - дом для всего инопланетного населения).
Правило 4
Используя критерий убедительности для оценки детской творческой работы, необходимо учитывать уровни:
Первый уровень: вымышленная идея (сюжет, ситуация и т.д.) только фиксируется, но не раскрывается и не обосновывается.
Второй уровень: ребенок с достаточной степенью достоверности объясняет, как появился фантастический образ, за счет чего существует и с чем или кем взаимодействует. Идет установка причинно-следственных связей между воображаемыми образами. Ребенок описывает или изображает ситуацию взаимодействия между ними.
Правило 5
Критерий гуманности предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного объекта с окружающим миром с точки зрения созидания.
Правило 6
Критерий художественной ценности творческого продукта определяется уровнем использования изобразительно - выразительных средств, доступных дошкольнику.
ПР.: при описании фантастического животного ребенок использовал необычные сравнения (“...голос у Кирга похож на шелест песка, когда его ветер тревожит”...); при лепке на тему “Необычная посуда” ребенок использовал множество мелких деталей для украшения поверхности.
Правило 7
Педагогом может вводиться субъективный критерий, бездоказательно основанный на личной оценке: «Мне очень нравится твоя работа, но я не могу объяснить почему».
Правила оценки созданного ребенком творческого продукта позволяют не только определить, на каком уровне находится воображение ребенка, но и дают возможность поощрять детскую индивидуальность и творчество, что в свою очередь формирует у него устойчивый интерес к созданию нового.
Психолого-педагогические исследования имеют различные точки зрения на создание условий для развития воображения у детей. Некоторые авторы считают, что педагоги должны лишь стимулировать творческие процессы средствами изобразительной деятельности. Другие считают, что уровень воображения повышается тогда, когда создается специальный эмоциональный настрой детей на творческую деятельность. Многие исследователи склонны утверждать, что ребенка можно научить создавать воображаемые образы.
Мировой фонд методов развития воображения и производных от них насчитывает около 70 единиц. Главной целью этих методов является снятие психологической инерции у человека, создающего какой-либо творческий продукт.
В разделе «Методы развития воображения детей дошкольного возраста» описаны методы, которые адаптированы к условиям работы в детском саду.
Каждому методу посвящается отдельный параграф, который структурирован следующим образом:
- описание метода;
- основная цель, которая достигается с помощью данного метода;
- технологическая цепочка проведения тренинга;
- методические рекомендации по проведению тренингов для детей разного возраста;
- ожидаемые результаты;
- игры и творческие задания на основе данного метода.
Глава 1 "Круги Луллия"
Описание метода
Раймондо Луллий (14 век н.э.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги были разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Раймондо Луллий на каждый сектор ставил свое обозначение. Это были и рисунки, и слова, и даже целые изречения. Любой желающий мог с помощью комбинаций получать какой-либо текст.
В дошкольном учреждении целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. К кругам на общий стержень добавляется стрелка, которая показывает соединение секторов.
Круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве приспособления для ознакомления с окружающим миром, развития речи, математике и др.
Цел и:
· уточнять знания дошкольников в различных предметных областях;
· развивать вариативность воображаемых образов.
Технологическая цепочка проведения тренинга :
1. Обозначаются какие-либо объекты на всех кругах картинками или знаками.
ПР.: на первом круге - объекты растительного мира (деревья: сосна, яблоня, и др.); на втором - места произрастания каких-либо растений (поле, лес, болото и т.д.), на третьем– плоды (апельсины, сливы и т.д.).
2. Ставится задача тренинга.
ПР.: выбрать объект растительного мира и объяснить, как он может расти, в каком-либо месте и какие давать такие плоды. Достаточно достоверно объяснить полезность данного фантастического преобразования.
3. Раскручиваются круги, ставится стрелочка над пересечением трех секторов и обозначается словом получившиеся сочетания.
ПР.: береза – болото - апельсины.
4. Составляется рассказ на основе фантастического преобразования.
ПР.: доказывается, как хорошо иметь такую чудесную березу в унылой болотной местности и каким обитателям леса особенно нравится, что на ней есть апельсины.
5. Организуется практическое занятие по итогам преобразования.
Методические рекомендации по проектированию и проведению
Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.