ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачу развития Р.Хавигхерст определяет как такую задачу, успешное и своевременное решение которой делает человека счастливым и облегчает решение задач развития последующих возрастов. Неуспех в решении задач развития ведет к ощущению несчастливости, к общественному осуждению и сложностям в решении будущих задач развития, которые лежат на полпути между требованиями общества и потребностями индивида.

Главной задачей развития в отрочестве Р. Хавигхерст считает задачу самоопределения в сферах общечеловеческих ценностей, общения людей и отношения человека и Бога. Остальные задачи развития вторичны по отношению к этой:

— Освоение «нового тела», физиологическая и психологическая

полоидентичность.

— Развитие абстрактного мышления.

— Приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола.

—Становление новых, более независимых отношений в семье:

уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке.

— Выработка жизненной философии, системы ценностей.

— Постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: «На что я годен?»

Я не нашла в работе Р.Хавигхерста вопроса: «КТО ставит перед подростком все эти задачи развития?» Принимая перечень этих задач как эмпирически точный, хотя, как всякий эмпирический список, открытый, неполный, я полагаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы помочь отрокам в начале подросткового возраста поставить эти задачи самостоятельно.

61

СЛОБОДЧИКОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ:    '

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Желание обобщить все современные знания о стадиальности психического развития человека в единой периодизации, схватыва­ющей как разные стороны процесса развития, так и его механизмы, не оставит психологов безразличными до тех пор, пока подобная синтетическая картина не будет построена. Для психологии развития инструмент такой универсальности мог бы выполнять ту же роль, что эволюционное древо в биологии или таблица Менделеева в химии: роль предсказателя пустот. Если общая схема, карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том образовательном пространстве, которое мы строим для обеспечения оптимального, с точки зрения определенных культурных ценностей, режима развития детей и взрослых разных возрастов. Попытки Дж.Ловингер и Р.Хавигхерста построить син­тетические периодизации развития через механическое соединение отдельных, уже изученных сторон развития представляются не­удачными, ибо даже сколь угодно полная сумма позитивных знаний не обладает предсказательной силой. Ясно, что в основу новой пери­одизации должно быть положено предельно общее понятие, одно­временно схватывающее две стороны развития: его объект и источ­ник, то есть ЧТО развивается и КТО (какая сила) движет развитие.

В.И. Слободчиков предположил, что таким предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри которой «...образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), то есть быть самобытным» (Слободчиков, 1991, с. 43).

62

»

Корни этой дерзкой гипотезы уходят в представление Л.С. Выгот­ского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об интерпсихическом, находящемся между людьми и никому лично не принадлежащем, пространстве как месте зачатия, вынашивания и рождения любой человеческой способ­ности. В школе Выготского человеческие общности были , осмыслены как живые органы психических способностей (Ф.Т. Михайлов), как каналы, связующие человека с теми пластами культуры, в которых данные способности опредмечены. Если человек не попадает в определенную общность или выпадает (выпихивается) из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способно­сти, развитие которых обеспечивается через данный канал. С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для существования внутри этих общностей, их преобразования и создания новых, в частности — формальный и социальный интеллект, мораль, эмоциональность и пр. Перио­дизация В.И. Слободчикова и представляет собой эскиз такой карты. Чтобы ее прочитать, необходимо ввести некоторые условные

обозначения.

1. Форма и содержание совместной деятельности

Каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности, ее предметом. Способ «совмест­ного держания» (со-держания) этого предмета, то есть характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров определяет форму совместности, характерную для

данной общности.

63

В построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое: ребенок (отрок, юноша, взрослый, старец) и его партнер. Смена формы и содержания общности, вхождение в новую общность сопровождается и сменой партнера. Смена партнера не обязательно означает, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, например, мама, но в какой-то новой позиции.

Перечислим основные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как субъекта — участника, хозяина, творца этих общностей. В.Слободчиков выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъектности.

На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым — мамой или взрослым, выполняющим материнские функции строит общение, не опосредствованное орудиями, предметами, знаками культуры. Эту уникальную, в силу своей непосредственности, форму общности, выстраиваемую в живой телесности партнеров общения, В.Слободчиков назвал ступенью ОЖИВЛЕНИЯ, имея в виду как знаменитый «комплекс оживления» — главное эмоци­ональное событие этой ступени, так и то, что ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную, психосомати­ческую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.

На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения и в плане совместных имитационных предметных действий с реальным партнером, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Эту ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями В. Слободчиков назвал ступенью ОДУШЕВЛЕНИЯ, вовсе не имея в виду отсутствие душевной жизни на первой ступени, но подчеркивая, что именно здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений.

На третьей ступени партнером ребенка — отрока, юноши стано­вится общественный взрослый, воплощенный в системе социаль­ных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере,

64

наставнике, вместе с которым растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного соз­нания — в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Эту ступень развития субъекта человеческих общностей В. Слободчиков назвал ступенью ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ, акцентируя момент принятия персональной ответственности за свое будущее.

На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе развития) все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения) опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. «Общественными» эти идеалы и ценности являются по материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из наличного языкового материала, но не сводятся к нему. Индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

В названии и основных характеристиках последней, пятой ступени В.Слободчиков идет по стопам Э. Эриксона, Л.Кольберга и других психологов романтического толка, допускающих существование высших уровней духовного развития, даже не имея статистически надежных эмпирических свидетельств их существо­вания. УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ или выход «за пределы сколь угодно развитой индивидуальности» (Слободчиков, 1991, с. 48) есть одновременно вход в пространство общечеловеческих, экзистенци­альных ценностей, соучастником в построении которых и собеседником в осмыслении которых становится Богочеловечество,

Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.