Возрастные периодизации ДБ.Эльконина и Э.Эриксона пытаются ответить на вопрос: «КАХ, за счет каких механизмов происходит психическое развитие"!» В периодизациях Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Р.Селмана, Г.Дюпона решается вопрос: «ЧТО развивается (формальный интеллект, моральное сознание, социальный интеллект, эмоции)?» В следующих трех периодизациях решается новый вопрос: «КТО развивается?»
Интегративную структуру, которая является вместилищем душевной жизни, Джейн Ловингер назвала «ЭГО» и описала основные этапы эго-развития (см схему 6), пытаясь соединить четыре, с ее точки зрения, наиболее существенные стороны единого процесса развития. Дж. Ловингер сознательно отказалась от указания каких бы то ни было временных или возрастных определений выделенных ею стадий. Вопрос о среднестатистическом возрасте каждого периода развития она считает некорректным, предпочитая задаваться вопросом об условиях, облегчающих и затрудняющих достижение каждой следующей ступени. Вероятно, в любом возрасте, начиная с подросткового, можно найти людей с преобладанием того или иного уровня эго-развития (по Ловингер): 60-летние «конформисты» и 16-летние «индивидуалисты» — явление достаточно распространенное. Людей,
58
остигших уровня «автономности» и тем более «интегральности» ,вообще чрезвычайно мало, но знакомство с нравственно одаренными личностями показывает, что сей «спасенья верный дуть и тесные врата» не является исключительным уделом старцев.
Схема 6. Основные этапы эго-развития по Дж. Ловингер
Принимая или критикуя интегративную схему развития, предложенную Дж. Ловингер, нельзя отмахнуться от поставленной ею проблемы: каждый уровень развития может оказаться для растущего человека последним. В любой точке возможно прекращение развития и выход на плато. Достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится личностным типом человека. Не случайно в жизни встречаются стареющие подростки, вечные дошкольники, седовласые младенцы... При этом прорыв к высшим уровням блокируется не столько изнутри — в связи с дефектностью каких-либо психологических функций, сколько ^внешними обстоятельствами, среди которых одно из основных — отсутствие психологического образования.
Общество создало разветвленную систему образования, полагая, что обучение детей таким, к примеру, культурным навыкам как счет, письмо, чтение не стоит полностью перекладывать на плечи родителей. А вот обучение азам общения, самопознания, азбуке эмоций считается монополией семьи. Если отнестись к этому факту по-деловому, как к досадному, но преодолимому недоразумению, то небходимо прежде всего составить перечень задач психологического образования. Таковым, в качестве рабочей гипотезы может послужить перечень задач развития, составленный Робертом Хавигхерстом.
60
РОБЕРТ ХАВИГХЕРСТ:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.