ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

: Социальным интеллектом назван тот «инструмент» психики, ко­торый обеспечивает человеку ориентацию в социальной действи­тельности. По мере развития социального интеллекта ориентация |йа внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики Поступков сменяются ориентацией на внутренние, не всегда

осознаваемые мотивы поступков.

Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социаль­ного интеллекта. Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические и внешние, физические Принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства SUpyrax людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка. Первая стадия развития социального интеллекта — стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира — сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию. На Третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10—12 лет), начинается Понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; пред­ставление о человеческом взаимодействии структурируется,

51

Схема 4. Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу

Уровень   Ста­дия   Возраст (в гг.)   Основания морального выбора   Отношение к идее са­моценности человече­ского существования  
Прекон-венцио-нальный   0   0—2   делаю то что мне приятно   —  
    1   2—3   подчиняюсь прави­лам, чтобы избежать наказания   ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет  
    2   4—7   делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты — мне, я — тебе»   ценность человеческой жизни измеряется удо­вольствием, которое ребенку доставляет это! человек  
Конвен­циональ­ный   3   7—10   поступаю так,чтобы избежать неодобре­ния, неприязни ближ­них, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хоро­шей девочкой»   ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот чело­век симпатизирует ре­бенку  
    4   10-12   поступаю так, чтобы избежать неодобре­ния авторитетов и чувства вины; вы­полняю свой долг, подчиняюсь прави­лам   жизнь оценивается как сакральная, непри­косновенная в катего­риях моральных (пра­вовых) или религиоз­ных норм и обязаннос­тей  
Пост-конвен-циональ-ный   5   после 13   поступаю согласно собственным прин­ципам, уважаю прин­ципы других людей, стараюсь избежать с амоосуждения   жизнь ценится и с точ­ки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь  
    6   после 18   поступаю согласно общечеловеческим, универсальным прин­ципам нравственнос­ти   жизнь рассматривает­ся как священная с по­зиции уважения к уни­кальным возможнос­тям каждого человека  

 

52

выстраивается в систему/Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных,уровней человеческой близости и умение, или способность, учиться способам построения отноше­ний на разных уровнях близости.

Для достижения этого высшего (по Р. Селману) уровня развития

социального интеллекта желательно, но не обязательно," чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развитдя (по Ж. Пиаже), так как между способностью решать формально­логические и социальные задачи не существует строго однознач­ного соответствия. Так, дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в текстах Пиаже, но не справляются с текстами Селмана, измеряющими уровень

развития социального интеллекта.

Когда знакомишься со сделанным Р. Селманом описанием

социального развития, то возникает ощущение, что речь идет о некем социальном растении, стадии развития которого генетически запрограммированы. Приходится напоминать себе, что в культурном развитии слишком много искусственных, извне организуемых процессов, чтобы его можно было описывать в неопределенно-личной модельности: «начинается понимание», «складывается структура»... Когда понимание какого-либо нового явления, например, системы человеческих взаимоотношений, возникает у человека как бы само собой, то мы говорим об особой одаренности этого человека, о его (ее) всегда редких способностях самостоятельно, без специального обучения открывать и осваивать способы решения качественно нового класса задач. Понятно, что в условиях специального обучения анализу человеческих отношений открыть и освоить способы решения социальных задач могут многие люди, а не только «особо одаренные». Но этому НАДО целенаправленно учить, не уповая на то, что сама стихия жизни является обучающей средой. Стихийный поток общения одних людей выносит на глубину познания, а других может на всю жизнь прибить к примитивным формам человеческого взаимодействия.

53

Схема 5. Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману

Основная характерис­тика отно­шений  

Области социального взаимодействия

 

    Понима­ние себя   Близкие дружеские отношения   Отношения в группе сверстников   Отношения с родителями  
0. Эгоцент­ризм   недиффи-ренциро-ванная пси­хофизиоло­гическая целостность   случайные, неустойчи­вые игро­вые кон­такты   вещно-телес-ные связи   прагматизм  
1. Субъек­тивизм   выделение своих наме­рений, чувств, мыс­лей   односторон­няя помощь   несимметрич­ные отноше­ния   авторитар ность  
2. Рефлек­сивность   само-позна-ние   сотрудни­чество   партнерство   эмоциональное взаимопонима­ние  
3. Взаим­ность   устойчивая самоиден­тичность   взаимный обмен лич-ностно зна­чимыми со-держаниями   гомогенная группа   личная ответст­венность  
4.Глубина   интегриро­ванная сис­тема раз­личных «Я-состояний»   доброволь­ная взаимо­зависимость самосто­ятельных личностей   плюралисти­ческая орга­низация      

 

54

ГЕНРИ ДЮПОН:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 271.