: Социальным интеллектом назван тот «инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. По мере развития социального интеллекта ориентация |йа внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики Поступков сменяются ориентацией на внутренние, не всегда
осознаваемые мотивы поступков.
Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта. Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические и внешние, физические Принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства SUpyrax людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка. Первая стадия развития социального интеллекта — стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира — сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию. На Третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10—12 лет), начинается Понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представление о человеческом взаимодействии структурируется,
51
Схема 4. Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу
Уровень | Стадия | Возраст (в гг.) | Основания морального выбора | Отношение к идее самоценности человеческого существования |
Прекон-венцио-нальный | 0 | 0—2 | делаю то что мне приятно | — |
1 | 2—3 | подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания | ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет | |
2 | 4—7 | делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты — мне, я — тебе» | ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет это! человек | |
Конвенциональный | 3 | 7—10 | поступаю так,чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» | ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку |
4 | 10-12 | поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам | жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей | |
Пост-конвен-циональ-ный | 5 | после 13 | поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать с амоосуждения | жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь |
6 | после 18 | поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности | жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека |
52
выстраивается в систему/Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных,уровней человеческой близости и умение, или способность, учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.
Для достижения этого высшего (по Р. Селману) уровня развития
социального интеллекта желательно, но не обязательно," чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развитдя (по Ж. Пиаже), так как между способностью решать формальнологические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия. Так, дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в текстах Пиаже, но не справляются с текстами Селмана, измеряющими уровень
развития социального интеллекта.
Когда знакомишься со сделанным Р. Селманом описанием
социального развития, то возникает ощущение, что речь идет о некем социальном растении, стадии развития которого генетически запрограммированы. Приходится напоминать себе, что в культурном развитии слишком много искусственных, извне организуемых процессов, чтобы его можно было описывать в неопределенно-личной модельности: «начинается понимание», «складывается структура»... Когда понимание какого-либо нового явления, например, системы человеческих взаимоотношений, возникает у человека как бы само собой, то мы говорим об особой одаренности этого человека, о его (ее) всегда редких способностях самостоятельно, без специального обучения открывать и осваивать способы решения качественно нового класса задач. Понятно, что в условиях специального обучения анализу человеческих отношений открыть и освоить способы решения социальных задач могут многие люди, а не только «особо одаренные». Но этому НАДО целенаправленно учить, не уповая на то, что сама стихия жизни является обучающей средой. Стихийный поток общения одних людей выносит на глубину познания, а других может на всю жизнь прибить к примитивным формам человеческого взаимодействия.
53
Схема 5. Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману
Основная характеристика отношений | Области социального взаимодействия
| |||
Понимание себя | Близкие дружеские отношения | Отношения в группе сверстников | Отношения с родителями | |
0. Эгоцентризм | недиффи-ренциро-ванная психофизиологическая целостность | случайные, неустойчивые игровые контакты | вещно-телес-ные связи | прагматизм |
1. Субъективизм | выделение своих намерений, чувств, мыслей | односторонняя помощь | несимметричные отношения | авторитар ность |
2. Рефлексивность | само-позна-ние | сотрудничество | партнерство | эмоциональное взаимопонимание |
3. Взаимность | устойчивая самоидентичность | взаимный обмен лич-ностно значимыми со-держаниями | гомогенная группа | личная ответственность |
4.Глубина | интегрированная система различных «Я-состояний» | добровольная взаимозависимость самостоятельных личностей | плюралистическая организация |
54
ГЕНРИ ДЮПОН:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.