Отдельные виды договоров розничной купли-продажи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деление договора розничной купли-продажи на виды в законода- тельстве осуществляется по различным основаниям. В ГК выделены следующие его виды: • продажа товара с условием о его принятии покупателем в опреде- ленный срок; • продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам); • продажа товаров с использованием автоматов; • продажа товара с условием о его доставке покупателю; • договор найма-продажи; • дистанционный способ продажи. Единый критерий выделения данных видов договора розничной купли-продажи отсутствует. Так, при продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок, продаже товара с ус- ловием о его доставке покупателю и продаже товаров по образцам (описаниям, каталогам) основанием для их выделения следует счи- тать момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю. В отличие от этого при продаже товаров с использова- нием автоматов основанием для выделения в отдельный вид рознич- ной купли-продажи является момент заключения договора, а в до- говоре найма-продажи – момент перехода права собственности на товар к покупателю. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о защите прав по- требителей Правительство РФ вправе издавать для потребителя и про- давца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных до- говоров, в том числе договоров розничной купли-продажи. В настоя- щее время особенности продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров урегулированы Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Прави- тельства РФ от 19 января 1998 г. № 551, которые заменили отдельные правила продажи конкретных видов товаров, принятые в 1993–1996 гг. в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Среди иных правил, рассчитанных на отношения с участием по- требителей, следует отметить Правила продажи товаров по образцам, а также Правила комиссионной торговли непродовольственными то- варами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 5692. 5. Продажа товаров с дополнительными условиями Согласно ст. 496 ГК при продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок в течение этого срока данный товар не может быть продан другому покупателю. Следовательно, на про- давца возлагается дополнительная обязанность по выведению опреде- ленного товара из торгового оборота на обусловленное договором вре-__ мя. В связи с этим дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок должны включаться в цену товара, если иное не предусмотрено законом, ины- ми правовыми актами или договором. Кроме того, неявка покупателя или несовершение им иных необходимых действий для принятия то- вара в определенный договором срок могут рассматриваться продав- цом в качестве отказа покупателя от исполнения договора, если, ко- нечно, иное не предусмотрено договором. В соответствии со ст. 499 ГК при продаже товара с условием о его доставке покупателю продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не было указано, – то в место жительства гражда- нина (место нахождения юридического лица), являющегося покупа- телем. Если в договоре не было определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя. Договор при продаже товара с условием о его доставке покупателю считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии – любо- му лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельст- вующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Согласно ст. 497 ГК при продаже товаров по образцам (описани- ям, каталогам) договор заключается на основании ознакомления по- купателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. Покупатель, приобретая соответствующий товар, может оценить его качество и иные потребительские свойства исключительно по предоставляемой продавцом информации, поэто- му до передачи товара он вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, но при условии возмещения продавцу не- обходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению им договора. При продаже товаров по образцам (описа- ниям, каталогам) договор считается исполненным с момента достав- ки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, – с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина (месту нахождения юридического лица), являющегося покупателем, если иное не предусмотрено законом, ины- ми правовыми актами или договором. Особенности продажи товаров по образцам (описаниям, каталогам) гражданам-потребителям опре- деляются Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 9181. 6. Продажа товаров с использованием автоматов В соответствии со ст. 498 ГК при продаже товаров с использовани- ем автоматов договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара, т.е. конк- людентных действий (п. 2 ст. 158 и п. 1 ст. 434 ГК). Кроме того, на продавца закон возлагает дополнительные обязан- ности по предоставлению покупателю информации о самом продав- це товаров, а также о действиях, которые необходимо совершить по- купателю для получения товара. Эта информация должна доводиться до сведения покупателей путем помещения на автомате или предос- тавления им иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, по- рядке выполнения действий, необходимых для совершения покупки. Данная информация позволяет покупателю в случае непредоставления через торговый автомат оплаченного им товара реализовать требование о передаче товара или возврате уплаченной суммы. Продавец в такой ситуации обязан по требованию покупателя незамедлительно предос- тавить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму. Важно иметь в виду, что в тех случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, к отношениям, возникающим между продавцом и покупателем, при- меняются правила о розничной купле-продаже, если иное не вытека- ет из существа обязательства. 7. Особенности договора найма-продажи товаров Согласно ст. 501 ГК специфика договора найма-продажи состоит в том, что до перехода права собственности на товар к покупателю он является нанимателем (арендатором) переданного ему товара. При най- ме-продаже покупатель становится собственником товара с момента его оплаты, следовательно, покупатель всегда приобретает товар в кре- дит или с рассрочкой платежа. На покупателя-несобственника распро- страняются положения ст. 491 ГК. Покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договоромлибо не вытекает из назначения и свойств товара. Если в срок, уста- новленный договором, переданный товар не будет оплачен или не на- ступят иные обстоятельства, при которых право собственности пере- ходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя воз- вратить ему товар, если иное не предусмотрено договором. Необходимо отметить, что покупатель до перехода к нему права собственности на товар пользуется в отношении него некоторыми пра- вами арендатора, в частности правом на получение плодов, продукции, доходов (ч. 2 ст. 606 ГК). Вместе с тем в отношении передачи товара по- купателю, последствий обнаружения в нем недостатков, прав третьих лиц на переданный товар, прав покупателя по пользованию товаром до полной оплаты его стоимости и т.д. на продавца и покупателя рас- пространяется действие норм § 1 и 2 гл. 30, а не § 1 гл. 34 ГК, т.е. пра- вил об обязательствах из договоров купли-продажи, а не аренды. 8. Дистанционный способ продажи товаров В ст. 497 ГК и ст. 261 Закона о защите прав потребителей регламен- тируются особенности заключения договора розничной купли-прода- жи на основании ознакомления потребителя с предложенным продав- цом описанием товара, представленным на фотоснимках, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п. Описание предлагаемого то- вара может также доводиться до потребителя с помощью определен- ных средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом. Продавец до заключения договора должен предоставить потреби- телю информацию: • о своем адресе (месте нахождения); • о месте изготовления товара; • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (из- готовителя); • об основных потребительских свойствах товара; • о цене и порядке оплаты товара; • об условиях приобретения товара и его доставки; • о сроках службы, годности, гарантийном сроке; • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Эта информация должна сопровождать описание товара, чтобы обеспечить возможность компетентного выбора при отсутствии воз- можности непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом. Кроме того, в момент доставки товара продавец обязан в письменной форме предоставить потребителю информацию о товаре, предусмотренную ст. 10 Закона о защите прав потребителей, а также информацию о порядке и сроках возврата товара. При дистанционном способе продажи товара потребителю предос- тавляется право отказаться от товара в любое время до его передачи, а также в течение семи дней после передачи товара. Если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письмен- ной форме в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат то- вара после его передачи возможен в случае, если сохранены его товар- ный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждаю- щий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказатель- ства приобретения товара у данного продавца. Последствия продажи товара ненадлежащего качества, а также об- мен доброкачественного товара на аналогичный при дистанционном способе продажи определяются ст. 18–24 и 25 Закона о защите прав потребителей.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 346.