Самым распространенным разновидностью купли-продажи являются розничная купля-продажа, назначение которой — непосредственное и систематическое обеспечение населения продовольственными и промышленными товарами.
Согласно ч. 1 ст. 698 ГК по договору розничной купли-продажи продавец, который осуществляет предпринимательскую деятельность из продажи товара, обязуется передать покупателю товар, который обычно предназначается для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его.
Договор розничной купли-продажи характеризуется родовыми признаками договора купли-продажи как типа договора, поскольку, как и все другие виды купли-продажи — поставка, контрактация, энергоснабжения, направленный на передачу в собственность имущества на эквивалентно-возмездной основе за счет денежных сумм. Именно указанное позволяет применять к выполнению этого договора некоторые из общих положений о купле-продаже (например, правил о срок, количество, ассортимент, качество и комплектность товара и т. п.).
Между тем данный договор имеет и свои особенности, а именно предмет, включая в некоторых случаях количество товара, субъектный состав, что, в свою очередь, отражается на порядке его заключения. Все это позволяет выделить его в вид договора купли-продажи с самостоятельным регулированием (§ 2 главы 54 ГК). При этом закон исходит из того, что данный параграф регулирует отношения, не урегулированные общими положениями о купле-продаже (в частности, относительно публичного характера этого договора и порядке его заключения, предоставление информации о товаре; продажи товара по образцам или с использованием автоматов; договора найма-продажи и др.); устанавливает правила, которые отличаются от тех, что предусмотренные §1 главы 54 ГК, например, в отношении последствий продажи покупателю товаров ненадлежащего качества и т. п.; предусматривает, что к отношениям с участием покупателя — физического лица применяется законодательство о защите прав потребителей.
Этот договор — двусторонний, возмездный и консенсуальный.
Продавцом в договоре розничной купли-продажи выступает юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже в розницу товара. В случаях, предусмотренных законодательством, указанные лица должны получить лицензию на торговлю отдельными видами товаров (например, розничная торговля лекарственными средствами, розничная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней), а также получить торговый патент.
Между тем в. 86 ГК установила правило, согласно которому непредпринимательские общества и учреждения могут рядом со своей основной также осуществлять и предпринимательскую деятельность. Это дало возможность некоторым из юристов высказать мнение, что, например, религиозные организации, продавая культовую атрибутику, осуществляющими такую продажу по договорам розничной купли-продажи. Однако указанное не согласуется с квалификацией договора розничной купли-продажи как публичного договора (ч. 2 ст. 698 ГК), в котором одной из сторон обязательно выступает только предприниматель.
Как покупатели, по общему правилу, выступают физические лица, приобретающие товары, предназначенные для личного, домашнего использования. Согласно действующего законодательства при продаже определенных товаров учитывается возраст физических лиц. Так, продажа табачных изделий и алкогольных напитков разрешается только лицам, которые достигли 18 лет.
Исходя из того, что покупатели — физические лица, как правило, не имеют специальных знаний о свойствах и характеристике товаров, которые они приобретают у продавцов-профессионалов, указанное требует возложение на последних дополнительных обязанностей с целью обеспечения прав покупателей, а также применение к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя — физического лица, не урегулированных ГК, законодательства о защите прав потребителей (ч. 3 ст. 698 ГК).
Идея защиты прав потребителей не является новой. Она возникла в Европе в конце XIX в., сформировавшись в общественно-политическое движение — консюмеризм, но нашла воплощение в законодательстве капиталистических стран лишь в 60-х годах XX века.
Рыночные преобразования, происходящие в Украине (а это, прежде всего, изменения в цикле «производство — распределение — потребление»), привели к появлению в экономике страны таких явлений, которые требуют защиты потребителей со стороны государства. К ним относят: диверсификацию товарного состава рыночной торговли (использование новых видов товаров), что требует от потребителей, включая и покупателей, повышенной компетентности, а это очень часто становится невозможным; деперсонализацию рыночного обмена, когда потребитель все более отдаляется от производителя товара; резкий рост рынка потребления новых видов товаров, которые не отвечают необходимым потребительским свойствам.
Поэтому Закон Украины «О защите прав потребителей» (далее — Закон), с одной стороны, свидетельствует о гуманизации законодательства, направленного на смягчение противоречий между потребителями и предпринимателями, а с другой — о гармонизации национального законодательства с законодательством развитых стран.
Указанный Закон не только устанавливает специальные правила розничной купли-продажи, но и конкретизирует и детализирует положения ГК (например, относительно прав потребителей в сфере торговли, информации о товар, обмена товара надлежащего качества и тому подобное).
Согласно ст. 22 Закона Кабинетом Министров Украины могут утверждаться соответствующие нормативно-правовые акты, устанавливающие общие условия занятия торговой деятельностью (например, Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, Правила торговли на рынках, Правила продажи продовольственных товаров, Правила розничной торговли непродовольственными товарами), а также касающиеся отдельных видов договоров розничной купли-продажи и правила продажи отдельных товаров (например, Правила продажи товаров поштою6, Правила розничной торговли алкогольными напитками, Правила розничной торговли табачными изделиями Правила продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически — сложных бытовых товаров).
К особенностям этого договора, как уже говорилось, следует отнести специфику предмета договора — товары, предназначенные для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет отделять сферу применения положений ГК о договоре розничной купли-продажи, в частности, от отношений договора поставки, так как отношения по поводу товаров, которые используются исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, не являются предметом регулирования договора купли-продажи.
Между тем анализ определения договора розничной купли-продажи позволяет прийти к выводу, что в качестве покупателей могут выступать также юридические лица, даже и предпринимательские, когда они приобретают товар (оргтехнику, мебель) для использования, не связанного непосредственно с использованием, в предпринимательской деятельности.
Считаем, что характерным признаком, который дает возможность выделить розничную куплю-продажу, является и то, что покупатель покупает не только товар, который обычно предназначается для определенных целей, а такое его количество, что не превышает нормально необходимого для личного, семейного, домашнего или иного использования.
К особенностям договора розничной купли-продажи следует отнести и особый порядок его заключения. Так, субъекты предпринимательской деятельности в сфере торговли относятся к числу тех субъектов сферы обслуживания, которые обращаются ко всем и к каждому с предложением (офертой) купить товар на определенных условиях. Данное предложение может быть оформлена разнообразными способами: размещена в рекламе, каталогах, а также в других описаниях товара, а может быть выставлением уже самого товара, демонстрация его образцов или предоставлением сведений о товаре (описаний, каталогов, фотоснимков и тому подобное) в местах его продажи. Для того, чтобы предложение заключить договор, которая размещена в рекламе, каталогах и тому подобное, считалась публичной офертой, то есть была обращена к неопределенному кругу лиц, она должна содержать все существенные условия договора (ч. 1 ст. 699 ГК). В других случаях, когда применяются другие способы, предложение считается публичным независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора купли-продажи, кроме случаев, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи (например, это может быть торговое оборудование, товары, способствующие художественно-эстетическому оформлению торгового зала, витрины и т. п) — ч. 2 ст. 699 ГК.
Договор розничной купли-продажи — публичный договор, то есть к нему, если иное не предусмотрено в законе, применяются правила ст. 633 ГК. Публичное предложение заключить договор устанавливает одинаковые условия для всех потребителей, к которым она обращена, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы. Продавец не вправе оказывать предпочтение в заключении договора одному покупателю перед другим, отказаться от заключения договора при наличии у него возможности предоставления покупателю соответствующих товаров. Причем доказывать невозможность заключения договора с нехваткой товара должен продавец. В случае необоснованного отказа последнего от заключения договора он должен возместить убытки, причиненные покупателю таким отказом. Хотя ст. 698 ГК не предусматривает, что этот договор является договором присоединения, следует согласиться с тем, что по способу его заключения следует относить именно к договорам присоединения, поскольку покупатель, за исключением предмета договора, лишен возможности участвовать в установлении существенных условий договора. В пользу этого мнения свидетельствует и установление в ГК правил (ст. 698), согласно которым условия договора, ограничивающие права покупателя — физического лица, предусмотренные ГК и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными. Покупатель имеет право на возмещение убытков, причиненных ему продавцом вследствие использования им преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности. Эти же правила установлены и в ст. 21 Закона.
При заключении договора продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, который предлагается к продаже. Информация должна соответствовать требованиям закона и правилам розничной торговли относительно ее содержания и способов предоставления (ч. 1 ст. 700 ГК).
Необходимая информация — это полная информация, то есть такая, что предоставляется продавцом в объеме, который формирует у покупателя четкое представление о свойствах и потребительское качество товара. Достоверная информация — соответствие действительности сведений в отношении товара содержится в информации.
ГК предоставляет право покупателю до заключения договора осмотреть товар, который он желает приобрести, требовать проведения проверки в его присутствии свойств товара, демонстрации его использования, если это не исключено характером товара и не противоречит правилам розничной торговли (ч. 2 ст. 700). Так, в соответствии с Правилами розничной торговли, проката экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных место продажи, проката экземпляров этих произведений должно быть оснащено соответствующей аппаратурой для проверки качества их записи, в частности аудио - и видеомагнитофонами, компьютерами, телевизорами (п. 9). До всех экземпляров указанных тво-ров добавляется информация на украинском языке о названии произведения (вид носителя); гарантийные обязательства производителя экземпляра, его наименование и адрес (или местонахождение), а также наименование и местонахождение общества, которое осуществляет его функции относительно принятия претензий от потребителей, а также проводит ремонт и техническое обслуживание указанных экземпляров. Справка с такой информацией наклеивается на упаковку экземпляра произведения или прилагается к этой упаковки (п. 6). Согласно Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров во время продажи товара, подлежащего гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, продавец обязан в присутствии потребителя осуществить проверку потребительских свойств товара, наличия эксплуатационных документов, комплектности товара, проинформировать потребителя о правилах пользования им.
Статья 18 Закона раскрывает содержание права покупателя на информацию. Она должна обеспечить возможность сознательного выбора товара. Для этого последняя должна быть предоставлена покупателю до приобретения товара. Относительно товаров, подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация о ее сертификации, а относительно товаров, которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья покупателя и его имущества, продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о таких товарах и возможных последствиях их воздействия. Информация доводится продавцом в сопроводительной документации, к-дается к товарам, на этикетке, а также маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Продукты питания, упакованные или расфасованные в Украине, должны обеспечиваться информацией о месте их происхождения.
По отдельным видам договоров розничной купли-продажи устанавливаются специальные способы доведения информации до покупателей. Так, при продаже товаров с использованием автоматов их владелец обязан довести до покупателей информацию о продавце товара путем размещения на автомате или предоставление покупателям иным образом сведений о наименовании продавца, его место нахождения, режим работы и тому подобное (ч. 1 ст. 703 ГК).
Правовые последствия непредоставления покупателю информации относительно товара различаются в зависимости от того, заключен договор или нет. Так, если покупателю не предоставлен возможности немедленно получить полную и достоверную информацию о товаре в месте его продажи, он имеет право требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, — в умный срок отказаться от договора, требовать возвращения оплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального вреда (ч. 3 ст. 700 ГК, ч. 4 ст. 18 Закона). Продавец, который не предоставил покупателю возможности получить полную и достоверную информацию о товаре, несет ответственность за недостатки, возникшие после передачи товара покупателю, если последний докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ч. 4 ст. 700 ГК). Причем продавец не освобождается от ответственности, даже в случае неполучение им соответствующей информации о товаре от его производителя (импортера) (ч. 5 ст. 18 Закона).
Форма договора розничной купли-продажи. Договор розничной купли-продажи может быть заключен в простой письменной форме, устно, а также путем осуществления конклюдентных действий. По правилу он заключается в устной форме, так как его исполнение происходит одновременно с совершением, что обеспечивается выдачей потребителю расчетного документа (товарного, кассового или иного документа, удостоверяющего факт покупки товара).
Между тем отдельные виды договоров розничной купли-продажи выполняются уже после их заключения. Именно такие договоры должны быть заключены в письменной форме. К ним следует отнести: продажу товара по образцам, договор с условием о поставке товара покупателю, договор найма-продажи, договор розничной купли-продажи товара в кредит, договор с условием о принятии покупателем товара в установленный срок.
Закон предусмотрел и продажа товаров с использованием автоматов (ст. 703 ГК). Такой договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара, т. е. конклюдентных.
Вопрос 2. Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи .
Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. Покупатель (потребитель) по договору имеет право на соответствующее качество товара; надлежащее торговое обслуживание; безопасность товаров; возмещение убытков, причиненных товарами ненадлежащего качества; возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров; гарантированный уровень потребления; государственную защиту своих прав; объединение в союзы потребителей и тому подобное. Учитывая это, законодательство устанавливает требования к продавцам, которых следует придерживаться на этапе подготовки товара к продаже и которые направлены на обеспечение качества товара. Это так называемые предпродажные обязанности, которые предусмотрены в соответствующих правилах продажи конкретных видов товаров. Например, в соответствии с Правилами продажи продовольственных товаров продавец обязан обеспечить состояние торговых помещений на уровне, отвечающем санитарно-гигиеническим, технологическим и противопожарным нормам, установленным для приемки, хранения и реализации пищевых продуктов; транспортные средства для перевозки продуктов должны иметь санитарный паспорт, быть чистыми, в исправном состоянии; торгово-технологическое оборудование, используемое при организации розничной продажи, должна обеспечивать сохранение качества товаров и товарного вида в течение срока их годности. Запрещается принимать, хранить и продавать продовольственные товары, которые быстро портятся, без использования холодильного оборудования.
Согласно Правилам продажи непродовольственных товаров продавец проводит подготовку товаров к продаже (проверка целостности упаковки, распаковка, проверка наличия маркировочных данных и качества, чистка, утюжка, проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектность изделий, проверка работы в действии и тому подобное).
Согласно Правилам розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами предусматривается обязательная предпродажная подготовка этих товаров квалифицированными специалистами продавца в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, о чем делается отметка в сервисной книжке и тому подобное.
Права и обязанности сторон по этому договору определяются, прежде всего, по общим правилам о договоре купли-продажи. Так, продавец обязуется передать покупателю товар, качество, количество, ассортимент, срок годности, комплектность которого соответствует требованиям, предусмотренным в статьях 669, 671, 673, 677, 682, 683 ГК. Товар передается в таре и упаковке (ст. 685 ГК) вместе с его принадлежностями и документами, которые касаются его (ст. 666 ГК). Исходя из того, что этот договор — двустороннеобязывающий, покупатель имеет право требовать передачи ему товара с соблюдением продавцом требований в отношении последнего, которые были указаны.
Между тем момент передачи продавцом имущества по договору розничной купли-продажи имеет особенности. При продаже товара по образцам обязанность считается выполненной с момента доставки товара по месту проживания физической лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупателя, если другое не установлено договором или законом. По этому договору покупателю доставляется товар, который он отбирает по образцу (описанию) и который должен соответствовать образцу (описанию). Доставка, исходя из содержания ст. 704 ГК, приравнивается к передаче вещи. До момента передачи товара покупатель масс право отказаться от договора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий относительно выполнения договора.
На примере договора розничной купли-продажи четко прослеживается характерная особенность активного вмешательства законодателя в отношения, складывающиеся между производителями, продавцами и потребителями. Их регулирование направлено на то, чтобы по возможности сбалансировать экономически и юридически неравные отношения, положив на предпринимателей некоторые дополнительные обязанности, а потребителю предоставить соответствующие права и гарантии их защиты. Это вызвано тем, что в условиях развития рыночных отношений, которым присуще функционирования развитой сети посредников, потребитель, как указывалось ранее, неотвратимо отдаляется от производителей и ему все сложнее получить возмещение убытков, которые он понес вследствие получения, в частности, недоброкачественного товара. Отсюда — покупатель рассматривается ГК как и Законом «О защите прав потребителей», субъектом специального юридической защиты.
Именно поэтому законодательство закрепляет за покупателем право на обмен товара. Согласно ст. 707 ГК (ст. 20 Закона) покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара ненадлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте купли или других местах, названных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, комплектации и тому подобное. В случае выявления разницы в цене покупатель проводит необходимый перерасчет с продавцом.
Если у продавца нет необходимого для обмена товара, а это могут быть любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перечислением стоимости, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Кстати, закон предусматривает также возможность осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу, о чем продавец должен уведомить покупателя.
Указанная статья защищает интересы покупателя — непрофессионального участника товарообмена в случае, когда продавец не нарушал прав потребителя. Поэтому и не говорится о возмещении каких-либо убытков покупателю или о какие-то другие неблагоприятные последствия для продавца. Наоборот, законодатель устанавливает определенные требования, которых должен придерживаться покупатель, защищая свои интересы.
Во-первых, товар, который подлежит обмену, не должен быть в употреблении, а потому сохранены его товарный вид и потребительские свойства.
Во-вторых, покупатель имеет доказательства приобретения товара именно у данного продавца. Это может быть товарный или кассовый чек или другой документ, подтверждающий оплату товара (расчетный документ).
В-третьих, нормативно-правовыми актами устанавливается перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату на основаниях, предусмотренных этой статьей. В частности, не подлежат обмену лекарственные препараты и средства предметов санитарной гигиены, светочувствительные товары, корсетные товары, парфюмерно-косметические товары, детские игрушки (мягкие, резиновые), сурда (для духовых музыкальных инструментов), ювелирные изделия из драгоценных металлов, изделия из янтаря, белье нательное, чулочно-носочные изделия, товары в аэрозольной упаковке, перьево-пуховые изделия, ткани, ковровые изделия метражные, белье постельное, печатные издания, трубная продукция и тому подобное.
Покупатель имеет определенные права в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 708 ГК, ст. 14 Закона). При этом закон учитывает, во-первых, предмет договора и, во-вторых, кто выступал в роли продавца.
Если заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, которые не были в пользовании, в случае выявления покупателем на протяжении гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не оговоренных продавцом, или фальсификации товара, он вправе по своему выбору предъявить одно из следующих требований:
требовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем или третьим лицом, на их исправление;
требовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой самый товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене;
требовать от продавца или изготовителя соответствующего уменьшения цены;
отказаться от договора, требовать возвращения оплаченной за товар денежной суммы (ч. 1 ст. 708 ГК).
Привлекает внимание тот факт, что покупатель может предъявить требования по своему усмотрению либо продавцу по месту продажи товара, либо изготовителю товара, а в соответствии со ст. 14 Закона не только им, а также и юридическому лицу, выполняющему их функции по месту нахождения потребителя. Причем продавец и производитель во время продажи (реализации) товара обязаны информировать потребителя о таких организациях. В случае непредоставления указанной информации они несут установленную законом ответственность (статьи 18, 23 Закона).
Между тем следует учитывать, что требования могут предъявляться покупателем только в случае, когда он обнаружил недостатки, которые не были оговорены продавцом. При этом не имеет значения, которые эти недостатки — скрытые или явные; была у покупателя возможность их обнаружить при покупке, продавец имел информацию о эти недостатки или нет. Кроме этого, требования предъявляются только тогда, когда недостатки или фальсификация товара была обнаружена в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами (например, Правилами продажи непродовольственных товаров) или предусмотренных договором.
Если же заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, которые уже были в пользовании и реализованные через розничные комиссионные торговые организации, о чем покупатель уведомлен продавцом, то он имеет право предъявить такие же требования, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 708 ГК, но при условии, что товар, который был приобретен, содержал существенные недостатки, не оговоренные продавцом.
Продовольственные товары ненадлежащего качества продавец обязан заменить на качественные или вернуть покупателю уплаченные деньги.
ГК регулирует вопросы, касающиеся порядка и сроков удовлетворения требований покупателя при замене товара или устранения недостатков (ст. 709), а также возмещение разницы в цене в случае замены товара, уменьшение цены и возвращение товара ненадлежащего качества (ст. 710).
Новеллой в ГК есть статья 711, которая предусматривает ответственность за вред, причиненный товаром ненадлежащего качества. Продавец или изготовитель товара ненадлежащего качества возмещает вред, причиненный имуществу покупателя, и вред, причиненный увечьем, другим повреждением здоровья или смертью покупателя в связи с приобретением такого товара. Между тем эта норма бланкетная и содержит отсылку к положениям главы 82 ГК, §3 которой (статьи 1209-1211) регулирует данные вопросы.
Вопрос 3. Отдельные виды договоров розничной купли-продажи:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 426.