Раздел 2. Обязательства по передаче имущества в собственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция №6.

Раздел 2. Обязательства по передаче имущества в собственность.

Тема №6. Д оговор купли-продажи

1 час

План

1. Понятие, правовая природа, предмет договора купли-продажи.

2. Форма договора купли-продажи.

3. Виды договора купли-продажи.

4. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи.

5. Исполнение договора. Момент перехода права собственности к покупателю. Риск случайной гибели имущества.

6. Правовые последствия нарушения договора купли-продажи.

7. Особенности заключения договоров купли-продажи на биржах, аукционах, ярмарках.

Тема №7. Договор розничной купли-продажи

1 час

План

1. Определение и специфика договора розничной купли-продажи.

2. Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи.

3. Отдельные виды договоров розничной купли-продажи:

3.1. Продажа товаров с дополнительными условиями.

3.2. Продажа товаров с использованием автоматов.

3.3. Продажа товаров по образцам.

3.4. Договор найма-продажи товаров.

3.5. Дистанционный способ продажи товаров.

 

Тема №6. Д оговор купли-продажи

Вопрос 2. Форма договора купли-продажи.

Форма договора. К договору купли-продажи, исходя из того, что это двухсторонняя сделка, применяются общие требования ГК до их заключения, а отсюда договор может заключаться как в письменной, так и в устной форме, хотя в. 657 ГК устанавливает и исключение из этого в отношении формы договоров купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества. Все они заключаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

 

Вопрос 3. Виды договора купли-продажи.

Видами договоров купли-продажи являются:

1) договор розничной купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) поставка товаров;

3) контракт на поставку товаров для государственных нужд;

4) договор контрактации;

5) договор энергоснабжения, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии;

6) договор купли-продажи недвижимости, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество;

7) договор продажи предприятия, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

 

Вопрос 4. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи.

К заключению хозяйственных договоров на биржах, оптовых ярмарках, публичных торгах применяются общие правила заключения договоров на основе свободного волеизъявления, с учетом нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.

Определенными особенностями характеризуется заключение договоров на товарных, фондовых и других биржах. Как и ГК Украины (ст. 650), ХК Украины не определяет правил заключения договоров в указанных случаях, а содержит отсылочную норму к другим законодательным актам. Правила биржевой торговли и биржевых торгов также регламентированы в ст. 281 ХК Украины (см. комментарий). Порядок заключения биржевых договоров регулируется ведомственными или локальными актами органов управления биржей, которые принимаются общими собраниями членов биржи или ее биржевым комитетом. В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О товарной бирже» от 10 декабря 1991 г. биржевой операцией признается правомочие, отвечающее следующим условиям: является куплей-продажей, поставкой или обменом товаров, допущенных к обороту на товарной бирже; ее участниками являются члены биржи; она рекомендована для регистрации и зарегистрирована на бирже не позже следующего после ее осуществления дня.

Участниками биржевых торгов являются члены биржи — ее учредители и принятые в установленном порядке в состав биржи украинские и иностранные юридические и физические лица, биржевые брокеры, действующие на основании договоров доверенности или комиссии, которые заключаются ими с членами биржи. Биржевое посредничество могут осуществлять и дилеры — лица, которые заключают биржевые соглашения от собственного имени и за собственный счет с целью последующей перепродажи товара на бирже.

Биржевая операция считается заключенной с момента ее регистрации на бирже, которую осуществляет регистрационное бюро (палата) биржи.

Деятельность фондовой биржи регулируется Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июля 1991 г.

Ярмарка — это краткосрочная выставка, которая регулярно повторяется в определенном месте под традиционным названием в обусловленный срок с целью изучения спроса на товары и последующей их продажи. Согласно Положению «О порядке проведения межобластных оптово-промышленных ярмарок», утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 1995 г. № 693, общая цель ярмарки — создание надлежащих условий для многосторонних контактов продавцов и покупателей, содействие расширению торговли, установлению деловых связей между производителями и потребителями.

Ярмарки по экономическому значению и составу участников разделяются на: региональные, ориентированные на потребности нескольких областей; межрегиональные, ориентированные на межрегиональные потребности. По товарной направленности ярмарки разделяются на универсальные (с широкой номенклатурой товаров) и специализированные (по продаже отдельных групп товаров).

Заключение договоров на поставку товаров проводится непосредственно на ярмарке, где стороны могут уточнять условия ранее заключенных договоров и ассортимент товаров, подлежащих поставке.

Торги — осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов, которые проводятся в двух формах: аукциона и конкурса. Общий признак обеих форм проведения торгов — состязательность участников, которые конкурируют между собой за право заключить договор. Их конкуренция заключается в том, что они пытаются выдвинуть самые выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.

При проведении аукциона победителем считается лицо, которое предложило набольшую цену, а при проведении конкурса — лицо, которое по выводам конкурсной комиссии предложило наилучшие условия. При проведении редукциона (аукциона на понижение) продавцы торгуются, кто из них готов уступить свой товар заказчику на более выгодных для него условиях.

Иногда законодатель отождествляет понятие «публичные торги» с понятием «аукцион». Например, это следует из названия некоторых нормативно-правовых актов: Положение о порядке проведения аукционов (публичных торгов) по реализации заложенного имущества, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 декабря 1997 г. № 1448. Иногда в нормативно-правовых актах встречается употребление термина «тендер» в понимании торгов. Но «тендер» — это прямое заимствование из английского языка (от английского tender— официальное предложение). Слово «тендер» пришло в Украину из международной деловой практики и означает покупку на конкурсной основе каких-либо товаров или услуг. Поэтому по смысловой нагрузке термины «конкурс» и «тендер» равнозначны, однако принято применять термин «тендер» в тех случаях, когда речь идет о конкурсе как о форме заключения договора. Считается целесообразным применять термин «конкурс» для всех видов конкурсов. Это будет способствовать стандартизации законодательства, процедур и документации, что, в свою очередь, повлияет на снижение расходов учредителей конкурсов и участников конкурса на участие в них.

Кроме того, законодатель неверно трактует иногда некоторые понятия. Так, приказом Государственной комиссии по ценным бумагам Украины утверждено Положение о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулированию их деятельности от 15 января 1997 г. № 9, в котором содержится такая трактовка понятия аукциона: «конкурсный способ организации торговли». Выходит, что аукцион — форма конкурса, но это не так. И аукцион, и конкурс — самостоятельные способы организации торгов, их объединяет то, что они — конкурентные способы такой торговли.

Анализ нормативно-правовых актов Украины дает возможность утверждать, что конкурсы и аукционы, как правило, объявляются по двум причинам. Во-первых, в соответствии с требованиями корпоративной политики закупок. Во-вторых, для того чтобы получить лучший продукт, работу, услугу и др. за лучшую цену, то есть чтобы найти наилучшего контрагента для будущего договора.

Например, согласно п. 1 ст. 14 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и Законом Украины «О государственном оборонном заказе» основным средством закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд являются открытые торги.

Широко используется конкурс на торгах при приватизации государственной и коммунальной собственности. Например, ст. 15 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» от 4 марта 1992 г. и ст. 3 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малая приватизация)» от 6 марта 1992 г. определяют, что одним из способов приватизации является продажа по конкурсу.

Кроме того, конкурсы проводятся при продаже недвижимости (не только в связи с приватизацией), другого имущества (в том числе конфискованных таможенными органами предметов контрабанды), при аренде нежилых помещений и земельных участков для коммерческой деятельности, при продаже экспортных квот, в инвестиционной деятельности, а также в других отраслях хозяйственной деятельности. Они имеют цель — выявить конкретного субъекта, с которым должен быть заключен договор. Имущество передается тому из участников конкурса, кто предложил наилучшие для учредителя конкурса условия. Собственно говоря, конкурс может применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества или прав. Но вряд ли возможно применение этого института при осуществлении договоров, не совместимых по своей сути с конкурсом: договоров о совместной деятельности, дарении.

По типам конкурсы, имеющие цель заключение договора с победителем, можно разделить на международные и внутренние, открытые и закрытые; селективные, двухэтапные. Международные конкурсы обязательно открыты. Позитивной стороной открытых публичных конкурсов является то, что они привлекают всегда большое количество участников, включая и небольшие компании, которые не успели себя зарекомендовать на рынке.

В отличие от открытых конкурсов, в закрытых конкурсах могут принимать участие только те лица, физические или юридические, которые получили специальные приглашения участвовать в них. Внутренние закрытые конкурсы, как правило, допускают участие в конкурсе ограниченного числа фирм (две-три), список которых предварительно определен учредителем.

Открытые и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными. Например, эта процедура применяется, когда учредителю тяжело сформулировать требования к предмету конкурса. Такой подход позволяет изучить потенциальных поставщиков, сформулировать свои требования. На первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, учредитель конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом изменений в конкурсной документации, указывая в них также цены.

Селективный конкурс — своеобразный компромисс между открытым и закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако к участию в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.

Учредитель конкурса сам избирает форму торгов, которая будет применена, конечно, если закон не содержит императива относительно формы. Ведь нецелесообразно применять дорогие открытые конкурсы для закупки незначительной партии товара — для этого существуют упрощенные способы закупки.

Основными недостатками проведения торгов в Украине являются: во-первых, не формируются или не доводятся до сведения участников описание и условия конкурса; во-вторых, в большинстве случаев компания-учредитель уже достаточно жестко ориентирована на двух потенциальных исполнителей. Отмеченные недостатки организации проведения конкурсов в Украине можно свести к минимуму, если унифицировать нормы, касающиеся проведения торгов, которые содержатся в разнообразных правовых актах.

Конкурс и аукцион, если они проводятся корректно (не для исследования рынка и сбора идей),— очень удобный механизм получения от фирм, принимающих участие в нем, наилучших предложений (временных и финансовых) по снабжению продукцией или выполнению какого-либо проекта, потому что в этом случае нет нужды убеждать фирму снизить цену — это сделают ее конкуренты.

В результате проведения торгов между победителем и учредителем торгов возникают обязательства по заключению соответствующего договора.

Вопрос 2. Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи .

Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. Покупатель (потребитель) по договору имеет право на соответствующее качество товара; надлежащее торговое обслуживание; безопасность товаров; возмещение убытков, причиненных товарами ненадлежащего качества; возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров; гарантированный уровень потребления; государственную защиту своих прав; объединение в союзы потребителей и тому подобное. Учитывая это, законодательство устанавливает требования к продавцам, которых следует придерживаться на этапе подготовки товара к продаже и которые направлены на обеспечение качества товара. Это так называемые предпродажные обязанности, которые предусмотрены в соответствующих правилах продажи конкретных видов товаров. Например, в соответствии с Правилами продажи продовольственных товаров продавец обязан обеспечить состояние торговых помещений на уровне, отвечающем санитарно-гигиеническим, технологическим и противопожарным нормам, установленным для приемки, хранения и реализации пищевых продуктов; транспортные средства для перевозки продуктов должны иметь санитарный паспорт, быть чистыми, в исправном состоянии; торгово-технологическое оборудование, используемое при организации розничной продажи, должна обеспечивать сохранение качества товаров и товарного вида в течение срока их годности. Запрещается принимать, хранить и продавать продовольственные товары, которые быстро портятся, без использования холодильного оборудования.

Согласно Правилам продажи непродовольственных товаров продавец проводит подготовку товаров к продаже (проверка целостности упаковки, распаковка, проверка наличия маркировочных данных и качества, чистка, утюжка, проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектность изделий, проверка работы в действии и тому подобное).

Согласно Правилам розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами предусматривается обязательная предпродажная подготовка этих товаров квалифицированными специалистами продавца в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, о чем делается отметка в сервисной книжке и тому подобное.

Права и обязанности сторон по этому договору определяются, прежде всего, по общим правилам о договоре купли-продажи. Так, продавец обязуется передать покупателю товар, качество, количество, ассортимент, срок годности, комплектность которого соответствует требованиям, предусмотренным в статьях 669, 671, 673, 677, 682, 683 ГК. Товар передается в таре и упаковке (ст. 685 ГК) вместе с его принадлежностями и документами, которые касаются его (ст. 666 ГК). Исходя из того, что этот договор — двустороннеобязывающий, покупатель имеет право требовать передачи ему товара с соблюдением продавцом требований в отношении последнего, которые были указаны.

Между тем момент передачи продавцом имущества по договору розничной купли-продажи имеет особенности. При продаже товара по образцам обязанность считается выполненной с момента доставки товара по месту проживания физической лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупателя, если другое не установлено договором или законом. По этому договору покупателю доставляется товар, который он отбирает по образцу (описанию) и который должен соответствовать образцу (описанию). Доставка, исходя из содержания ст. 704 ГК, приравнивается к передаче вещи. До момента передачи товара покупатель масс право отказаться от договора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий относительно выполнения договора.

На примере договора розничной купли-продажи четко прослеживается характерная особенность активного вмешательства законодателя в отношения, складывающиеся между производителями, продавцами и потребителями. Их регулирование направлено на то, чтобы по возможности сбалансировать экономически и юридически неравные отношения, положив на предпринимателей некоторые дополнительные обязанности, а потребителю предоставить соответствующие права и гарантии их защиты. Это вызвано тем, что в условиях развития рыночных отношений, которым присуще функционирования развитой сети посредников, потребитель, как указывалось ранее, неотвратимо отдаляется от производителей и ему все сложнее получить возмещение убытков, которые он понес вследствие получения, в частности, недоброкачественного товара. Отсюда — покупатель рассматривается ГК как и Законом «О защите прав потребителей», субъектом специального юридической защиты.

Именно поэтому законодательство закрепляет за покупателем право на обмен товара. Согласно ст. 707 ГК (ст. 20 Закона) покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара ненадлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте купли или других местах, названных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, комплектации и тому подобное. В случае выявления разницы в цене покупатель проводит необходимый перерасчет с продавцом.

Если у продавца нет необходимого для обмена товара, а это могут быть любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перечислением стоимости, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Кстати, закон предусматривает также возможность осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу, о чем продавец должен уведомить покупателя.

Указанная статья защищает интересы покупателя — непрофессионального участника товарообмена в случае, когда продавец не нарушал прав потребителя. Поэтому и не говорится о возмещении каких-либо убытков покупателю или о какие-то другие неблагоприятные последствия для продавца. Наоборот, законодатель устанавливает определенные требования, которых должен придерживаться покупатель, защищая свои интересы.

Во-первых, товар, который подлежит обмену, не должен быть в употреблении, а потому сохранены его товарный вид и потребительские свойства.

Во-вторых, покупатель имеет доказательства приобретения товара именно у данного продавца. Это может быть товарный или кассовый чек или другой документ, подтверждающий оплату товара (расчетный документ).

В-третьих, нормативно-правовыми актами устанавливается перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату на основаниях, предусмотренных этой статьей. В частности, не подлежат обмену лекарственные препараты и средства предметов санитарной гигиены, светочувствительные товары, корсетные товары, парфюмерно-косметические товары, детские игрушки (мягкие, резиновые), сурда (для духовых музыкальных инструментов), ювелирные изделия из драгоценных металлов, изделия из янтаря, белье нательное, чулочно-носочные изделия, товары в аэрозольной упаковке, перьево-пуховые изделия, ткани, ковровые изделия метражные, белье постельное, печатные издания, трубная продукция и тому подобное.

Покупатель имеет определенные права в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 708 ГК, ст. 14 Закона). При этом закон учитывает, во-первых, предмет договора и, во-вторых, кто выступал в роли продавца.

Если заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, которые не были в пользовании, в случае выявления покупателем на протяжении гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не оговоренных продавцом, или фальсификации товара, он вправе по своему выбору предъявить одно из следующих требований:

требовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем или третьим лицом, на их исправление;

требовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой самый товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене;

требовать от продавца или изготовителя соответствующего уменьшения цены;

отказаться от договора, требовать возвращения оплаченной за товар денежной суммы (ч. 1 ст. 708 ГК).

Привлекает внимание тот факт, что покупатель может предъявить требования по своему усмотрению либо продавцу по месту продажи товара, либо изготовителю товара, а в соответствии со ст. 14 Закона не только им, а также и юридическому лицу, выполняющему их функции по месту нахождения потребителя. Причем продавец и производитель во время продажи (реализации) товара обязаны информировать потребителя о таких организациях. В случае непредоставления указанной информации они несут установленную законом ответственность (статьи 18, 23 Закона).

Между тем следует учитывать, что требования могут предъявляться покупателем только в случае, когда он обнаружил недостатки, которые не были оговорены продавцом. При этом не имеет значения, которые эти недостатки — скрытые или явные; была у покупателя возможность их обнаружить при покупке, продавец имел информацию о эти недостатки или нет. Кроме этого, требования предъявляются только тогда, когда недостатки или фальсификация товара была обнаружена в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами (например, Правилами продажи непродовольственных товаров) или предусмотренных договором.

Если же заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, которые уже были в пользовании и реализованные через розничные комиссионные торговые организации, о чем покупатель уведомлен продавцом, то он имеет право предъявить такие же требования, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 708 ГК, но при условии, что товар, который был приобретен, содержал существенные недостатки, не оговоренные продавцом.

Продовольственные товары ненадлежащего качества продавец обязан заменить на качественные или вернуть покупателю уплаченные деньги.

ГК регулирует вопросы, касающиеся порядка и сроков удовлетворения требований покупателя при замене товара или устранения недостатков (ст. 709), а также возмещение разницы в цене в случае замены товара, уменьшение цены и возвращение товара ненадлежащего качества (ст. 710).

Новеллой в ГК есть статья 711, которая предусматривает ответственность за вред, причиненный товаром ненадлежащего качества. Продавец или изготовитель товара ненадлежащего качества возмещает вред, причиненный имуществу покупателя, и вред, причиненный увечьем, другим повреждением здоровья или смертью покупателя в связи с приобретением такого товара. Между тем эта норма бланкетная и содержит отсылку к положениям главы 82 ГК, §3 которой (статьи 1209-1211) регулирует данные вопросы.

Вопрос 3. Отдельные виды договоров розничной купли-продажи:

Лекция №6.

Раздел 2. Обязательства по передаче имущества в собственность.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 377.