ВАЖНО! В вашем сочинении, которое, как правило, пишется в публицистическом стиле, недопустима сниженная и нелитературная лексика (просторечие, диалектизмы, бранная и жаргонная лексика).
А вот использование тропов и средств выразительности очень желательно.
Всегда помните о принципе коммуникативной целесообразности: что говорить, как говорить и где говорить. Иными словами: в любой речевой ситуации, будь то речь в устной или письменной форме, вы должны выбирать языковые средства (особенно лексику — слова), учитывая следующие условия: кому будет адресована ваша речь (учителю или другу), в какой обстановке она будет осуществляться (на экзамене или в дружеской беседе с приятелями) и каков предмет вашей речи (о чём вы будете говорить).
Типичные ошибки этой части:
• однообразие или бедность словаря;
• однообразие грамматического строя речи;
• неумение использовать средства выразительности.
VII — X. Грамотность текста (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм).
ВАЖНО! Ваше сочинение в его идеальном вцде не должно содержать никаких ошибок — ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых. Если вы допускаете ошибки (см. критерии К7 — КЮ), то баллы снижаются. Как писать грамотно? Совет здесь может быть только один: учить правила и закреплять их на практике, развивать свою речь, следить за тем, чтобы в ней не было языковых и речевых нарушений, читать много хорошей художественной литературы.
Типичные ошибки этой части:
• наличие орфографических ошибок (при наличии двух ошибок вы получите 0 баллов; см. критерий К7);
• наличие пунктуационных ошибок (при наличии двух и более ошибок вы также получите 0 баллов; см. критерий К8);
• несоблюдение языковых норм (допускается 1—2 грамматические ошибки; см. критерий К9);
• несоблюдение речевых норм (при наличии 4 и более речевых ошибок вам поставят 0 баллов; см. критерий КЮ);
XI. Этические нормы.
не должен содержать угроз, насмешек, оскорблений. Не надо никого ругать, не надо употреблять бранные, вульгарные и жаргонные слова — и вы получите дополнительный один балл, если будете соблюдать этические нормы в речевом оформлении вашего текста (см. критерий Kl 1).
XII. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
ВАЖНО! Желательно внимательно прочитать исходный текст, чтобы не исказить его в вашем развёрнутом ответе (часто искажают фамилии авторов исходных текстов или их героев). В сочинении не должно быть также искажения реальных исторических фактов, фамилий писателей и их произведений, дат и пр. (см. критерий К12). Эти ошибки отражают ваш интеллектуальный и культурный уровень, повышать который требуют изменившиеся условия современной жизни.
Итак, вы увидели шаг за шагом последовательность написания ответа задания части С — вашего сочинения. Теперь же мы предлагаем вам модели сочинений по текстам, которые были даны в параграфе «Анализ текста» этой книги. Обращаем ваше внимание на то, что это именно модели, а не готовые сочинения — их вам предстоит написать самим, используя данные нами заготовки. В моделях перечисляются проблемы и позиция автора, даны материалы для комментария и аргументации. Ваша задача — написать по ним сочинение-рассуждение.
Успехов вам в работе!
Ответы к части С (модели сочинений)
Вариант № 1
В тексте А. Алексина можно выделить две основные проблемы:
1) проблема жертвенной материнской любви;
2) проблема нашего отношения к матерям.
Комментарий первой проблемы может содержать размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребёнка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
Комментарий второй проблемы может основываться на комментарии первой проблемы и развивать мысль о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.
Позиция автора:
1) жертвенность материнского чувства естественна;
2) очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цветаева — цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова — «Реквием»; стихотворение Е. Евтушенко «Уходят матери» и др.), так и в современной прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая»; Л. Петрушевская «Время ночь», «Маленькая Грозная»; В. Токарева «Террор любовью» и др.).
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей.
«Вы не перестанете быть ребёнком, пока у вас есть мать» (С. Джей-
ет);
«Дети — якоря, которые удерживают мать в жизни» (Софокл); «Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей» (Менандр);
«Будущее нации — в руках матерей»;
«Сердце матери — неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже);
«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение» (Г. Щербакова);
«Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт);
«Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей» (У. Теккерей);
«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В.Г. Белинский); «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя — Мать» (М. Джалиль).
Вариант № 2
В тексте Л. Лиходеева рассматривается три проблемы:
1) вещи и книги;
2) время и книги;
3) люди и книги.
Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что с тех пор, как появился человек разумный, человечество придумало массу вещей, облегчающих ему жизнь. Эти вещи служат человеку в пределах своего назначения. Но есть среди изобретений человека одно, которое в своё время перевернуло мир и продолжает служить человеку верой и правдой на протяжении многих столетий. Это изобретение — книга. Сколько сказано и написано о значении книги в человеческой жизни! Достаточно вспомнить, например, высказывания Аристотеля: «Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду»; Цицерона: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души»; русскую пословицу «Испокон века книга растит человека» и др. Тем не менее выдающиеся умы человечества, писатели высказывают по этому поводу новые интересные мысли.
Комментарий второй проблемы может включать цитаты, предложенные в комментарии к первой проблеме. Здесь, однако, необходимо акцентировать внимание на том, что для каждой вещи есть свой срок службы, чего нельзя сказать о книге.
В комментарий третьей проблемы можно включить замечания, касающиеся, во-первых, истории взаимоотношения человека и книги (были времена, когда чтение книг было не в чести), во-вторых, особенностей чтения книги отдельным человеком и умении видеть в ней то, что действительно написано, а не только то, что читатель желает видеть.
Позиция автора:
1) вещи не требуют собеседника, а книги без собеседника мертвы;
2) книги мудрее времени;
3) после человека на земле остаются дела его и книги. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию по второй проблеме, напишите о тех книгах, которые пережили своё время. Расскажите об известных классических произведениях русской и зарубежной литературы.
Аргументами к третьей проблеме могут послужить рассказы об известных вам писателях и поэтах и их произведениях.
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие афоризмы.
«Книги — это имущество, завещаемое умом человечеству, предназначенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся» (Джозеф Аддисон);
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фрэнсис Бэкон);
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались» (А.И. Герцен);
«Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности» (С. Смайлс);
«Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком» (М. Горький).
Вариант № 3
В тексте К. Паустовского поднимаются две основные проблемы:
1) поэтичность русской лексики;
2) установление родственных связей русских слов, проблема народной этимологии.
Комментируя первую проблему, можно обратить внимание на то, что особенности русского языка, его необыкновенные черты давно являются предметом восхищения не только русских писателей, лингвистов, но и зарубежных. О богатстве русского языка, о его необыкновенной поэтичности писали многие выдающиеся деятели.
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г. Белинский);
«Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» (Ф. Энгельс).
Комментарий второй проблемы можно начать с общеизвестных сведений о том, что русский язык имеет разветвлённую систему родственных слов. Это касается и исконно русских, и заимствованных слов. Причём изначально родственные слова в настоящее время могут таковыми не восприниматься, и наоборот, слова, не связанные словообразовательными связями, начинают объединяться, порождая народную этимологию.
Позиция автора:
1) русский язык обладает большим количеством поэтических слов, многие из которых связаны с нашей природой;
2) родственные гнёзда слов открывают глубочайшие корни языка, в котором заключается многовековой опыт народа.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме, может служить краткий лингво-стилистический анализ любого отрывка, посвященного описанию русской природы. В частности, могут быть взяты стихотворения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др. Кроме того, в качестве аргументов к первой проблеме предлагаем использовать такие высказывания:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой веши» (Н.В. Гоголь );
«...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В. Гоголь );
«Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно сюгат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» (П. Мериме).
В качестве аргументов ко второй проблеме предлагаем использовать, например, такое высказывание:
«Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи» (А.Н. Толстой).
Вариант № 4
В тексте Д. Гранина поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1) создание музея истории нашего советского быта;
2) старые вещи: что они собой представляют;
3) проблема детской памяти: зачем человек, повзрослев, возвращается к воспоминаниям детства?
Для комментария первой проблемы может быть использована следующая информация.
В настоящее время существует множество различных музеев, в каждом из которых хранятся шедевры мирового или регионального масштаба. По тематике музеи делятся на музеи истории, музеи техники, краеведческие музеи, музеи искусства, зоологические музеи, литературные музеи и др. Есть экзотические виды музеев, такие, как, например, музей, который посвящен желудку сома, или музей колдовства и чародейства. В нашу эпоху научно-технического прогресса особой популярностью начинают пользоваться так называемые онлайн-музеи (виртуальные). Но пока ещё нет музея советского быта. А сохранить приметы пусть и не такого далёкого прошлого необходимо для наших потомков.
Комментарий третьей проблемы можно начать с рассказа о том, что человек обладает совершенно удивительным механизмом, который позволяет ему перемещаться во времени, пока только в обратном направлении. И этот механизм — человеческая память. Пожалуй, одним из замечательнейших свойств памяти является то, что, как правило, она сохраняет только хорошие моменты жизни.
Позиция автора:
1) музеи истории нашего недавнего прошлого запечатлевают отклик реальности, но не все вещи можно поместить в этот музей;
2) старые вещи, оставленные прошлой жизнью, могут многое рассказать внимательному человеку, как годовые кольца деревьев;
3) многие воспоминания детства человек проносит через всю свою жизнь и возвращается к ним за добром и нежностью, за ощущением счастья.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументами могут послужить произведения, в которых поднимаются проблемы человеческой памяти: «Плаха» Ч. Айтматова (легенда о манкуртах); «Память» В. Чивилихина.
В качестве иллюстрации аргументов предлагаем использовать следующие высказывания:
«История мира — это история каждого из нас» (неизвестный автор);
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» (Цицерон); «История—учительница жизни» (Цицерон);
«Не постигая прошлое, мы не сможем понять будущее» (В. Афицин-ский);
«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» (Т. Котар-биньский).
Вариант № 5
В тексте К. Паустовского поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1) проблема времени и его летописцев;
2) связь быта, жизни с творчеством писателей и поэтов;
3) выдающиеся люди эпохи и их влияние на общественную и литературную жизнь страны.
Комментируя первую проблему, можно обратить внимание на то, что каждая эпоха характеризуется своими особенностями. Это и исторические события, и особенности жизни и быта, и мода, и многое другое. Зачастую всё это настолько непохоже на современный уклад жизни, что при чтении художественных произведений возникает множество вопросов. Найти ответ на эти вопросы помогают «летописцы» — писатели, которые создают практически документальные произведения, досконально освещающие разные стороны той или иной эпохи.
Комментарий второй проблемы может включать информацию о том, что писатели и поэты сюжеты своих произведений нередко черпали из окружающей их действительности. В частности известны, например, реальные прототипы героев рассказов «Человек в футляре», «Ионыч» и др. А.П. Чехова. Во многих произведениях фигурируют не только реальные названия городов, улиц и т.п., но и реальные дома, учреждения. И это понятно.
Вопрос о влиянии на общественную и литературную жизнь страны выдающихся людей эпохи можно было бы отнести к вечным вопросам. Кто же двигает историю? Народы или отдельные личности? Над этими вопросами задумывались многие писатели, публицисты, учёные. Эти проблемы поднимали Л. Толстой в романе «Война и мир», А. Толстой в романе «Пётр I» и многие другие писатели и выдающиеся деятели.
Позиция автора:
1) любое время имеет своих летописцев, одним из которых был Владимир Александрович Гиляровский;
2) чтобы до конца понять творчество писателя или поэта, нужно знать быт того времени, когда он жил;
3) Гиляровский — это тот тип выдающихся людей, которые определяют собой своё время, свою эпоху.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою точку зрения по первой проблеме, вспомните летописца Нестора, автора «Повести временных лет».
В качестве иллюстраций к аргументам по третьей проблеме предлагаем использовать, например, такие высказывания:
«История — не просто чередование эпох и времён. Это и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле» (Д.А. Волкогонов);
«Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать» (И.С. Тургенев).
Вариант № 6
В тексте Д. Гранина можно выделить две основные проблемы:
1) гениальные открытия, определяющие судьбу цивилизации;
2) роль гениальной личности в исторических научных достижениях. В комментарий первой проблемы можно включить сведения о том,
как были сделаны те или иные открытия, рассказать о том, что самые, казалось бы, неожиданные открытия являются результатом долгих поисков не одного поколения исследователей.
Комментарий второй проблемы можно начать с рассуждения о том, что феномен гениальной личности волнует не одно поколение людей. Учёные, писатели пытаются разобраться в том, насколько велика роль отдельного, пусть и гениального, человека в истории (например, роль Петра I в становлении Российского государства или роль Наполеона в истории Франции), какое значение имеет гениальная личность для развития литературы (например, гений А.С. Пушкина или А.П. Чехова). Д. Гранин попытался определить роль гениального учёного в научных открытиях и достижениях.
Позиция автора:
1) в историю попадают открытия, порой приукрашенные, а путь поисков и долгих усилий остаётся в тени;
2) само открытие обезличено, оно приходит с неумолимой неизбежностью.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию по первой проблеме, обратите внимание на то, что большинство открытий не под силу было сделать одному человеку. Вспомним хотя бы открытие Америки Колумбом: в путешествие отважный мореплаватель отправился далеко не в одиночку, но история сохранила только имя капитана.
Аргументы по второй проблеме: прогресс не стоит на месте, человечество развивается, люди стремятся постичь земные и внеземные тайны. И рано или поздно природа приоткрывает завесу, позволяет проникнуть в святая святых. Заслуга гения заключается в том, что он смог совершить это раньше других. И в этом плане актуальными представляются слова С. Довлатова: «Гений — это бессмертный вариант простого человека».
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие афоризмы:
«Прогресс науки определяется трудами её учёных и ценностью их открытий» (Л. Пастер);
«Науки и искусства — это то, что двигает людей вперёд и даёт им возможность бесконечного развития» (Л.Н. Толстой);
«Чтоб удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы» (К. Гельвеций);
«Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И. Гёте).
Вариант № 7
В тексте В. Короленко можно выделить две проблемы:
1) проблема восприятия музыки, её роли и назначения;
2) влияние музыки на человеческую душу, «зрение» и зоркость души.
В комментарии проблем можно рассказать о том, что музыка является одним из древнейших видов искусства, всегда завораживающих человека. Неслучайно музыке приписывается магическое воздействие. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни, в радости и горести, и то, что иногда невозможно выразить словами, передаёт музыка. Ведь для её восприятия и понимания не надо знать иностранных языков или обучаться грамоте. Надо лишь уметь слушать.
Позиция автора:
1) музыка способна объединить разношёрстную толпу глубокой искренностью выражения; музыка способна передать всё богатство чувств и красок;
2) зрячий человек может быть духовно слеп, к наоборот, слепой может «прозреть», если сумеет побороть в себе эгоистическое страдание и будет носить в душе ощущение жизни.
Выразите своё отношение к позиции автора, выскажите и обоснуйте своё мнение по одной из проблем.
О музыке, о её способности выражать не выражаемое другими средствами, о её влиянии на душу человека писали многие поэты, писатели, выдающиеся деятели прошлого и наши современники. В этом отношении интересно творчество поэтов начала двадцатого века, таких, как А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, И. Северянин. Особое место в этом ряду занимает поэзия О. Мандельштама.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (рассказ об истории создания и исполнения одной из музыкальных пьес Э. Грига, посвященных дочери лесника Дагни Педерсен); Ч. Айтматова «Плаха» (отрывок, посвященный выступлению хора); А. Платонова «Любовь к Родине, или путешествие воробья» (рассказ о старом скрипаче, который «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью»).
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания:
«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке» (И. Гёте );
«Музыка — это разум, воплощённый в прекрасных звуках» (И.С. Тургенев);
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его» (Р. Роллан);
«Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё» (И, Эренбург);
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф. Ницше);
«Музыка — высшее в мире искусство» (Л. Толстой);
«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» (Людвиг ван Бетховен).
Вариант № 8
В тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волнующих человечество не одно тысячелетие, — на что способна любовь? Сила и жертвенность любви.
Комментарий проблемы можно начать с того, что теме любви, любви жертвенной посвящено множество произведений как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них — жертвенной материнской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Мать» М. Горького, «Прости меня, мама» А. Алексина и др. Тургенев ставит проблему шире — сила жертвенной любви близкого человека. На что способно любящее существо?
Позиция автора:
«любовь сильнее смерти и страха смерти»; «только любовью держится и движется жизнь».
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
В качестве аргументов предлагаем использовать, например, ссылки на следующие произведения, в которых раскрывается бесконечная сила любви:
рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором любовь к мальчику-сироте Ванюшке возвращает к жизни главного героя — Андрея Соколова;
повесть В. Закруткина «Матерь человеческая», в которой автор рассказывает о судьбе женщины, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Книга В. Закруткина — гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого;
стихотворение К. Симонова «Жди меня», в котором есть такие строки:
«Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой».
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания:
«Люди — это всегда дети своих матерей... ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын... Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» (М. Горький);
«Самопожертвование может быть без любви; любовь не может быть без самопожертвования» (Илья Шевелёв);
«Любить — значит отдавать себя другим, ничего не ожидая взамен» (Уолли Эймос);
«Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их» (А.П. Чехов).
Зак. №22
Вариант № 9
В тексте В. Распутина рассматривается ряд взаимосвязанных проблем:
1) проблема культуры народа;
2) должна ли культура быть гуманистической;
3) чем подлинная культура отличается от псевдокультуры;
4) проблема творца, кого можно так назвать?
В комментарии данных проблем можно отметить следующее.
Вопросы культуры остаются актуальными на протяжении всего существования человечества.
В настоящее время существует множество научных подходов к определению культуры — нормативный, ценностный, символический, информационно-семиотический и др.
Нелишне будет вспомнить этимологию слова «культура». Это слово произошло от латинского culture и изначально имело значение «возделывание земли». Это значение оно не потеряло и сегодня и используется в биологических и сельскохозяйственных средах, когда говорят о «культурах» каких-либо растений или бактерий, подразумевая способы их выращивания.
Культура служит отличительной чертой, разделяющей человека и животных, использующих в своей жизнедеятельности естественные средства.
Культура не может возникнуть на пустом месте. Позиция автора:
1) культура народа — это сумма этических и эстетических ценностей;
2) негуманистической культуры не должно существовать;
3) подлинную культуру может создавать только творец;
4) творец — это тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»; рассказы М. Зощенко.
В качестве иллюстрации к аргументам используйте следующие цитаты:
«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» (К. Паустовский);
«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником» (А. Франс).
Вариант № 10
В тексте Д. Гранина поднимается важная и актуальная в настоящее время проблема познания и его роли в существовании человечества.
Эта большая проблема может быть раскрыта через ряд частных вопросов:
1) откуда у человека берётся стремление к познанию;
2) что даёт человеку процесс познания;
3) каким образом осуществляется процесс познания;
4) что в науке важнее: поиск истины и получение результатов или сам процесс творчества?
Комментируя проблему, обратите внимание на то, что процесс познания сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мы познаём окружающий нас мир, людей, мы пытаемся познать себя. И в этом стремлении не останавливаемся ни перед чем. Даже если осознаём угрозу не только здоровью, но и жизни. Достаточно вспомнить экспедиции спелеологов в пещеры, грозящие обвалами, или спуски на большие глубины Мирового океана.
Позиция автора:
1) стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов;
2) познание всегда доставляет человеку удовлетворение;
3) познание происходит через творчество;
4) сам процесс творчества бывает важнее, чем поиски истины и получение результатов в науке.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Для аргументации своей позиции вы можете использовать следующие афоризмы:
«Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока» (Платон);
«Познание начинается с удивления» (Аристотель);
«Человек должен верить, что непонятное можно понять» (И. Гёте);
«Прогресс науки определяется трудами её учёных и ценностью их открытий» (Л. Пастер);
«Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни» (Л. Толстой);
«Поиск истины значительно ценнее, чем обладание ею» (Г. Лессинг); «Воображение важнее, чем знание» (А. Эйнштейн); «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность» (Б. Шоу);
«Сила познания — в сомнении» (М. Горький); «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно» (Конфуций).
Вариант № 11
В тексте К. Паустовского поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1) проблема познания неоспоримых истин;
2) проблема влияния соседних областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки и прозы — друг на друга, их синтез.
Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что Комментарий второй проблемы можно начать с напоминания о том, что в нашем мире всё взаимосвязано. И эта взаимосвязь находит выражение в самых разных областях. Особенно ярко это проявляется в искусстве. Взаимосвязь поэзии и музыки, архитектуры и живописи, художественной литературы и музыки очевидна. И вот это очевидное, как правило, оказывается не всегда заметно. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», — как писал С. Есенин. Позиция автора:
1) часто неоспоримые истины остаются скрытыми и человек из-за своей лени или невежества не познаёт их;
2) знание всех областей искусства обогащает внутренний мир писателя и придаёт особую выразительность его прозе.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме, может служить, например, рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб» (см. вариант №16 на с. 215 — 216);
Примеры обратного, когда человек стремится докопаться до самой сути, не удовлетворяясь общеизвестными сведениями, мы находим в таких произведениях, как «Родник в мелколесье» К. Паустовского (см. вариант №3 на с. 173 —174).
В качестве аргументов ко второй проблеме предлагаем использовать, например, сведения о том, что многие писатели и поэты были также неплохими художниками, В частности, можно вспомнить А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др.
Из современных авторов можно назвать писателя, поэта и художника Радия Погодина, автора таких книг для детей, как «Живи, солдат», «Дубравка» и др.; писателя и художника Е. Носова, автора таких произведений, как «Тридцать зёрен», «Где просыпается солнце», «Усвятские шлемоносцы»; писателя, фотохудожника и натуралиста Ю. Аракчеева, автора таких произведений, как «Джунгли во дворе», «В поисках апол-лона», «В стране синих махаонов» и др.; Эрнеста Сетона-Томпсона, канадского писателя, художника и натуралиста, автора таких произведений, как «Рассказы о животных», «Маленькие дикари».
Вариант № 12
В тексте Ф. Кривина можно выделить три проблемы:
1) проблема двойственности человеческой натуры;
2) проблема принятия решения;
3) проблема лицемерия.
В комментарий проблем, поднятых автором, можно включить замечание об аллегоричности данного текста. Рассказывая сказку о земляном льве, Ф. Кривин, безусловно, имел в виду людей, обладающих таким далеко не привлекательным свойством, как лицемерие.
Кроме того, можно обратить внимание на название текста — «Лев из класса пресмыкающихся». В этом названии слово «пресмыкающиеся» употреблено одновременно в двух значениях: во-первых, так называется класс позвоночных животных, к которому относятся хамелеоны, во-вторых, в контексте сказки у слова возникает значение по значению глагола «пресмыкаться» — перен., перед кем-чем. Раболепствовать, подличать (презр.)». Другими словами, пресмыкающийся — это раболепствующий, «подличающий».
Позиция автора:
1) внешнее впечатление часто противоречит тому, что есть на самом деле;
2) принятие решения — один из самых сложных поступков в жизни любого;
3) лицемерие никогда не считалось добродетелью.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию, вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». В рассказе главный герой, полицейский надзиратель Очумелое, представляет собой классический образец человека-хамелеона.
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания:
«Лицемер — человек, который убил обоих родителей и просит о снисхождении, ссылаясь на то, что он сирота» (Авраам Линкольн);
«Не так опасны удары друга, как поцелуи врага» (Н.И. Гнедич);
«Лицемер — всегда раб» (Р. Роллан).
Вариант № 13
В тексте Н. Дубинина рассматривается сложная и многогранная проблема подвига. Это проблема раскрывается через ряд частных проблем:
1) в чём заключается подвиг?
2) можно ли совершить подвиг в нашей жизни?
Комментируя проблему, обратите внимание на следующее. Когда речь заходит о подвиге, как правило, вспоминают либо события Великой Отечественной войны, либо гениальные научные открытия, не обращая внимания на то, что происходит в повседневной жизни.
Позиция автора:
1) подвиги совершали во все времена;
2) подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях;
3) победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками — это тоже подвиг;
4) у человека всегда есть выбор своего жизненного пути. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения В. Дудинцева «Белые одежда» (роман, рассказывающий о самоотверженной работе учёных во время сталинских репрессий); В. Астафьева «Печальный детектив» (роман о добросовестном и честном милиционере Леониде Сошнине, пытающемся разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу — инвалиду войны и труда?); Ч. Айтматова «Плаха» (роман о двух типах современных людей. К первому относится Авдий Калистратов. Бывший семинарист, добрый, очень интересный молодой человек. Ему противопоставлен Гришан — главарь группы ребят, собирающих и распространяющих анашу).
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей:
«Мужественные подвиги достовернее слов» (А.В. Суворов);
«Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть» (М. Горький);
«Каждый, кто идёт в жизни собственным путём, — герой» (Г. Гессе);
«Подвиг — это всё, кроме славы» (И. Гёте).
Вариант № 14
В тексте В. Распутина рассматривается проблема массовой культуры, внутри которой можно выделить ряд более мелких проблем, непосредственно связанных с основной:
1) что принято понимать под массовой культурой, какое содержание вкладывается в это понятие;
2) какова роль культуры, в том числе и массовой, в формировании человека;
3) имеет ли массовая культура право на существование.
Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что понятие «массовая культура» в разное время определялось и оценивалось по-разному. И сейчас трактовка его далеко не однозначна. Одни считают всё, что предназначено для широких масс, искусством второго сорта, ширпотребом, с которым следует бороться. Другие, наоборот, стараются поднять уровень массовой культуры до искусства.
Комментарий второй проблемы может включать размышления о том, что делает человека человеком. Воспитание в семье, обучение и воспитание в школе, самовоспитание, культурные факторы — всё это в той или иной мере влияет на становление человека.
Комментарий третьей проблемы, по сути, совпадает с комментарием первой проблемы.
Позиция автора:
1) современная массовая культура не отвечает требованиям, которые предъявляются настоящему искусству;
2) из человека можно сделать и человека, и зверя; зависит это от того, как воздействовать на человека, и роль культуры в этом огромна;
3) массовая культура имеет право на сосуществование с классикой. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументируя свою позицию, напишите о тех современных книгах, фильмах, телепередачах, которые, на ваш взгляд, не отвечают требованиям, которые предъявляются настоящему искусству, и объясните, почему. К таковым, на наш взгляд, можно отнести книги и фильмы, пропагандирующие насилие и идеализирующие преступный мир.
Приведите примеры современных произведений массовой культуры, которые могут сосуществовать с классикой.
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания.
Лорд Раглан: «Культура — это приблизительно всё то, что делаем мы и чего не делают обезьяны»;
Эдуар Эррио: «Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное забыто»;
Юрий Лотман: «Культура начинается с запретов»;
Ф. Ницше: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом»;
Фазиль Искандер: «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».
Вариант № 15
В тексте Е. Жарикова и Е. Кружельницкого можно выделить две проблемы:
1) проблема времени и его быстротечности и
2) проблема использования времени.
Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что проблема времени относится к числу так называемых вечных проблем. Ещё в древние времена люди стали задумываться о том, что такое время, откуда оно берётся и куда исчезает. Прошли тысячелетия. Многие учёные умы пытались понять природу этого явления. Тем не менее и сегодня, в XXI веке, не все проблемы решены. Не случайно же в России существует институт времени.
Комментарий второй проблемы может отчасти включать отсылку к первой проблеме, к такому свойству времени, как его быстротечность. Ни для кого не секрет, что время уходит безвозвратно, его нельзя повернуть вспять. А так многого хочется достичь. Всё успеть. В книгах, журнальных статьях даётся огромное количество советов, как сберечь время. Но как не только выбрать хороший совет, но суметь воспользоваться им.
Позиция автора:
1) проблема нехватки времени была уже у древних;
2) рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение.
Выразите своё отношение к позиции автора.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведение Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», рассказ М. Шагинян, посвященный рациональному использованию времени.
М. Шагинян сравнивает время с конвейером. Если человек занят делом, то на конвейер ложатся кирпичики полезных дел, полученной информации. Если же человек занят «ничегонеделанием», то и время бежит, как «пустой конвейер, на который ничего не положено».
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие выражения:
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» (Б. Франклин);
«Время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его» (С.Я. Маршак);
«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» (А.П. Чехов).
Вариант № 16
В тексте Ю. Нагибина поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1) проблема познания природы;
2) проблема преподавания родного языка.
Комментируя первую проблему, можно обратить внимание на то, что самое замечательное и чудесное зачастую находится рядом с нами, но, к сожалению, далеко не все и не всегда могут это замечательное разглядеть. Так происходит и с окружающей нас природой: в суете забот мы не замечаем весной едва проклюнувшейся зелёной травки, а осенью — расцвеченного всеми оттенками золотого и багрового леса. Но увидеть всё это можно, стоит только остановиться и приглядеться... И тогда природа приоткроет свои тайны.
Комментарий второй проблемы можно начать с напоминания о том, что русский язык является одним из самых выразительных и богатых языков на Земле. Уместно при этом вспомнить высказывания о его достоинствах, например такие:
«Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» (П. Мериме);
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. Куприн);
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький);
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский);
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский);
«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточ-ки"свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли» (К. Паустовский).
Однако далеко не всегда обучение русскому языку соответствует самому предмету изучения. И замечательно, что это осознал сам учитель. Позиция автора:
1) природа прекрасна, но мы не замечаем этого;
2) задача учителя — научить богатейшему и красивейшему языку своих учеников.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме,
могут служить, например, рассказы о природе таких авторов, как В. Би-анки, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Распутин, В. Астафьев и др., показывающих в своих произведениях красоту родной природы. Кроме того, можно использовать в качестве иллюстраций к аргументам следующие высказывания знаменитых людей:
«Природа — творец всех творцов» (И. Гёте);
«Леса учат человека понимать прекрасное» (А. Чехов);
«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя» (М. Пришвин);
«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землёй. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем» (Л. Толстой).
Вариант № 17
В тексте Ю. Лотмана поднимается две проблемы:
1) проблема человеческой индивидуальности;
2) проблема выбора.
Комментарий первой проблемы может включать замечания о том, что при всей схожести людей, как внешней, так и внутренней, различий между ними больше, чем одинаковости — начиная с отпечатков пальцев и набора генов и заканчивая особенностями характера. Поэтому так порой сложно найти общий язык.
Вторая проблема неоднократно поднималась в классической русской и зарубежной литературе, ей посвящены многие современные художественные и публицистические произведения. По сути, можно сказать, что человек постоянно находится в состоянии выбора. Этот выбор может касаться незначительных бытовых вещей, а может быть мерилом нравственного здоровья человека.
Позиция автора:
1) человек похож на всех остальных и в то же время он индивидуален;
2) всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Для доказательства своей точки зрения используйте следующие высказывания:
«Человеческая индивидуальность — это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное» (Л.И. Собчик);
«В сущности, индивидуальность каждого человека гораздо важнее национальности и в тысячу раз больше, нежели последняя, заслуживает того, чтобы быть принимаемой во внимание» (А. Шопенгауэр);
Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.
(Е. Евтушенко)
В качестве аргумента позиции по второй проблеме можно использовать следующие произведения.
Рассказ А. Грина «По закону», в котором перед раненым матросом стоял выбор: поступить по совести — простить обидчика или по закону — отправить на каторгу своего оступившегося товарища.
Повесть В. Белова «Сотников», в которой автор поднимает проблему нравственного выбора. Главными героями являются два партизана, Сотников и Рыбак, попавшие в плен к полицаям. Сотников не может стать полицаем — его нравственные устои не позволяют ему этого — поэтому он бесстрашно идёт на казнь. Его пассивность вовсе не есть покорность судьбе, а лишь способность трезво оценить обстановку и выбрать смерть как единственно возможный выход из сложившейся ситуации.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором данная проблема раскрывается на образах Понтия Пилата и Иешуа.
Произведение В.Г Короленко «Слепой музыкант»; М. Горького «Старуха Изергиль», «На дне»; М. Шолохова «Тихий Дон», «Судьба человека»; А. Солженицына «Матрёниндвор» и другие.
Вариант № 18
В сказке Ф. Кривина рассматривается проблема красоты и её воздействия.
В комментарии проблемы следует обратить внимание на то, что в сказке в аллегорической форме поднимается одна из вечных проблем человечества, над которой бьются выдающиеся умы уже на протяжении не одного столетия и которую в яркой поэтической форме выразил Н. Заболоцкий:
<г... то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде...»
Позиция автора: не хлебом единым жив человек. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите свою точку зрения.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, философскую лирику Н. Заболоцкого («О красоте человеческих лиц»), прозу К. Паустовского, М. Пришвина и др.
Аргументировать позицию могут помочь следующие высказывания философов и писателей-классиков:
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. Чехов);
«...Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши»(Ф. Ницше);
«Красота есть гармония; в ней залог успокоения...» (Ф. Достоевский);
«Тот, кто чувствует красоту, часто забывает о времени» (Дж. Голсу-орси).
Вариант № 19
В тексте А. М. Горького рассматривается проблема роли книги в жизни человека.
Комментарий проблемы. В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Позиция автора:
1) автор обязан книгам всем хорошим, что есть в нём;
2) в природе красоты нет, красоту человек создаёт сам;
3) наша жизнь трагична, но человек превращает эти трагедии в произведения искусства.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мнение.
Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек — мыслящий человек.
Аргументируя свою позицию, напишите о тех книгах, которые произвели на вас наибольшее впечатление, заставили о чём-либо задуматься или изменить своё решение. Это могут быть произведения, входящие в обязательный курс литературы, и просто ваши любимые книги.
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие афоризмы:
«Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место» (А. Герцен);
«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. Шолохов);
«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас» (Франческо Петрарка);
«Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник» (П. Павленко);
«Занятия с книгами — юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» (Цицерон).
Вариант №20
В статье из журнала «Спутник» рассматриваются две основные проблемы:
1) специфика национального менталитета;
2) проблема обогащения и отношение к ней русских и американцев. В комментарии первой проблемы можно обратить внимание на то,
что менталитет каждой нации складывался тысячелетиями. В его формировании принимали участие самые разнообразные факторы: природные условия, традиционные виды деятельности, участие в войнах и т.п. Под влиянием этих и других факторов сформировались в чём-то похожие, но в целом самобытные национальные менталитеты. Их специфика проявляется в самых разных моментах. Это и особенности воспитания детей, отношения к родителям и старшему поколению в целом, а также отношение к собственности и деньгам.
Комментарий второй проблемы вытекает из комментария первой проблемы. Специфика менталитетов накладывает отпечаток на отношение русских и американцев к богатству, обогащению. И здесь уместно прокомментировать примеры, предложенные автором в тексте.
Позиция автора:
1) важнейший ориентир в воспитании — органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры;
2) жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими. Выразите своё отношение к позиции автора, выскажите своё мнение
и аргументируйте его.
В качестве аргументов второй позиции в данном случае вполне уместно использовать русские пословицы и поговорки, например такие:
Живи всяк своим добром да своим горбом!
Богатый совести не купит, а свою погубит.
Богачи едят калачи, да не спят ни в день, ни в ночи; бедняк чего ни хлебнёт, да заснёт.
Залез в богатство — забыл и братство.
Богатый — что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Богатому и не спится: богатый вора боится. Богатство с деньгами, голь с весельем. Лишнего пожелаешь — последнее потеряешь. Богат, да крив; беден, да прям. Богатый и не тужит, да скучает.
И можно вспомнить мудрые слова русского писателя Д.И. Фонвизина: «Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван».
Ответы
Параграф | Задание |
Вариант
Параграф |
Задание |
Вариант |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
и тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
|
| |||||||||||||||||||||||||
§5. Синтаксичес- | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
кие нормы | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | 2 | I | 4 | 4 |
|
| |||||||||||||||||||||||||
5 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 |
|
| |||||||||||||||||||||||||
Параграф |
Задание |
Вариант |
| |||||||||||||||||||||||||||||
и тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 |
| ||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 |
| ||||||||||||||||||||||||
§6. Текст. | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| |||||||||||||||||||||||
Грамматика | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 |
| |||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||
6 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
| ||||||||||||||||||||||||
Параграф |
Задание |
Вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||
нтема |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
§6. Текст. | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Грамматика | 4 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||
5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
| 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
§6. Текст. | 3 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||
Грамматика | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
в | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
Параграф |
Задание |
Вариант |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
и тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||
§7. Правописа- | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
ние Н и НН в суф- | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
фиксах различных | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
частей речи | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 |
|
| ||||||||||||||||||||||||
Параграф | Задание | Вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||
и тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§8. Правописание | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
корней | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 7 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§9. Правописание | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
приставок, право- | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
писание на стыке | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
приставки и корня | 5 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
§10. Правописание | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
личных окончаний | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
глаголов и суффик- | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
сов причастий | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
наст, времени | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§11.Правописание | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
суффиксов различ- | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
ных частей речи | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
(кроме -Н- и -НН-) | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
§12. Правописание | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
НЕ и НИ | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Параграф |
Задание |
Вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||
И тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
§13. Слитное, | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
дефисное, раздельное | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
написание | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 4 | 4 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§14. Орфография | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
(обобщение) | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§15. Пунктуация | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
в простом и сложном | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
предложениях | 4 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
§16. Знаки | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
препинания при обо- | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
собленных членах | 4 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
предложения | 5 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
§17. Знаки препин. | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
в предл. со словами | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
и конструкциями, | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
грамм, не связанными | 4 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
с членами предл. | 5 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
§18. Знаки препина- | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
ния в простом ослож- | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
нённом предложении | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
(однородные члены | 5 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
предложения) | 6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Параграф |
Задание |
Вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||
И тема |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
§19. Знаки препина- | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
ния в бессоюзном | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
сложном предложе- | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
нии | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| а | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§20. Знаки препина- | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
ния в сложноподчи- | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
нённом предложении | 5 | 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
| 7 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 8 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
§21. Знаки препина- | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
ния в сложном пред- | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
ложении с разными | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
видами связи | 5 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
§22. Грамматические | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
нормы (синтакси- | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
ческие нормы) | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| 6 | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
§23. Информацион- | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
ная обработка пись- | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
менных текстов раз- | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
личных стилей и | 4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
жанров | 5 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
№ вар. | Задания | ||||||||||
1 | 2 | 3 | В1 | В2 | вз | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | |
1 | 4 | 3 | 2 | близким, знакомым, многое, последнее | иногда, как, подчас, сейчас | примыкание | 15,16, 17 | 3,33 | 32 | 20 | 4,8,2, 5 |
2 | 1 | 3 | 2 | суффиксальный | (не) поехал бы | примыкание | 10 | 32 | 29 | 40 | 1,8,5, 7 |
3 | 4 | 4 | 2 | суффиксальный | наполненное, связано | примыкание | 1,4, 5, 6 | 3, 12, 13,18 | 5,6 | 21 | 6,1,3, 9 |
4 | 3 | 4 | 2 | неморфологический | красивей, богаче | согласование | 8, 10, 11 | 8, 9, 10, 11 | 28 | 24 | 2,3,5, 4 |
5 | 3 | 3 | 2 | суффиксальный | хотя бы, даже, лишь, почти, не | трудно представить, много или мало написали | 4,6,7 | 1 | 4 | 13 | 8,7,1, 3 |
6 | 2 | 4 | 2 | суффиксальный | сегодня, очень, значительно | управление | 1 | 1 | 2,6,8 | 25 | 6,1,8, 7 |
7 | 4 | 1 | 2 | неморфологический | зала | управление | 8,9 | 12 | 21 | 5 | 4,8,3, 1 |
8 | 4 | 1 | 2 | неморфологический | предлог | примыкание | 8,15 | 11 | 6, 7, 11 | 10 | 5,3,7, 6 |
to
Вар. |
Задания | ||||||||||
А1 | А2 | A3 | В1 | В2 | ВЗ | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | |
9 | 3 | 3 | 4 | суффиксальный | нашем, он, того, который, что | примыкание | 3 | 15, 16, 19 | 4,11 | 17 | 7,1,8, 6 |
10 | 4 | 3 | 2 | новое | своего | наблюдая, постиг | 4 | 14 | 21, 25 | 23 | 3, 7,2, 8 |
11 | 2 | 1 | 2 | суффиксальный | ночью, впереди, вдруг, дальше, здесь | согласование | 23,24 | 3 | 24 | 7,10 | 3.1,7, 6 |
12 | 4 | 4 | 4 | прист.-суфф. | эх | управление | 1 | 2 | 3 | 8 | 8,7,1. 2 |
13 | 3 | 3 | 3 | великое, к хорошему, перед каждым | выбита | работают везде | 15, 18 | 19, 20 | 14, 21 | 7 | 1.5.3, 6 |
14 | 3 | 3 | 2 | сложение | ни, не, только, пусть | нет в понятии, в понятии культуры, ничего нет | 1 | 10 | 8 | 3, 8 | 8, 3, 1,6 |
15 | 2 | 2 | 3 | суффиксальный | ничего, что, это, мы, наше | примыкание | 5 | 12, 16 | 11 | 2 | 8,1,5, 7 |
№ вар. | Задания | ||||||||||
А1 | А2 | A3 | В1 | В2 | ВЗ | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | |
16 | 4 | 1 | 1 | приставочно-суффиксаль-ный | сверкающих, прошитым, покрыт | тяжко гружённые, сразу перенеслись | 6 | 23 | 2 | 6 | 8,7,1, 4 |
17 | 3 | 2 | 1 | суффиксальный | многими, любопытно, важный, больно | примыкание | 12 | 7 | 26 | 28 | 3,6,2, 5 |
18 | 4 | 3 | 3 | суффиксальный | лунным, ёлочной, новогодней | специально убрали | 20 | 2 | 20 | 25 | 4,2,5, 8 |
19 | 2 | 3 | 4 | суффиксальный | краткое причастие | управление, примыкание | 13, 16 | 8, 11 | 7 | 12 | 3,5,6, 1 |
20 | 3 | 1 | 4 | суффиксальный | бедным, окружающие | примыкание | 2 | 44 | 42 | 32 | 8,6,1, 2 |
To со
Оглавление
От автора................................................................... 3
§ 1. Орфоэпия (нормы ударения и произношения) 4
Вариант №1.............................................................. 4
Вариант №2................................................................... 4
Вариант №3................................................................... 5
Вариант №4................................................................... 5
Вариант №5.............................................................. 6
§ 2. Лексические нормы (употребление слова).. 7
Вариант №1.............................................................. 7
Вариант №2.............................................................. 8
Вариант №3.............................................................. 9
Вариант №4.............................................................. 11
Вариант №5.............................................................. 12
§ 3. Морфологические нормы.............................. 13
Вариант №1.............................................................. 13
Вариант №2.............................................................. 14
Вариант №3.............................................................. 15
Вариант №4.............................................................. 15
Вариант №5.............................................................. 16
§ 4. Синтаксические нормы (построение предложений
с деепричастным оборотом)......................... 17
Вариант №1.............................................................. 17
Вариант №2................................................................. 18
Вариант №3.............................................................. 19
Вариант №4................................................................. 20
Вариант №5.............................................................. 21
§ 5. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение сложноподчинённых
предложений)............................................................ 22
Вариант №1.............................................................. 22
Вариант №2.............................................................. 23
Вариант №3.............................................................. 24
Вариант №4.............................................................. 25
Вариант №5................................................................. 25
§ 6. Текст. Грамматика......................................... 27
Вариант №1................................................................. 27
Вариант №2.............................................................. 28
Вариант №3................................................................. 29
Вариант №4................................................................. 31
Вариант №5................................................................. 32
Вариант №6................................................................. 34
Вариант №7.............................................................. 35
Вариант №8................................................................. 36
Вариант №9................................................................. 38
Вариант №10............................................................. 39
Вариант №11............................................................... 40
Вариант №12............................................................. 41
Вариант №13............................................................. 42
Вариант №14............................................................. 44
Вариант №15............................................................. 45
Вариант №16............................................................. 46
Вариант №17............................................................. 48
Вариант №18............................................................. 49
Вариант №19............................................................. 50
Вариант №20............................................................... 52
Вариант №21............................................................... 53
Вариант №22............................................................... 54
Вариант №23............................................................... 56
§ 7. Правописание Н и НН в суффиксах различных
частей речи.................................................... 57
Вариант №1............................................................... 57
Вариант №2................................................................. 58
Вариант №3................................................................. 58
Вариант №4............................................................... 59
Вариант №5................................................................. 60
§ 8. Правописание корней........................................ 61
Вариант №1................................................................. 61
Вариант №2................................. ........................... 62
Вариант №3............................................................... 63
Вариант №4............................................................... 64
Вариант №5............................................................... 65
§ 9. Правописание приставок, правописание на
стыке приставки и корня.............................. 66
Вариант №1................................................................. 66
Вариант №2................................................................. 67
Вариант №3............................................................... 68
Вариант №4................................................................. 69
Вариант №5................................................................. 70
§ 10. Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени. 71
Вариант №1.......................................................... 71
Вариант №2............................................................... 71
Вариант №3............................................................... 72
Вариант №4............................................................... 73
Вариант №5............................................................... 74
§11. Правописание суффиксов различных частей
речи (кроме -Н- и -НН-)................................ 74
Вариант №1............................................................... 74
Вариант №2............................................................... 75
Вариант №3............................................................... 76
Вариант №4............................................................... 77
Вариант №5............................................................... 78
§12. Правописание НЕ и НИ.................................... 79
Вариант №1............................................................... 79
Вариант №2............................................................... 80
Вариант №3............................................................... 81
Вариант №4............................................................... 82
Вариант №5............................................................... 83
§ 13. Слитное, дефисное, раздельное написание..... 84
Вариант №1............................................................... 84
Вариант №2............................................................... 85
Вариант №3............................................................... 86
Вариант №4............................................................... 88
Вариант №5............................................................... 89
§14. Орфография (обобщение)................................. 90
Вариант №1............................................................... 90
Вариант №2............................................................... 91
Вариант №3............................................................... 92
Вариант №4............................................................... 94
Вариант №5............................................................... 95
§ 15. Пунктуация в простом и сложном предложениях 96
Вариант №1............................................................... 96
Вариант №2............................................................... 98
Вариант №3............................................................... 99
Вариант №4............................................................... 101
Вариант №5............................................................... 102
§ 16. Знаки препинания при обособленных членах предложения 104
Вариант №1............................................................... 104
Вариант №2............................................................... 105
Вариант №3............................................................... 107
Вариант №4............................................................... 108
Вариант №5............................................................... 109
§ 17. Знаки препинания со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения ............................................................ 111
Вариант №1............................................................... 111
Вариант №2............................................................... 112
Вариант №3............................................................... 113
Вариант №4............................................................... 114
Вариант №5............................................................... 115
§ 18. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении (однородные члены предложения) 116
Вариант №1............................................................... 116
Вариант №2............................................................... 117
Вариант №3............................................................... 119
Вариант №4............................................................ 120
Вариант №5............................................................... 121
§ 19. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 123
Вариант №1............................................................... 123
Вариант №2............................................................... 124
Вариант №3............................................................... 126
Вариант №4............................................................... 127
Вариант №5............................................................... 128
§ 20. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении ................................................ 130
Вариант №1............................................................... 130
Вариант №2............................................................... 132
Вариант №3............................................................... 133
Вариант №4............................................................... 134
Вариант №5............................................................... 136
§ 21. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное
предложение с разными видами связи..................... 137
Вариант №1............................................................... 137
Вариант №2............................................................... 138
Вариант №3............................................................... 139
Вариант №4............................................................. 140
Вариант №5............................................................... 142
§22. Грамматические нормы (синтаксические нормы) 143
Вариант №1............................................................... 143
Вариант №2............................................................... 144
Вариант №3............................................................... 145
Вариант №4............................................................... 147
Вариант №5............................................................... 148
§ 23. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров......................... 150
Вариант №1............................................................... 150
Вариант №2............................................................... 153
Вариант №3................................ .............................. 156
Вариант №4............................................................... 159
Вариант №5............................................................... 163
§24. Анализ текста ............................................... 167
Вариант №1............................................................... 167
Вариант №2............................................................... 170
Вариант №3............................................................... 173
Вариант №4............................................................... 177
Вариант №5............................................................... 180
Вариант №6............................................................... 183
Вариант №7............................................................... 186
Вариант №8............................................................... 190
Вариант №9............................................................... 192
Вариант №10............................................................. 195
Вариант №11............................................................. 199
Вариант №12............................................................. 202
Вариант№13.............................................................. 205
Вариант №14............................................................. 208
Вариант №15............................................................. 211
Вариант №16............................................................. 215
Вариант №17............................................................. 218
Вариант №18............................................................. 221
Вариант №19............................................................. 224
Вариант №20............................................................. 228
§ 25. Готовимся к части С .................................... 233
Ответы к части С (модели сочинений) .................... 248
Ответы....................................................................... 272
Готовимся к ЕГЭ
Учебное издание
Сенина Наталья Аркадьевна
РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ЧАСТИ А, В И С (МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЙ) 10-11 КЛАССЫ
Учебно-методическое пособие
Художественное оформление разработка серии: И. Лойкова Компьютерная верстка: Г. Безуглова Корректор: Н. Пимонова
Дата: 2018-12-21, просмотров: 790.