Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №13
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ -
(1)Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. (2)Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
(З)Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. (4)В его честь Академией наук была выбита специальная медаль... (5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткий привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! (6)И это тоже настоящий подвиг.
(7).:.Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. (8)Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. (9)Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.
(10) А как же подвиг?
(11 )И всё же мне кажется — есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. (12)Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его
победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (13)Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
(14) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
(15)Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. (16)На-до только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. (17)Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
(18)Жизнь пестра и разнообразна. (19)На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. (20)На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. (21 )Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.
(Н. Дубинин)
1. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Человеческая память хранит имена героев и их деяния.
2) Подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых видах деятельности.
3) Перед молодым человеком, вступающим в жизнь, нет выбора.
4) Победа над собой — это тоже подвиг.
2. Какая характеристика соответствует тексту?
1) разговорный стиль; рассуждение
2) художественный стиль; описание с элементами рассуждения
3) публицистический стиль; рассуждение
4) художественный стиль; повествование
3. В каком словосочетании все слова употреблены в прямом значении?
1) нашёл в себе мужество (предложение 1)
2) память хранит имена (предложение 2)
3) мужественный человек (предложение 13)
4) богатство ума и сердца (предложение 17)
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).
81. Из текста выпишите слова, образованные неморфологическим способом.
82. Из предложений 1 — 6 выпишите краткое причастие.
83. Из предложения 9 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
84. Среди предложений 15 — 21 найдите предложения с составным именным сказуемым. Укажите номера этих предложений.
85. Среди предложений 14 — 21 найдите неполные предложения и укажите их номера.
86. Среди предложений 14 — 21 найдите сложные предложения с сочинением и подчинением. Укажите номера этих предложений.
87. Среди предложений 2 — 9 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и частицы, и укажите его номер.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В8. «Автор текста приглашает молодое поколение порассуждать о том,
можем ли мы совершить в современной жизни подвиг и в чём он заклю-
чается. Чтобы заинтересовать читателей, вовлечь их в обсуждение жиз-
ненно важных нравственных вопросов, Н. Дубинин создаёт при помощи
определённых средств выразительности эмоциональность, доверитель-
ный тон размышлений. Это и («бороться с собой», «богатство
ума и сердца», «победить себя» и др.), и (предложение 10), и
(в предложениях 8, 9, 12, 13). Все предложения последнего аб-
заца построены по принципу , подчёркивающей те возможности
выбора, которые существуют у каждого человека».
Список терминов:
1) метафоры
2) книжная лексика
3) ряды однородных членов
4) сравнительные обороты
5) риторический вопрос 6)антитеза
7) синтаксический параллелизм
8) разговорная лексика
9) просторечное слово
Дата: 2018-12-21, просмотров: 856.